* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .c2 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Balloon Text {font-family: 'Arial'; font-size: 9pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Arial'; font-size: 9pt;}

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 32 «Дуслык»

г. Белебея муниципального района Белебеевский район РБ

Конспект занятия

по речевому развитию

в подготовительной группе

«Перелетные птицы»

Подготовила:

воспитатель

Жук Т.Н.

март, 2025 г.

Цель:

- продолжать знакомить детей с перелетными птицами, их образом жизни.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: обобщить и расширить представления о перелетных птицах, их образе жизни; изучить новые понятия (летят стаей, вереницей, клином); совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы, образовывать прилагательные; учить детей передавать особенности внешнего вида птицы – строения тела.

 Коррекционно-развивающие: развивать активный и пассивный словарь; развивать слуховое внимание, память, фонематический слух, координацию речи с движением; развивать мелкую моторику, развивать высшие психические функции – внимание, наглядно-логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес и бережное отношение к природе, к пернатым друзьям.

Словарная работа: перелетные: (журавли, грачи, утки, гуси, ласточка, скворец…), стая, вереница, клин, косяк.

Оборудование: аудиозапись с голосами перелетных птиц, мяч, конверт с письмом, буквы ГНЕЗДО, картинки с изображением птиц, разрезные картинки, задания- ребусы, карандаши, раскраски.

Предварительная работа: наблюдение в природе за птицами, слушание музыкальных композиций с голосами птиц, беседа с детьми, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, «Кто к кормушке прилетел?» Бианки, «О птицах» Зотова.

Ход занятия:

Организационный момент «Становись скорее в круг!».

-Дети послушайте, как красиво звучат голоса птиц. Как вы думаете, чему радуются птицы? (приходу весны)

И мы с вами радуемся приходу весны. Назовите по порядку весенние месяцы.

Упражнение «Назови признак весны»

-Передавайте друг другу мяч, тот у кого мяч должен назвать один из признаков весны.

Сообщ

ение темы, нацеливание на работу.

-Ребята, сегодня к нам пришло письмо от Весны, откроем и посмотрим, что там? Посмотрите тут записка, а в ней буквы .

«Здравствуйте, дети! Пишет вам Весна. Совсем скоро будет очень тепло и птицы, вернутся из дальних стран, а у многих из них нет…»

И дальше ничего непонятно. О чём же хотела сказать нам Весна? Буквы, которые в конверте, составляют то слов, о чём она хотела сказать. Вы будете выполнять задания и за каждый правильный ответ получать букву, после выполнения всех заданий из этих букв составим слово. Составим слово и узнаем, о чём нам хотела сказать весна. Готовы?

Основная часть.

Упражнение «Четвертый лишний»

- Внимательно слушайте и назовите кто лишний:

-грач, ласточка, воробей, скворец;

- кукушка, соловей, голубь, жаворонок;

-синица, лебедь, гусь, журавль;

усь, ворона, грач, кукушка.

- Как вы думаете, почему их называют перелетными?(ответы детей)

Правильно, потому что эти птицы улетают в теплые края.

 - А в какое время года это происходит?  (осенью)

- Ребята, а почему перелетные птицы улетают? (становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений, замерзают водоемы, птицам трудно добывать корм)

- В какое время года перелетные птицы возвращаются назад из теплых краев? (весной)

-Молодцы, получаете первую букву!

Упражнение «Части тела птиц»

-Рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела.

У птиц есть голова.  У птиц есть туловище с двумя крыльями.

У птиц есть две лапы.  У птиц есть хвост.

У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.

- Молодцы, получаете вторую букву из конверта!

- Как вы думаете, есть ли нос у птиц, уши? (ноздри располагаются в верхней части клюва, ушные отверстия по бокам головы)

Упражнение «Собери и назови»

-На столах разрезные картинки, соберите птицу. Какую птицу собрали, назовите.

- Молодцы, получаете еще одну букву!

Физминутка «Перелетные птицы»

-Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями.)

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее.)

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.)

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями».)

Вот и край родной. Ура!

Приземляться нам пора.

Дидактическая игра «Прилетели птицы»

(хлопаем, топаем)

Прилетают птицы: ласточки, стрижи, мухи и слоны.

Прилетают птицы: аисты, синицы, галки, макароны.

Прилетают птицы: аисты, куницы, зайцы и лисицы.

Прилетают птицы: ласточки, кукушки, лебеди и мушки.

Прилетают птицы: галки и стрижи, медведи и чижи.

Прилетают птицы: аисты, кукушки, утки и ватрушки!

- Получаете букву!

ы знаете, что первыми прилетают грачи – вестники весны. Они долбят клювами землю, отыскивают червей и личинок. За ними следуют скворцы. Эти птицы летят стаями. Потом возвращаются домой жаворонки, трясогузки. Журавли летят клином. Впереди самый опытный и сильный вожак. Птицы могут перестраиваться в полете и лететь вереницей или косяком.

А нас ждет следующее задание.

Игровое упражнение «У кого какое тело?».  ( Образование прилагательных)

-Ласточка любит тепло, она… (теплолюбивая).

-У ласточки острые крылья, она…(острокрылая).

-У аиста длинные ноги, он какой….(длинноногий).

- У аиста длинный клюв, он…(длинноклювый).

- У лебедя длинная шея, он какой? (длинношеий)

-У грача черные крылья, он какой? (чернокрылый)

- У трясогузки длинный хвост, она какая? (длиннохвостая)

-У дрозда пестрая грудка (пестрогрудый)

-У кукушки острый клюв (остроклювая)

-У журавля длинные ноги (длинноногий)

-У утки короткие ноги (коротконогая)

-Получаете еще одну букву!

Пальчиковая гимнастика «Птицы прилетают»

-С наступлением весны,

Птицы прилетают. (Большие пальцы соединяем, остальными машем, как крыльями) Возвращаются скворцы,

Работяги и певцы. (Пальцы рук сжимаем в кулаки и разжимаем)

А грачи у лужицы (ладони соединяем вместе чашечкой)

Шумной стайкой кружатся. (Круговые движения кулачками рук)

Журавли летят, торопятся, (Большие пальцы соединяем, остальными машем, как крыльями)

Птички – птички, (прикоснуться большим пальцем к остальным)

Вот для вас водичка,

Вот вам крошки (каждым пальцем постучать по раскрытой ладошке)

На моей ладошке.

Упражнение «Отгадай ребусы», в каждую клетку впишите первую букву названия картинки, прочитайте слово.

(задание выполняют на листочках)

Все задания выполнили, все буквы из конверта достали! Так о чем же нам хотела сказать Весна? Составляем слово (гнездо).

- Дом для будущих птенцов должен быть прочным, тёплым и сухим, с мягким дном. Часто роли родителей распределяются: самец добывает строительный материал, самка его укладывает и вьёт гнездо. Чаще всего используются пёрышки, шерсть животных, сухой мох, корешки и стебли травы, конский волос, ветки, земля, комочки из глины, опилки из трухлявых пней. А вот кукушки в гнезде не нуждаются, они подбрасывают свои яйца в гнезда к другим птицам.

Рефлексия.

- О каких птицах мы сегодня говорили?

-Почему их так называют?

- Что вам трудно было выполнять?

- Что нового узнали, что запомнилось?

Отметить наиболее старательных и активных детей.

-Сегодня старались все, поэтому я приготовила для вас раскраски по нашей теме. Молодцы!