МАОУ «образовательный центр « Успех»
Конспект занятия по рисованию на тему:
«Зимнее дерево»
Подготовила и провела:
Соболева Е.В.
Р.п.Дрожжино 18.12.2023 г.
Конспект занятия по рисованию
в старшей группе «Зимнее дерево».
Цель: развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста.
Задачи.
Образовательные:
- расширять знания детей о признаках зимы, сезонных изменениях в природе, связанные с зимним периодом;
- продолжать учить детей изображать дерево, точно передавая строение (ствол, ветви, ветки, веточки) и пропорции, показать способы изображения снега с помощью сухой кисти.
- формировать умение создавать изображение зимнего дерева;
- продолжать развивать умение правильно располагать рисунок на листе;
- совершенствовать умение аккуратно пользоваться гуашью.
Развивающие:
- закреплять навыки рисования деревьев;
- развивать творческие способности детей;
- развивать внимание, память, мыслительные операции анализа и синтеза;
- развивать творческое воображение, логическое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к природе и желание заботиться о ней;
- воспитывать у детей желание передавать красоту зимней природы в рисунке;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность, наблюдательность.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций о зиме;
- беседы о зиме, чтение стихотворений, загадок;
- наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе;
- предметное рисование дерева.
Материал к занятию.
Демонстрационный: иллюстрации с изображением зимних пейзажей, коробка-посылка, мягкая игрушка - зайчик.
Раздаточный: клеенки; альбомный листы голубого цвета; гуашь (коричневого и белого цвета); кисти; ватные палочки; стаканчики с водой; салфетки.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые волшебники! Да-да, именно так я сегодня обращаюсь к вам, потому что сегодня вы попробуете совершить настоящее волшебство. Какие предметы используют волшебники? (Волшебную палочку, шапку-невидимку, сапоги-скороходы, скатерть самобранку, волшебное зеркальце).
Мы с вами волшебники-художники, поэтому у нас свои волшебные предметы. Они у вас лежат на столах. Назовите их пожалуйста. (Кисти, гуашь и голубые листы альбома). Эти предметы и помогут нам совершить волшебство – нарисовать обычную картину необычным способом. А вот, что именно мы будем рисовать этими волшебными предметами, вы узнаете, отгадав загадку:
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята, зимой зайка у нас меняет свою шубку на беленькую, медведь впадает в спячку, вода замерзает и превращается в лед. Ребята, нам сегодня прислали посылку из леса, давайте посмотрим, что в ней.
Ой, а тут ещё одна загадка, если её отгадаете, узнайте, кто в посылке:
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)
Воспитатель: Молодцы ребята загадку отгадали!
(достаёт из посылки зайку). Не шумите, не пугайте зайчишку-трусишку. Он боится. Спросим у него, что с ним случилось, почему он к нам пришел? (Зайка шепчет на ушко педагога).
Ребята, тут такая история. У зайчика в лесу есть друг медвежонок. Но вот только медвежонок зимой спит и зиму никогда не видел. А зайчику очень хочется, чтобы медвежонок знал, какая она Зима. Вам хочется ему помочь?
Давайте вспомним и расскажем с вами, что мы знаем о зиме, какая она бывает?
Ответы детей: Зима бывает белая, снежная, холодная, красивая, морозная, пушистая, блестящая.
Воспитатель: А какой снег бывает зимой?
Ответы детей: Снег бывает липкий, пушистый, искристый, скрипучий.
Воспитатель: Что бывает зимой?
Ответы детей: Зимой бывает снег, лед, сосульки, мороз, Новый год, елка, подарки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая картина у нас есть, что тут изображено? (воспитатель показывает иллюстрацию зимнего леса).
Ответы детей
Воспитатель: Зимой очень холодно, падает снег, дует ветер. Покажите как вам бывает холодно. А деревьям так же как и людям, бывает холодно. Давайте вспомним с вами как выглядят деревья зимой? (на деревьях нет листьев, снег покрывает ветви деревьев). Деревья сбросили листву и стали голые. Когда людям холодно они надевают теплую одежду. А кто мне скажет, что может согреть деревья зимой? Правильно, снег падает и укрывает деревья. Зимой всё белое, потому что снег укутал деревья, кусты, поля. Давайте вспомним стихотворение о зиме:
Белый снег пушистый в воздухе кружится,
И на землю тихо, падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес, что шапкой принакрылся чудной,
И заснул под нею крепко, непробудно...
Что это за шапки на деревьях? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, зайка просит подарить ему картину. Как же быть? Что делать? У нас второй такой нет. А зайка хочет, чтобы медвежонок не только услышал, какой лес зимой красивый, но и увидел. Ребята, что нам делать?
(Дети предлагают нарисовать картину и подарить).
Воспитатель: Какие вы сообразительные! Давайте с вами сами нарисуем медвежонку зимний лес, а когда он весной проснётся, зайка передаст ваши работы, медвежонок увидит зиму и обрадуется.
Только сначала выполним физкультминутку:
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок,
Кружатся снежинки -
Белые пушинки
Полетели, понеслись
И под ёлку улеглись.
Тихо спят снежинки -
Белые пушинки.
Воспитатель: Пойдемте, ребята, за столы и нарисуем для медвежонка зимний лес. А ты, зайчик, садись вместе с нами и посмотри, как детки стараются.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем рисовать зимнее дерево. И мы поможем деревьям потеплее одеться в тёплые, снежные шубки.
Посмотрите, какой рисунок получился у меня – здесь изображено дерево, на которое тихо падает снежок. (Показ готового рисунка). Мы с вами сейчас попробуем нарисовать такой же рисунок. Я буду рисовать вместе с вами (рассказ воспитателя сопровождается показом).
Давайте вспомним, как рисовать дерево? (на доске висит поэтапное рисование дерева). Что рисуем сначала? (ствол). Ствол начинаем рисовать с макушки, кончиком кисточки, потому что макушка тоненькая, а книзу ствол утолщается и мы, спускаясь вниз постепенно нажимаем на кисточку. Затем всем ворсом кисти мы закрашиваем ствол дерева.
Потом, что рисуем? (большие ветки, которые тянутся вверх к солнышку). Чем ближе к верхушке дерева, тем ветки короче. Ветки находятся на разном расстоянии. Затем кончиком кисти рисуем мелкие веточки, которые отходят от больших.
- И дерево появилось! Вот и готово наше дерево. Кисточку нужно тщательно промыть в стаканчике с водой и положить на подставку.
Ребята, пускай наши деревья пока подсохнут, а мы с вами немного отдохнем.
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре дети шагают на месте
Мы с тобой снежок слепили. руками лепят снежки
Круглый, крепкий, очень гладкий имитируют движения
И совсем, совсем не сладкий. грозят пальчиком
Раз – подбросим прыжки вверх
Два – поймаем приседают
Три – уроним наклон
И ... сломаем. топают
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Вы просто настоящие волшебники!
- а что делают деревья зимой? (В зимнее время деревья как бы замирают, засыпают до весны.)
- Когда вы ложитесь спать в свою кроватку, что вы делаете? (Накрываемся одеялом.)
- Давайте и мы с вами накроем наши деревья теплым и легким одеялом, чтобы они спокойно спали всю зиму сладким сном. Только вот чем мы их можем прикрыть? (Снегом.)
- Для этого на нашей картине должен пойти снег. Какой предмет поможет нам изобразить снег? Теперь будем укрывать ствол и веточки снегом, но необычным способом. Снег мы сегодня попробуем нарисовать с вами методом тыканья сухой кистью (рассказ воспитателя сопровождается показом). Дети приступают к рисованию, воспитатель помогает. Снежок рисуем тычками. Тогда получится настоящая зима. Я макаю кисточку в краску, но только не всю, а кончик. Снег лежит на ветках и стволе дерева, где-то много, где-то мало. Кончилась краска, обмакнула опять кисть и продолжаю рисовать. Снег на нашей картине все идет и идет, укрывая землю белым пушистым одеялом. И вот по деревом его становится все больше и больше. Можно нарисовать ещё сугробы и падающий снег. Посмотрите, что у меня получилось.
- Какие же прекрасные зимние деревья получились у вас! Очень красиво нарисовали!
Рефлексия.
Посмотрите, как много деревьев у нас получилось! Как вы думаете, как сейчас чувствуют наши деревья? (Им тепло, уютно. Они стали еще красивее). Все деревья укрыты снежком. Снег лежит везде на земле и на деревьях. Настоящий сказочный зимний лес! Каким необычным способом мы с вами сегодня рисовали снег? (методом тычка). Что вам больше всего понравилось?
Зайка теперь не только расскажет, но и покажет медвежонку, какая она — Зима. Пока будут сохнуть наши картины, зайка у нас погостит. Вы покажите ему, как надо убирать за собой рабочее место.
Подведение итогов.
- Наше занятие подошло к концу. Чему же вы сегодня научились, какому волшебству? (Рисовать необычным способом).
- А что помогло вам получить такие замечательные рисунки, кроме волшебства? (Старание, аккуратность, внимание и, конечно же любовь к природе.)
Оформление выставки.
- Крепите ваши рисунки на доску с помощью магнитика и еще раз полюбуйтесь на зимние деревья.
- Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера!