Конспект занятия по развитию связной речи с элементами обучения грамоте в старшей группе: «Дикие животные».
Задачи:
Образовательные:
· закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных, обозначающих животных;
· учить правильно, употреблять притяжательные прилагательные;
· закреплять умение детей обобщать по двум признакам;
· активизировать словарь детей по теме «Дикие животные»;
· закреплять образование уменьшительно-ласкательные формы;
· упражнять в подборе слов – признаков к названиям диких животных;
· упражнять в правильном употреблении предлогов;
· закреплять умение согласовывать падежные окончания;
· закреплять навыки в составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений.
Развивающие:
· развивать зрительное внимание и восприятие, логическое мышление;
· развивать координацию движений;
· развивать диалогическую речь.
Воспитательные:
· воспитывать умение внимательно слушать педагога и детей;
· воспитывать у детей гуманное, бережное отношение к животным;
· развивать любознательность, взаимопомощь.
· формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самооценки;
· воспитывать доброжелательность, самостоятельность.
Коррекционные:
· расширение и активизировать словарь по теме, закрепление в речи детей названий диких животных;
· развивать связную речь;
· развивать мыслительную деятельность, внимание, память;
· продолжать развивать фонематический слух.
· развивать согласованность движений с текстом стихотворения, ритмичность;
· развивать мелкую моторику.
Оборудование: презентация, проектор, колонки, телевизор, картинки диких животных, разрезные картинки с дикими животными, Су-ждок мячи.
Ход занятия
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необыкновенное, волшебное занятие. Нам предстоит отправиться в путешествие, выполнить много различных заданий.
Отгадайте, куда мы с вами сегодня отправимся:
Он большой, густой, зеленый
Представляет целый дом.
В нем найдут приют и птицы,
Зайки, волки и лисицы. ( Лес!)
Правильно, это лес. Закрыли глазки (звучит волшебная музыка).
Ой, Ребята, посмотрите куда мы попали? (На лесную опушку!)
Логопед: На лесной опушке нас уж заждались зверюшки. Кто знает какие животные, звери живут в лесу? (Дикие).
Логопед: Верно. Сегодня мы с вами поговорим о диких животных, вспомним все, что учили и знали. Скажите, почему животных, которые живут в лесу, называют дикими?
Дети: Они живут в лесу, сами себе строят жилища, добывают пищу, боятся человека и даже могут напасть на него.
Дидактическая игра «Чей голос?»
Волк- рычит, воет;
Заяц – пищит;
Медведь – ревет;
Лиса - скулит, тявкает;
Белка - цокает зубками;
Еж – фыркает.
Дидактическая игра «Скажи какой»
(необходимо подобрать слова – признаки к названиям диких животных).
Волк (какой)- серый, злой, голодный.
Лиса (какая)- хитрая, рыжая, пушистая.
Заяц (какой)- серый, пугливый, длинноухий.
Белка (какая)– маленькая, быстрая, пушистая.
Медведь (какой)– большой, страшный, косолапый.
Ёж (какой)- маленький, колючий, быстрый.
Логопед: Ребята, а давайте с вами перевоплотимся в диких животных и попробуем поприветствовать лесных обитателей подражая им и их звукам.
Перед зеркалами дети выполняют артикуляционную гимнастику.
Лиса - улыбается, растягиваем губки в «Улыбке», губы при этом сомкнуты, глазки прищурили, посмотрели друг на друга.
Волк – вытянул вперед губки и завыл Уууууууууууууууууууууууу губы «Трубочка», разозлился показали все зубки «Заборчик»
Белка удивилась - «Бублик», ООООО..
Медведь засыпает – широко зевает, открывая рот.
Зайка трусишка – поджал ушки, испугался. Открыли широко ротик язычок зацепили за нижние зубки, вот он прислушивается, нет ли поблизости, каких-нибудь хищников, ушки вверх поднял. Рот также широко открыт, широкий язычок поднимаем к верхним резцам. «Качели»
Мишка сладкоежка спит и во сне «слизывает» мёд. «Облизать» только верхнюю губу (язык «Чашечкой»).
Логопед: Прекрасно, звери понимают, что мы не хотим причинить им вред и разрешают нам погулять по лесу.
Дидактическая игра «Чей? Чья? Чьи?»
- У медведя есть лапы. Чьи лапы?
- У лисы есть хвост. Чей хвост?
- У волка есть пасть. Чья пасть?
- У зайца есть уши. Чьи уши?
- У ежа есть иголки. Чьи иголки?
- У белки есть на ушах кисточки. Чьи кисточки? И т.д.
Логопед: Послушайте ребятки для пальчиков зарядку
По дорожке бежит ежик
Нет ни головы, ни ножек
Он бежит, бежит,бежит
И пыхтит пыхтит, пыхтит.
Ппых..пых..пых..пых…
Помоги считать слоги!!!
Физкультминутка «Танец зверей» дети повторяют движения под музыку
Логопед: Я буду вам называть животных и разные другие предметы. Если я назову дикое животное, то вы хлопните в ладоши. А если я назову другой предмет, то вы топните ногой.
Развитие зрительно - слухового внимания – игра «Топай, хлопай, не зевай»
Лиза – лиса,
мишка – миска,
ёж – нож,
майка – зайка,
белка – булка.
Логопед: Ребята, а давайте посчитаем сколько слогов в названиях животных.
Дидактическая игра «Назови ласково» (в кругу с мячом)
У лисы рыжая голова – у лисенка рыженькая головка.
У волка острые зубы –
У зайца короткий хвост –
У белки черные глаза –
У ежа колючая спинка –
У медведя косолапые лапы -
Дидактическая игра «Семья в сборе» (на экране появляются животные и их детенышами)
В лесу случился переполох и все детеныши потерялись. Давайте найдем для каждого из них маму и папу. Появляется картинка леса и разных животных. Вам необходимо называть родителей этому детенышу. (Папа-заяц и мама-зайчиха) Кто это? (Это зайчонок)
Далее с остальными животными.
Дидактическая игра «По домам»
Логопед: Животные устали и уже хотят домой. Вот только беда, в этой суматохе они забыли свой дом. Поможем им его отыскать?
- Где живет медведь? (Медведь живет в берлоге)
- Где живет лиса, белка, заяц, волк и т.д.?
Дети отвечают (Лиса живет в норе. Белка живет в дупле. Заяц живет под кустом. Волк живет в берлоге.)
Логопед: Вот животные и дома. Пора и нам заканчивать занятие. Но сначала давайте вспомним, каких животных называют дикими? Почему? Каких животных мы сегодня вспомнили? (дети описывают животных с помощью мнемотаблиц).
Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали.