Социально-коммуникативное и речевое развитие детей в группе раннего возраста посредством сюжетно-ролевой игры «Купание куклы Маши»
Конспект занятия
Подготовил: Воспитатель МБДОУ «Ягодка»
Кашевская А.С.
Цели: - Побуждать детей воспроизводить в игре быт семьи.
- Учить объединять игры единым сюжетом: сначала куклу надо раздеть, выкупать, одеть, уложить спать. Закреплять разнообразные игровые действия.
Задачи:
1.Формировать умение у детей выполнять несколько взаимосвязанных игровых действий в совместной игре со взрослым: сначала куклу надо раздеть, выкупать, одеть и уложить спать.
2. учить дошкольников называть названия предметов, действий, познакомить с предметами личной гигиены, формировать активный словарь ( «мочалка», «ванночка», «полотенце», «намыливать», «вытирать»)
3. Прививать детям культурно-гигиенические навыки.
Предварительная работа: рассматривание сюжетных картинок, дидактическая игра «Купание куклы Кати», потешка «Водичка-водичка», стихотворение А. Барто «Девочка чумазая», беседа с детьми по поводу осторожного обращения с горячей водой.
Методы и приёмы: игровой, показ, вопросы
Оборудование: ванночка, кукла, мочалка, ведёрко, пеленка, полотенце, кроватка, одежда для куклы, маленькие ведерки.
Мотивация: кукла Маша испачкалась. Что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Ход игровой деятельности:
Раздается стук в дверь. Воспитатель идет посмотреть, кто же пришел к ребятам в гости. Вносит куклу ( кукла испачкана, лицо, ручки и ножки).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, Маша гуляла и вся испачкалась. Чтение отрывка из стихотворения А. Барто «Девочка чумазая»:
Ах ты, девочка чумазая, где ты руки так измазала?
Ах ты, девочка чумазая, где ты носик так измазала?
Воспитатель: - Что нужно сделать, чтобы Маша стала чистой? (Искупать её)
- Посадим куклу Машу на стульчик, пусть подождёт, пока мы всё приготовим для купания.
- А что нам нужно для купания? Опрос детей (Ванночка, мыло, вода)
Сейчас я налью воду, ой, что-то вода горячая.
- (Имя ребёнка), возьми ведерко и налей холодной водички (Ребёнок берет ведерко, и добавляет немного холодной воды)
-Выливай воду в ванночку. (Имя ребёнка) потрогай водичку, какая она теперь? (Тёпленькая)
Воспитатель: Вот теперь можно купать нашу куколку. Но что сначала нужно сделать? (Раздеть Машу) – Ребята помогите мне раздеть куклу, что мы снимаем сначала? Что потом? (определить последовательность действий, следить за их выполнением).
Воспитатель: Мы не ляжем рано спать,
Дочку надобно купать /Е.Благинина «Аленушка»/
Воспитатель усаживает куклу в ванночку с пеной. Спрашивает у детей – вы знаете , ребята, что это такое? (пена) – посмотрите какая она легкая и воздушная ( дует на пену, она разлетается).
( Воспитатель поливает куклу водичкой и читаю потешку :«Водичка».)
Водичка, водичка
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Воспитатель: Ребята, помогите мне искупать куклу (дети берут маленькие ведерочки и поливают Машу) В то время, когда ребята «поливают» из ведерок, можно прочитать стихи: Теплую водичку
Льем на нашу птичку /Е.Благинина «Аленушка»/
Воспитатель: Посмотрите, Ребята, что нам еще нужно чтобы отмыть нашу Машу – это мыло и мочалка.
Воспитатель: Вот и вымыли мы Машу. (Имя ребёнка) дай нам, пожалуйста, ведерко с чистой водой.
(Воспитатель ставит куклу на ноги, обливает куклу водой, приговаривая слова из стихотворения Е. Благининой «Аленушка», «Теплую водичку. Льем на нашу птичку»).
Воспитатель: Что теперь нужно сделать? ( правильно, вытереть куклу полотенцем) Просит кого – то из детей принести полотенце.
Ребята вместе с воспитателем аккуратно, бережно вытирают куклу. - Какая наша Настя стала? (чистая)
Воспитатель: Тише, тише, ребята не шумите! Машу спать хочет. Давайте запеленаем нашу куклу, чтобы ей было тепло и уютно и укачаем спать.
Воспитатель берет пеленку и пеленает куклу, дети наблюдают за действиями. Потом педагог предлагает ребенку покачать куклу, и всем вместе спеть колыбельную.
Баю-баю-баю-бай, Спи мой ангел засыпай,
Баю-баюшки-баю, Песню я тебе спою.
За окном совсем темно, Солнце спит уже давно,
Ветер все огни задул, Чтобы ты скорей уснул.
Баю-баю-баю-бай, Спи, котёнок, засыпай.
Воспитатель: Тише, тише, наша Маша уснула. Давайте положим ее в кроватку и тихонько уйдем, пусть она поспит, а мы пока с вами можем поиграть.
Физкультминутка. Подвижная игра « Кошка и мыши»
Цель: развитие координации движений, совершенствование умения ориентироваться в пространстве, выполнять движения по сигналу.
Материалы: обручи, маска кота.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите поиграть в интересную игру? Сегодня с вами будет играть кошка Алиска, а играть вы будете в игру « Кошка и мыши». Ну что начнем игру?
Воспитатель одевает маску кошки.
Вы, дети будете мышами, а я буду Кошкой Алиской. (если возраст детей менее 2 –х лет, воспитатель показывает им действия и мышей и кошки, поочередно)
Скажите, ребята, а где живут мыши? Дети отвечают: В норках.
Обручи будут вашими норками. Вы можете выбегать из норок только после слов « Кошка дремлет, но не спит, она мышек сторожит!!!».
Когда Кошка Алиска уснет, мыши бегают по площадке, а как только Кошка проснется он начнет мяукать "МЯУ" и ловить мышей, которые бегут в свои норки.
Правила игры:
Дети — «мыши» сидят в норках (в обручах). В одном из углов площадки сидит «Кошка Алиска» — воспитатель. Кошка Алиска засыпает, и мыши разбегаются по залу.
Считалка, когда мышки свободно разгуливают по ковру.
Раз, два, три, четыре, пять, вышли мышки погулять -
в сад ходили, в лес ходили и на речку приходили.
Покупались там немножко - вдруг идёт навстречу кошка!
Кот просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, Кошка Алиска еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает.
Раз, два, три, - начало игры!!!