Конспект занятия по рисованию в старшей группе для детей с ТНР
«Роспись тарелочки по мотивам хохломской росписи»
Цель: Приобщение детей к истокам народного декоративно - прикладного искусства, развитие творческих способностей.
Программные задачи:
Обучающие:
- Продолжать знакомить детей с народным искусством, росписью на изделиях хохломы и ее историей.
- Рассмотреть основные элементы хохломской росписи, изделия хохломской росписи, исследовать из каких материалов сделаны.
- Учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи.
- Упражнять в рисовании элементов узора «Ягодки»: «брусничка», «смородинка», «рябинка».
- Учить детей пользоваться «тычком».
Развивающие:
- Развивать интерес к изучению народных промыслов.
- Развивать художественный вкус.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважительное отношение к труду народных умельцев.
Словарная работа: Хохлома, золотая хохлома, узорчатая, хохломская роспись, Кудрины.
Предварительная работа: знакомство с народным декоративно-прикладным искусством; рассказ воспитателя о творчестве народных мастеров; рассматривание альбомов; чтение стихов, книг, посвященных золотой Хохломы; целевые прогулки в парк для рассматривания травы, листьев, ягод и сравнения их с произведениями хохломских мастеров; упражнения в рисовании элементов узоров хохломской росписи: «травка», «листочки»; дидактические игры «Составь узор», «Собери целое», «Угадай-ка».
Демонстрационный материал: выставка предметов мастеров хохломского промысла; запись произведения П.И.Чайковского «Камаринская»; таблицы поэтапного изображения основных хохломских узоров «травка», «листочки», «ягодки»; иллюстрации хохломских изделий; элементы узоров для дидактической игры «Угадай-ка».
Раздаточный материал: тарелки из бумаги с уже нарисованными образцами ягодок, кисти № 1, тычки, гуашь, баночки с водой, подставки для кистей, салфетки матерчатые.
Ход занятия
(Группа украшена иллюстрациями хохломской росписи, на столе стоит хохломская посуда)
1. Организационный этап
Воспитатель. Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
- Ребята, мы с вами попали в город мастеров.
- Походите, да поглядите, какая здесь посуда собрана.
- Не простые предметы откроются вашему взору, старинными мастерами-умельцами из дерева вырезаны да волшебными узорами расписаны.
(Звучит фонограмма русской народной песни «Камаринская», дети рассматривают выставку)
2. Основной этап
Воспитатель. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-жар. Он её угостил. Жар-птица задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Это, конечно же, сказка. А начало золотой росписи идет от древних мастеров-живописцев.
- Сложно сделать мастеру эту замечательную посуду. Сначала мастера вырезают из дерева ложки, чашки, тарелки. Затем их покрывают глиной, чтоб дерево не впитывало краску, покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают посуду растительным орнаментом, который берут из природы (цветы, ягоды, листочки, травка). Затем ещё раз покрывают маслом и, наконец, обжигают. После обжига посуда превращается в «золотую».
- А вот какой росписью мастера расписывали предметы, вы узнаете, отгадав загадку:
Посуда эта - не простая,
А волшебно-расписная.
Блюда, ложки и ковши
Так прекрасны, хороши!
Отвести всем трудно взгляд:
Красный, черный, золотой -
Росписи фон основной.
Дивный красоты узор
Завораживает взор.
Листья, ягоды, цветы,-
Угадали роспись вы?
Дети. Хохломская роспись!
Воспитатель. Название свое роспись получила от села Хохлома.
Одну посуду использовали каждый день, а расписанную яркими
красками – по праздникам.
- Какие цвета используются в росписи посуды?
Дети. чёрный, красный, жёлтый, зелёный
Воспитатель. Золото (жёлтый цвет) олицетворяет счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту. Трава, цветы, ягоды, листья (красный и зелёный) - напоминали людям о молодости, силе.
Чёрный цвет - цвет пепелища, земли.
- Еще раз, ребята, присмотритесь к этому чуду.
- Какие узоры нарисованы на посуде?
Дети. Веточки, цветы, ягоды, рябина, земляника.
Воспитатель. Хохломская роспись представляет собой «растительно-травяной» орнамент, составленный из небольшого числа узоров, называемых «травкой», «ягодкой», «листком», «кудриной».
- Давайте с вами вспомним, с какими узорами хохломской росписи мы с вами уже знакомы?
- «Травка» и «Листочки» (показ плаката с элементами)
- а из каких основных элементов состоит узор «Травка»?
Дети. Осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустики
Воспитатель. а что вы знаете об узоре «Листочки»?
Дети. Листочки в хохломской росписи бывают простые, а бывают трилистники.
Как вы думаете, почему они так называются? (Они состоят из трех лепестков).
Воспитатель. А вы, ребята, хотите создавать такие красивые узоры?
Дети. Да.
Воспитатель. Но для этого надо немного поупражняться в их рисовании.
Перед тем, как приступить к работе, давайте с вами немного разомнемся.
Физкультминутка
Хохлома да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо - дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Воспитатель. А теперь проходите в нашу маленькую мастерскую.
- Сегодня мы с вами познакомимся с новым узором - этот узор называется «ягодки».
- Давай внимательно посмотрим на иллюстрации хохломских изделий
- Какие ягодки присутствуют в хохломской росписи?
Дети: Это: брусника, крыжовник, смородина, клубника, рябина, малина. Все ягоды изображаются стилизованно, то есть упрощенно, в одной плоскости. Для придания объема изображения каждой ягодки используют точки и дуги.
Воспитатель. Для ягод брусники, смородины и рябины используют печатку. А вот крыжовник, клубника и малина рисуют сразу кистью. После высыхания красной краски ягоды «оживляют» желтым цветом.
- Сегодня мы с вами научимся рисовать элементы узора «Ягодки» хохломской росписи: «Брусничка», «Смородинка», «Рябинка»
- Посмотрите внимательно, какой формы, цвета ягоды?
- Правильно, они круглые и красного цвета. Ребята, чтобы наши ягоды были ровные, круглые, аккуратные, мы их будем рисовать тычком - вот такой трубочкой туго скрученной из бумаги (Показ воспитателя тычка). Тычок надо держать строго вертикально, чтобы все ягодки получились кругленькие и красивые.
- Начнем наши упражнения с рисования брусники, самой простой из ягод.
- У каждого из вас есть тарелки с уже нарисованными образцами ягод.
- Бруснику начинаем рисовать с серединки.
- Молодцы, замечательные получились ягодки.
- А теперь приступим к рисованию смородины.
Воспитатель. Ребята, вспомните, на каком уже знакомом вам элементе надо рисовать смородину и рябину? (осочка).
- Сначала мы рисуем осочку – тоненькую веточку кончиком кисти черной краской, а затем печаткой рисуем ягоды, располагаем их как на образце.
- Ну а теперь рябина: сначала рисуем несколько веточек кончиком кисти черной краской, а затем сами ягоды печаткой.
- Ягодки манят, рассыпаются, разбегаются, повисли на веточках.
- Молодцы, у всех получились красивые ягоды.
- А сейчас мы с вами поиграем. Я буду показывать вам различные элементы хохломской росписи, а вы должны будите правильно их назвать.
Проводится дидактическая игра «Угадай-ка! »
Ну вот, пока мы играли, наши ягоды подсохли, давайте «оживим» ягодки желтым цветом, дорисуем кончиком кисти точечки и наши ягодки сразу оживятся.
3. Заключительный этап
- С каким узором Хохломской росписи вы познакомились?
- Какие вы знаете элементы узора «Ягодки» ?
- Что больше всего понравилось? Почему?