Конспект занятия по развитию связной речи с элементами обучения грамоте в старшей группе: «Дикие животные».

Задачи:

Образовательные:

· закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных, обозначающих животных;

· учить правильно, употреблять притяжательные прилагательные;

· закреплять умение детей обобщать по двум признакам;

· активизировать словарь детей по теме «Дикие животные»;

· закреплять образование уменьшительно-ласкательные формы;

· упражнять в подборе слов – признаков к названиям диких животных;

· упражнять в правильном употреблении предлогов;

· закреплять умение согласовывать падежные окончания;

· закреплять навыки в составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений.

Развивающие:

· развивать зрительное внимание и восприятие, логическое мышление;

· развивать координацию движений;

· развивать диалогическую речь.

Воспитательные:

· воспитывать умение внимательно слушать педагога и детей;

· воспитывать у детей гуманное, бережное отношение к животным;

· развивать любознательность, взаимопомощь.

· формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самооценки;

· воспитывать доброжелательность, самостоятельность.

Коррекционные:

· расширение и активизировать словарь по теме, закрепление в речи детей названий диких животных;

· развивать связную речь;

· развивать мыслительную деятельность, внимание, память;

· продолжать развивать фонематический слух.

· развивать согласованность движений с текстом стихотворения, ритмичность;

· развивать мелкую моторику.

Оборудование: презентация, проектор, колонки, телевизор, картинки диких животных, разрезные картинки с дикими животными, Су-ждок мячи.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необыкновенное, волшебное занятие. Нам предстоит отправиться в путешествие, выполнить много различных заданий.

Отгадайте, куда мы с вами сегодня отправимся:

Он большой, густой, зеленый

Представляет целый дом.

В нем найдут приют и птицы,

Зайки, волки и лисицы. ( Лес!)

Правильно, это лес. Закрыли глазки (звучит волшебная музыка).

Ой, Ребята, посмотрите куда мы попали? (На лесную опушку!)

Логопед: На лесной опушке нас уж заждались зверюшки. Кто знает какие животные, звери живут в лесу? (Дикие).

Логопед: Верно. Сегодня мы с вами поговорим о диких животных, вспомним все, что учили и знали. Скажите, почему животных, которые живут в лесу, называют дикими?

Дети: Они живут в лесу, сами себе строят жилища, добывают пищу, боятся человека и даже могут напасть на него.

Дидактическая игра «Чей голос?»

Волк- рычит, воет;

Заяц – пищит;

Медведь – ревет;

Лиса - скулит, тявкает;

Белка - цокает зубками;

Еж – фыркает.

Дидактическая игра «Скажи какой»

(необходимо подобрать слова – признаки к названиям диких животных).

Волк (какой)- серый, злой, голодный.

Лиса (какая)- хитрая, рыжая, пушистая.

Заяц (какой)- серый, пугливый, длинноухий.

Белка (какая)– маленькая, быстрая, пушистая.

Медведь (какой)– большой, страшный, косолапый.

Ёж (какой)- маленький, колючий, быстрый.

Логопед: Ребята, а давайте с вами перевоплотимся в диких животных и попробуем поприветствовать лесных обитателей подражая им и их звукам.

Перед зеркалами дети выполняют артикуляционную гимнастику.

Лиса - улыбается, растягиваем губки в «Улыбке», губы при этом сомкнуты, глазки прищурили, посмотрели друг на друга.

Волк – вытянул вперед губки и завыл Уууууууууууууууууууууууу губы «Трубочка», разозлился показали все зубки «Заборчик»

Белка удивилась - «Бублик», ООООО..

Медведь засыпает – широко зевает, открывая рот.

Зайка трусишка – поджал ушки, испугался. Открыли широко ротик язычок зацепили за нижние зубки, вот он прислушивается, нет ли поблизости, каких-нибудь хищников, ушки вверх поднял. Рот также широко открыт, широкий язычок поднимаем к верхним резцам. «Качели»

Мишка сладкоежка спит и во сне «слизывает» мёд. «Облизать» только верхнюю губу (язык «Чашечкой»).

Логопед: Прекрасно, звери понимают, что мы не хотим причинить им вред и разрешают нам погулять по лесу.

Дидактическая игра «Чей? Чья? Чьи?»

- У медведя есть лапы. Чьи лапы?

- У лисы есть хвост. Чей хвост?

- У волка есть пасть. Чья пасть?

- У зайца есть уши. Чьи уши?

- У ежа есть иголки. Чьи иголки?

- У белки есть на ушах кисточки. Чьи кисточки? И т.д.

Логопед: Послушайте ребятки для пальчиков зарядку

По дорожке бежит ежик

Нет ни головы, ни ножек

Он бежит, бежитежит

И пыхтит пыхтит, пыхтит.

Ппых..пых..пых..пых

Помоги считать слоги!!!

Физкультминутка «Танец зверей» дети повторяют движения под музыку

Логопед: Я буду вам называть животных и разные другие предметы. Если я назову дикое животное, то вы хлопните в ладоши. А если я назову другой предмет, то вы топните ногой.

Развитие зрительно - слухового внимания – игра «Топай, хлопай, не зевай»

Лиза – лиса,

мишка – миска,

ёж – нож,

майка – зайка,

белка – булка.

Логопед: Ребята, а давайте посчитаем сколько слогов в названиях животных.

Дидактическая игра «Назови ласково» (в кругу с мячом)

У лисы рыжая голова – у лисенка рыженькая головка.

У волка острые зубы –

У зайца короткий хвост –

У белки черные глаза –

У ежа колючая спинка –

У медведя косолапые лапы -

Дидактическая игра «Семья в сборе» (на экране появляются животные и их детенышами)

В лесу случился переполох и все детеныши потерялись. Давайте найдем для каждого из них маму и папу. Появляется картинка леса и разных животных. Вам необходимо называть родителей этому детенышу. (Папа-заяц и мама-зайчиха) Кто это? (Это зайчонок)

Далее с остальными животными.

Дидактическая игра «По домам»

Логопед: Животные устали и уже хотят домой. Вот только беда, в этой суматохе они забыли свой дом. Поможем им его отыскать?

- Где живет медведь? (Медведь живет в берлоге)

- Где живет лиса, белка, заяц, волк и т.д.?

Дети отвечают (Лиса живет в норе. Белка живет в дупле. Заяц живет под кустом. Волк живет в берлоге.)

Логопед: Вот животные и дома. Пора и нам заканчивать занятие. Но сначала давайте вспомним, каких животных называют дикими? Почему? Каких животных мы сегодня вспомнили? (дети описывают животных с помощью мнемотаблиц).

Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали.