Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №18 имени Подольских курсантов»
Конспект занятия
«Сказка ложь, да в ней намек…»
Воспитатель: Попова Е.Н.
Цель: Воспитание основ безопасности на примере героев русских народных сказок.
Задачи:
Образовательная: На примере героев народных сказок формировать представления об опасных ситуациях для человека в окружающем мире, осторожное отношение к потенциально опасным для детей людям.
Развивающая: Развивать интерес детей к сказкам, слух, память, произношение. Обогащать словарный запас детей. Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.
Воспитательная: Воспитывать нравственные качества поведения детей на основе понимания поведения героев сказок и оценивания их поступков с позиции безопасности. Формировать понятия: добро и зло.
Демонстрационный материал: Иллюстрации героев русских народных сказок («Колобок», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса»), настольный театр «Волк и семеро козлят», Расскажи сказку (набор иллюстраций).
Предварительная работа:
- Чтение сказок и беседы по их содержанию, где хорошо просматриваются ошибки персонажей;
- Игры в настольный театр, кукольный, с использованием шапочек;
- Беседы с дошкольниками по данной тематике;
- Дидактические игры, подвижные игры.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».
Ход НОД:
Воспитатель: Дети, сегодня я предлагаю вам поговорить о героях всеми любимых русских народных сказок. Мы вспомним героев этих сказок, дадим характеристику их поступками, и, конечно, расскажем, а как нужно было поступать в той или иной ситуации.
А вот и первый наш герой:
По амбару метён,
По сусекам скребён,
На сметане мешён,
В печку сажён.
(Показ Колобка)
- Вспомните, чем закончилась эта сказка? (Лиса съела Колобка.)
- Где всё произошло? (В лесу.)
- Колобок родился и жил в лесу? (Нет. Его испекла бабушка и поставила на окошко остынуть.)
- А как же Колобок оказался в лесу в лапах у лисы? (Он сам убежал в лес.)
- Зачем Колобок покатился в лес? Чтобы его лиса там съела или по другой причине? Как вам кажется? (Колобок просто захотел погулять.)
- Ах, вот оно что! Колобок просто погулять пошёл. В лесу ведь так красиво: высокие стройные деревья, пахучие травы и цветы, прекрасное пение птиц…
Но лес таит в себе и опасности. Колобок ни о каких опасностях совершенно не задумывался, вот и поплатился за это.
- Ребята, можно ли гулять одному по незнакомым местам? Почему? (Ответы детей.)
- Не только чужие улицы таят в себе опасности, но и собственный родной двор. Опасность может таиться и в стоящей во дворе машине, и в подвале, и на чердаке. Играя в прятки, твои друзья, да и ты, наверное, стараетесь спрятаться так, чтобы вас не обнаружили, выбирая для этих игр такие места, как стоящая машина во дворе. А она ведь может отъехать, вас, сидящего около машины, не заметить, и … (Ответы детей.)
- Как нужно поступить, если к вам подойдёт незнакомый человек? Если незнакомец предлагает вам пройти с ним куда-то? Надо ли рассказывать об этом кому-либо? (Обязательно рассказать родителям, даже если это был ваш сосед.)
- А почему преступники притворяются, что они добрые дяди или тёти? (Для того, чтобы ребёнок не испугался, поверил ему и пошёл с ним.)
- В какой русской народной сказке персонаж очень умело притворился близким, родным существом и добился осуществления своего злого замысла? (Волк и семеро козлят.)
(Иллюстрации сказки «Волк и семеро козлят»)
- Вспомните, что сделал Волк, чтобы попасть в дом к козлятам. (Он выучил слова песенки мамы Козы и перековал себе голос.)
- Кто ещё часто в сказках притворяется добреньким? (Лиса.)
- Какие черты характера людей приписывают Лисе в сказках? (Хитрая, жадная, жестокая, самолюбивая.) Совершенно верно. А внешне она имеет приятный вид и добрый ласковый голос.
- Родители – взрослые люди, которые любят вас, желают вам только добра. Они имеют жизненный опыт и помогут вам найти правильное решение в любой ситуации. Но, к сожалению, не всегда дети слушают взрослых близких людей, а что из этого может случиться рассказывают нам сказки… А если вы остались дома одни, что приказывают вам ваши родители? (Никому дверей не открывать, никого в дом не впускать.)
- Из какой сказки эти строки? (Петушок – золотой гребешок.)
Петушок, петушок, золотой гребешок, масляна головушка, шёлкова бородушка, выгляни в окошко, дам тебе горошку.
- Какие ошибки допустил петушок? (Он выглянул в раскрытое окошко, хотя кот и дрозд предупредили его этого не делать.)
- Вспомните, как вёл себя петушок, когда лиса несла его в дремучий лес. Оцените его поведение. (Петушок очень громко кричал, звал на помощь кота. Он правильно поступил, потому что кот и дрозд услышали его и спасли.)
- Люди должны также при необходимости очень громко звать на помощь. Если даже преступник пытается прикрыть вам рот рукой, вы можете укусить его за руку и громко позвать на помощь. Какие слова можно кричать, чтобы вас поняли, как вы думаете? (Спасите, меня похищают! Помогите, я не знаю этого человека!..)
- Я вам желаю, чтобы с вами никогда таких чрезвычайных ситуаций не произошло. Но вы должны быть готовы спасти себя. Должны знать, как это сделать. Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок. За этот урок скажем спасибо сказкам, которые мы сегодня вспомнили. (Спасибо.) А ещё спасибо надо сказать героям из этих сказок. (Спасибо.) И никогда не забывать о простых правилах безопасности. А как вы думаете, для чего нужно помнить эти правила. (Чтобы не случилась беда). И я желаю вам, чтобы на вашем пути не попадались хитрые и злые люди, чтобы ваши родители, как можно меньше, беспокоились за вашу безопасность.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Комитета по образованию г. Подольска
детский сад № 2 «Ручеек»
Тема: «Конспект непосредственной образовательной деятельности, занимательное дело – итоговое занятие
«Учимся безопасности по сказкам»
Воспитатель: Попова Е.Н.
2016 г.