Конспект занятия в старшей группе на тему «Овощи. Труд людей в огороде»
Цель: ознакомление детей с понятием овощи, трудом людей в огороде.
Задачи:
Образовательные: расширять и обобщать знания об овощах, их ценности для людей; формировать знания о труде взрослых на полях и огородах; учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
Развивающие: развивать и активизировать словарный запас детей по теме «Овощи, огород»; упражнять в угадывании предметов по описанию; развивать связную речь детей.
Воспитательные: воспитывать у детей интерес к окружающему, гигиенические навыки и навыки правильного питания.
Оборудование: Зайка, настольный театр «Репка», «Четвертый лишний», муляжи овощей в корзине, предметные картинки (овощи).
Ход занятия:
Организационный момент.
Здороваемся с Зайкой.
Игра «Скажи наоборот»
Тепло – холодно, сухой лист – мокрый лист, пасмурная погода – ясная погода, ранняя осень – поздняя осень, длинный день – короткий день, птицы прилетают – птицы улетают.
Объявление темы.
-Сегодня мы с Зайкой отправимся в путешествие. А поедем мы к бабушке и дедушке на дачу, чтобы посмотреть, какие овощи созрели на грядках. Чтобы в пути вам не было скучно, я расскажу вам об овощах.
II. Вводная беседа.
Овощи растут в огороде или в поле. Некоторые из них вырастают в земле, а некоторые над землей. Овощи очень вкусные и содержат все нужные для здоровья витамины и минеральные вещества. Их едят сырыми, жареными и вареными. Человек употребляет в пищу корни, листья, стебли, стручки и семена разных овощей. Но перед употреблением овощи тщательно промывают.
-Вот мы и приехали. Смотрите, кто нас встречает? Бабушка и дедушка.
-Какие овощи выросли в огороде у бабушки и дедушки? (дети называют)
-Все овощи растут в огороде. Какие овощи прячутся под землей? Какие растут над землей на кустиках? Какие лежат на земле на грядке?
Игра «Узнай овощ по описанию»
Бабушка предлагает детям узнать, урожай каких овощей они собрали с дедушкой (используются картинки)
Круглый, сочный, красный, мягкий, полезный – помидор
Овальный, зеленый, пупырчатый, шершавый, твердый – огурец
Круглая, зеленая, сочная, хрустящая – капуста
Треугольная, оранжевая, твердая, вкусная, хрустящая, витаминная – морковь
Круглый, жгучий, витаминный, твердый – лук
Круглая, бордовая, твердая, полезная, сладкая - свекла
Игра «Расскажи сказку» (воспитатель рассказывает сказку, переставляя фигуры настольного театра)
-Однажды с дедушкой случилась такая история. Посадил он репку. Выросла она большая-пребольшая. Стал дед тянуть репку, тянет-потянет, а вытянуть не может… Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, а вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. И т.д.
-Какая хорошая сказка получилась. Ой, сказка опять рассыпалась, все герои разбежались. Помогите ее восстановить (дети по очереди восстанавливают фрагменты сказки).
-Какие вы молодцы!
Игра «Назови ласково»
-Дедушка и бабушка собрали много овощей. Дедушка собрал овощи большого размера, а бабушка - маленького. Назовите бабушкины овощи ласковыми словами (показ муляжей овощей)
Например, огурец – огурчик и т.д. – репа- лук-свекла –помидор-морковь-баклажан-чеснок.
Физминутка «Огород»
Огород у нас в порядке – (действия по тексту)
Мы весной вскопали грядки.
Мы пололи огород, поливали огород.
В лунках маленьких не густо
Рассадили мы капусту.
Лето все она толстела,
Разрасталась вширь и ввысь.
А теперь ей тесно белой,
Говорит – посторонись!
Игра «Огородники»
-У бабушки и дедушки небольшой огород, но за ним надо ухаживать. Как ухаживают за овощными культурами? (вскапывают грядки лопатами, разравнивают землю тяпкой, сажают семена овощей, поливают ростки, полют сорняки, собирают урожай в корзины, ящики, ведра).
-У некоторых людей очень большие огороды, урожай собирают целыми полями. Таких людей называют огородники, овощеводы.
Игра «Четвертый лишний»
-В каждом ряду одна картинка лишняя, найдите ее и объясните свой выбор.
Баклажан, тыква, картофель, капуста
Огурец, картофель, свекла, морковь
Баклажан, капуста, помидор, тыква
Лук, кабачок, морковь, репа.
-Мы отгадали все загадки. Пора возвращаться в детский сад. Попрощаемся с Зайкой.
III. Итог занятия
-Где мы с вами побывали? Урожай чего собрали бабушка и дедушка? Почему овощи полезно употреблять в пищу?