Подготовила воспитатель Волкова Т.В.
МБДОУ детский сад №156
Г. Нижний Новгород
Конспект занятия в старшей группе
«Путешествие в страну Витаминию»
Задачи:
Учить детей бережно относиться к своему здоровью.
Продолжать знакомить с правилами питания.
Закрепить знания о полезных продуктах, формировать у детей представления о содержании витаминов в овощах и фруктах.
Познакомить детей с основными витаминами «А», «В», «С», «Д».
Закрепить у детей умение разгадывать загадки (овощи, фрукты).
Воспитывать навыки здорового образа жизни.
Предварительная работа:
рассматривание картинок «Продукты питания» (серия «Мир человека»), беседа об овощах и фруктах.
чтение стихотворения С.Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала», беседа о правильном питании, разгадывание загадок и кроссвордов по темам: «Овощи», «Фрукты»; чтение стихов о витаминах; проведение дидактических игр: «Что полезно или нет».
Материал: Иллюстрации овощей, фруктов, ягод. Продукты. Музыкальная фонограмма песни "Урожай". Муляжи овощей и фруктов.
Ход занятия:
Воспитатель:
Дети, сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие, в необыкновенный город. Называется этот город "Витаминия". Это не простой город. В этом городе живут разные витамины. У них, как и у вас, есть имена. Зовут эти витамины так: «А», «В», «С», «Д». Все эти витамины живут в домиках. А домиками для них являются разные продукты, которые мы с вами видим и едим.
Дети, посмотрите на эти картинки и назовите продукты, которые здесь изображены (Дети называют: мясо, рыба, масло, сыр, хлеб, яйца). Во всех перечисленных продуктах находятся наши витамины «А», «В», «С», «Д». Поэтому все эти продукты очень важны и полезны для здоровья человека. Но больше всего витаминов в овощах и фруктах. Давайте поближе познакомимся с ними. Посмотрите, в красной одежде нас встречает Витамин
"А" (воспитатель показывает картинку).
Витамин "А":
Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или сок морковный пьет.
Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен Я - Витамин "А". Меня ещё зовут витамином роста.
Воспитатель:
Витамин «А» живет в оранжевых и красных овощах и фруктах.
В каких же овощах и фруктах содержится этот полезный Витамин?
Ответы детей. (свекла, дыня, морковь, чеснок, капуста, петрушка, персики, шпинат, тыква, репа, сельдерей.)
А теперь отгадайте мои загадки. (Воспитатель загадывает загадки, дети отгадыват, воспитатель показывает картинки отгаданных загадок - морковь, капуста, тыква, помидор, апельсин, мандарин..
А сейчас нас встречает следующий Витамин "В" в синей одежде (воспитатель показывает картинку)
Витамин "В":
Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам,
И не только по утрам.
Если вы хотите быть сильными и иметь хороший аппетит, не хотите огорчаться и плакать по пустякам, быть в хорошем настроении, вам нужен Я - Витамин "В".
Воспитатель:
В каких же овощах и фруктах он встречается? (Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают, воспитатель показывает картинки отгаданных загадок - свекла, яблоки, груша, бананы, редис).
Воспитатель:
Что бы сохранить здоровыми свои глазки, мы с вами делаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз.
Поведи глазами влево незаметно, невзначай.
Кто с тобою рядом слева громко, быстро отвечай?
А теперь глазами вправо ты внимательно смотри.
Кто с тобою рядом справа тихо-тихо говори.
А теперь посмотрим вверх – там высокий потолок.
А сейчас прикроем веки и посмотрим на носок.
Воспитатель:
Продолжаем знакомство с витаминами.
А вот ещё один полезный витамин "С". Он одет в зелёную одежду (воспитатель показывает картинку).
Витамин "С":
От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен Я - Витамин "С". Витамин «С» живет во всем кислом. Меня называют витамином здоровья.
Воспитатель:
В каких же овощах и фруктах встречается этот удивительный витамин? Ответы детей. (Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают, воспитатель показывает картинки отгаданных загадок - лимон, лук, чеснок, ананас, смородина, огурец, салат).
А сейчас нас встречает следующий Витамин "Д" в желтой одежде (воспитатель показывает картинку).
Витамин "Д":
Рыбий жир всего полезней,
Хоть противный – надо пить
Он спасает от болезней,
Без болезней – лучше жить!
Если вы хотите быть крепкими, ловкими, сильными, чтобы у вас были
крепкие зубы и кости, тогда вам нужен Я - витамин «Д». Меня называют витамином солнца.
Воспитатель:
Витамин «Д» в продуктах весьма редко встречается. Богаты витамином «Д» — грибы, крапива, петрушка, сырой яичный желток, кисломолочные продукты, сыр (творог), сливочное масло, рыба, продукты моря.
Однако самым богатым его «источником» считается солнце, но только в сочетании с чистым воздухом, когда действуют утренние ультрафиолетовые лучи.
В каких же продуктах он встречается? (Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают, воспитатель показывает картинки отгаданных загадок - грибы, рыба, молоко, солнце).
Чтоб расти и развиваться,
Нужно правильно питаться.
Всухомятку не таскать,
Витамины потреблять!
Итак, дети, каждому человеку, чтобы хорошо расти, быть сильным и крепким, не болеть, иметь здоровые зубы, быстрее выздоравливать, нужен ЧТО? (Дети: "Витамины!").
Дидактическая игра "Собери овощи и ягоды»:
(соревнуются мальчики с девочками).
Вот вы говорили, что для здоровья необходимо правильно питаться. А что это значит? Какие продукты питания полезны, а какие нет? Выяснить это нам поможет игра.
Дидактическая игра «Полезно или нет»
На большом листе бумаги (доске) изображены различные продукты питания:(овощи, конфеты, фрукты, чипсы, молоко, газированный напиток в бутылке, рыба, яйца, черный хлеб и т. п.). Ваша задача, обвести зеленым фломастером то, что полезно, а красным - вредно.
Ребята, почему нельзя есть чипсы и прочую вредную пищу. Давайте проведем эксперимент и узнаем, почему нельзя употреблять вредные продукты.
Эксперимент № 1 Кока-кола и яйцо (скорлупа)
Мы с вами проводили этот опыт. Давайте вспомним, как мы это сделали. (Рассказ детей (Для этого опыта мы взяли куриное яйцо. Одно яйцо мы поместили в стакан с Кока-колой, а другую – с водой.)
Давайте посмотрим на результат. И что же мы видим? (Ответы детей) (Мы видим, что скорлупа, погруженная в напиток, потемнела, окрасилась в коричневый цвет, появились неровности, она стала хрупкой. А скорлупа, находящаяся в воде, не изменилась.)
Вывод: Употребление напитка в больших количествах может привести к разрушению эмали зубов. Красители Кока-колы очень стойкие и зубы от них темнеют.
Эксперимент № 2 Кока-кола с молоком
Разделитесь на пары: одни наливает в прозрачный стаканчик «Колу» до половины, второй – добавляет туда ложечку молока. Посмотрите что происходит?
Почему же это произошло?
Вывод: в «Кока коле» есть вещество, которые соприкасаясь с молоком, вступает в реакцию, возникает такой неприятный осадок на дне стакана, как при скисании молока. Если пить «Кока- колу» вместе с молочными продуктами, то такой же осадок появиться в нашем желудке.
Эксперимент № 3. Кока – кола и ментос
Этот опыт проведу я сама. Смотрите, я беру бутылку «Кока-колы», открываю ее и кладу под крышку три мятные конфеты «Ментос». Немного подожду, затем открою крышечку…. Ребята я вас попрошу отойти на 3шага назад. Ой, что произошло?
Вывод: С некоторыми продуктами «Кока-кола» не совместима и вступает в химическую реакцию, похожую на маленький взрыв. Такое же может и произойти в желудке.
Эксперимент № 4. Мы положим большой чипс на лист бумаги и согнём его пополам, чипс внутри листа раздавим. Удалите кусочки чипса с бумаги и посмотрите ее на свет. Что стало с бумагой?
Вывод: Чипсы содержат большое количество жиров. А желтый цвет обозначает присутствие в продукте красителей.
По результатам наших экспериментов можно сделать вывод, что чипсы – жирная жареная пища с добавлением красителей и ароматизаторов. Кока-кола содержит много сахара, вредные для зубов и желудка добавки. Такая пища не может приносить пользу детскому организму.
Молодцы, хорошо справились с заданием.
Воспитатель:
А теперь давайте порадуем свой организм витаминами, которые живут в этих фруктах (показ яблока, мандарина, киви, банана, винограда, груши).
Я предлагаю вам сделать вкусный и очень полезный фруктовый шашлычок. На эти деревянные палочки (показ) мы наденем вот эти нарезанные кусочками фрукты (показ).
Но прежде чем приступить к изготовлению шашлычка и к еде, что необходимо сделать? (Ответы детей). Конечно, помыть руки, чтобы микробы с наших немытых рук не попали на пищу, а оттуда к нам в организм. (Дети и воспитатель идут мыть руки).
Приготовление фруктового шашлычка.
В процессе приготовления воспитатель оказывает помощь детям, испытывающим затруднения, задает вопросы. Какой из этих фруктов твой любимый? Сейчас ты нанизываешь какой фрукт? По окончании работы желает всем приятного аппетита.