Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 города Карталы
Конспект занятия на развитие коммуникативных навыков общения «Страна Вообразилия» для старшего дошкольного возраста
Подготовила:
Т.Ф. Воеводина,
педагог-психолог.
г. Карталы
2024 г.
Цель: создание социальной ситуации для развития познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы и коммуникативных навыков общения.
Задачи:
Образовательные
1. Создать условия для развития познавательного интереса, словесно-логического мышления, развития мелкой моторики рук;
2. Создать условия для развития фантазии и воображения при сравнительном восприятии музыкальных и поэтических произведений;
4. Создать условия для формирования двигательных навыков.
Развивающие
1. Развивать фантазию и воображение при сравнительном восприятии музыкальных и поэтических произведений;
2. Развивать невербальное и вербальное общение;
3. Формировать интерес к творческим играм.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к занятиям;
- Воспитывать дисциплинированность и аккуратность;
- Воспитывать умение согласовывать свои действия с товарищами, умение работать в группе.
Материалы и оборудование:
ИКТ: презентация «Страна Вообразилия»; аудиозапись пьес П. И. Чайковского «Сладкая греза» и А. Лядова «Баба Яга», куплет песни «Страна Вообразилия», набор для конструирования, зашифрованное послание, игрушка-кукла Вообразилкин; карточки с заданиями, цветные камушки, цветные карандаши.
Участники: воспитанники старшей группы, 6-8 человек.
Ход занятия
I этап. Организационный
Приветствие
Педагог-психолог: - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем здороваться с помощью воображаемого мяча. Кого я поймаю взглядом, тому и брошу воображаемый мячик и поздороваюсь: Здравствуй, (имя)!
Ребенок ловит воображаемый мячик и бросает следующему.
II этап. Мотивационный
1. Задание «Загадочное послание»
Педагог-психолог: - Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в интересную страну, где живут волшебники. А разгадать название этой страны вы сможете, прочитав зашифрованное послание.
Молодцы! Это страна Вообразилия, которая находится над облаками, поэтому с земли ее не видно.
Слайд №1
2. Игра «Средства передвижения»
Слайд №2.
Педагог-психолог: - Выбирайте, на чем мы сегодня полетим: на воздушных шарах, на стае диких гусей, на летающих обезьянах, дельтаплане, летающей тарелке, ковре самолете...
Я выбираю ковер-самолет. Итак, занимайте места.
Слушайте заклинание старика Хоттабыча: «Трах-тибидох-тибидох-тах». И держитесь крепче, а то упадете.
Звучит припев «Страна Вообразилия» (00:25 -00:42).
III этап. Практический
1. Игра «Чудо-дерево»
Педагог-психолог: - Вот мы в незнакомой, фантастической стране. Здесь все так необычно. И деревья здесь тоже необычные.
Послушайте, что я вам расскажу вот про это чудо-дерево, а вы можете показывать, что видите, а можете повторять за мной, присоединяйтесь.
Слайд №3.
Стихотворение с элементами разминки.
Чудо-дерево стоит
Очень странное на вид.
Фрукты все на нем растут:
Груш и яблок много тут,
Апельсины и лимоны,
Виноград и абрикосы,
Вишни, сливы и гранаты.
Нас сорвать их с веток просят.
Чудо-дерево,
Спасибо тебе!
Мы фруктов наелись
И взяли себе.
Мы веточки нежно
Твои наклоняли,
Тянули тихонько
И их не ломали.
Психолог предлагает вспомнить все фрукты с этого дерева.
Педагог-психолог: - Ой, а кто это прячется там?
Дети знакомятся с жителем этой страны, которого зовут Вообразилкин. Он рассказывает детям сказку про свою удивительную страну.
2. Сказка (на ковре)
В давние-давние времена все волшебники жили в одной стране Вообразилии и творили только доброе волшебство. Но однажды из далекой страны прилетел злой колдун. Он щедро одаривал подарками всех, кто встречался ему на пути. А подарком был флакончик духов со странным запахом. Волшебники радовались подаркам. Да вот беда! Тот, кто воспользовался этими духами, становился злым, завистливым, грубым, капризным, неприятным. Волшебники стали ссориться и враждовать друг с другом. С тех пор изменилась страна Вообразилия, разделилась она на две половины: Бараканию и Ласканию. В одной половине жили злые волшебники, а в другой - добрые.
Педагог-психолог: - Ребята, я предлагаю послушать музыку, которая звучит в этих половинках Вообразилии.
(Звучат два фрагмента для сравнения — «Сладкая греза» П. Чайковского и «Баба Яга» А. Лядова.)
Дети делятся впечатлениями о музыке и мнением, как выглядят замки волшебников.
(наводящие вопросы: какие впечатления о музыке, если жители слушают такую музыку, как могут выглядеть их дома, какие цвета они предпочитают, где бы хотели жить, ребята?)
Вообразилкин просит детей помочь обозначить дорогу к замкам Ласкании и Баракании камешками разного цвета и формы, чтобы случайные путники, как, например, дети из детского сада №2 «Петушок» города Карталы не попали в ту половину, где живут злые волшебники.
- А помогут вам мои друзья гномики, которые принесли вам в подарок уральские самоцветы.
Педагог-психолог: - Только сначала нужно размяться.
3. Пальчиковая гимнастика «Гномики-прачки» (за столами)
Жили были в домике
Маленькие гномики:
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали гномики стирать:
Токи – рубашки,
Чики – носочки,
Пики – платочки,
Лики – штанишки,
Мики умница был,
Всем водичку носил.
дети сжимают и разжимают кулачки
загибают пальчики, начиная с больших
разгибают пальчики, начиная с мизинцев
трут кулачки друг о друга
загибают пальчики, начиная с больших
4. Игра «Волшебные камешки» (за столом, индивидуальное упражнение – карточка и подложка с камешками)
К Баракании дорога извилистая с острыми углами и камешки мрачного цвета, а к Ласкании – дорога прямая и широкая, камешки ярких, радужных цветов. Дети перебирают камни и строят дороги к замкам. После того, как дети построили дороги из камней, психолог предлагает раскрасить замки волшебников.
Слайд №4
5. Моделирование замков
Дети моделируют из готовых деталей замки (по выбору).
В результате получается страна Вообразилия, где есть Баракания и Ласкания.
6. Игра «Нелепица»
Слайд №5.
Педагог-психолог: - Посмотрите на картинку. Все ли здесь правильно? Найди все нелепицы.
7. Игра «Несуществующее животное»
Слайд №6.
Вообразилкин знакомит детей с животными своей страны, они совершенно не похожи на тех животных, которые водятся в Челябинской области.
Придумайте им названия (например, Китокошка, Утиннолошовоз...).
IV этап. Рефлексивный
Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания.
Дети прощаются с Вообразилкиным и на ковре-самолете они пролетают над Челябинской областью, над городом Карталы и возвращаются в свой кабинет. дети делятся впечатлениями и прощаются.
Прощание проходит в необычной форме. Дети голосами различных животных прощаются друг с другом. Например, «Кря-кря-кря, Саша», «Му-му-му, Тася».
Литература:
- «Цветик-семицветик», Н. Ю. Куражева, Н. В. Вараева, А. С. Тузаева, И. А. Козлова.
- «100 развивающих игр для детей», Прокофьева А.Г., М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. С. 114.