Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте Составление рассказов по теме ?ЗИМА?. Цели: Уточнить знания детей по теме ?Зима?. Обучать составлению описательного рассказа о зиме по опорным картинкам. Задачи: Совершенствовать навык словообразования относительных прилагательных, существительных, обозначающих лиц, занимающихся спортом. Формировать навык звукобуквенного анализа и синтеза слов, чтения слогов. Совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе, в употреблении предложно-падежных конструкций. Упражнять детей в произношении слов сложной слоговой структуры. Активизировать мыслительную активность, внимание, зрительное восприятие. Ход занятия: 1.Организационный момент: Педагог: - Сегодня мы поговорим с вами о времени года. А о каком – вы узнаете, если правильно составите слово. Дети составляют слово ЗИМА по первым буквам предложенных картинок. Педагог: - Я приготовила для вас много интересных заданий, которые помогут вам придумать интересный рассказ о зиме. 2.Последовательность времён года. Педагог: - Вот необычные картинки-загадки. Сложите картинку, узнаете отгадку. Дети складывают разрезные картинки, изображающие разные времена года. Педагог: - А сейчас я буду читать интересное стихотворение, а вы мне помогать. Только будьте очень внимательны: ?Все, конечно, знают это – за зимою будет … Мы ребят ответить просим – за весной наступит … Мы спросить хотим вас, дети, Снег бывает только …? Педагог: - На самом деле времена года никогда не путаются. Одно время года приходит на смену другому. 3.Образование относительных прилагательных. (Выставляется картина с изображением зимы). Педагог: - ?Крыша в шапке меховой, Снег летит над головой. Двор в снегу. Белы дома. Ночью к нам пришла … зима.? Педагог: - Дети, подарите мне красивые зимние слова. Какие вы знаете? Что бывает только зимой? А какая погода зимой, если на улице трещит мороз? (морозная) А если дует сильный ветер? (ветряная) А если хлопьями валит снег? (снежная) А когда на улице завьюжит вьюга? (вьюжная зима) А если на улице холод, какая зима? (холодная) А если наоборот – когда дует ласковый ветерок, иногда бывает даже капель? (тёплая) Педагог: - Оказывается, погода зимой бывает разная: и морозная, и снежная, и ветряная, и вьюжная, и холодная, а иногда даже и тёплая. 4.Звуко-буквенный анализ. Как много разных деревьев на нашей картине. А что происходит с деревьями зимой? Дети:- Все деревья укрыты снегом, они спят под снегом, как под снежным одеялом; лиственные деревья сбросили листья, а хвойные деревья стоят с иголками. Педагог: - Сегодня утром я услышала разговор двух деревьев. Стоят они рядышком , и одно дерево жалуется другому: -Стою я без листочков, мои голые ветки треплет холодный ветер, они гнутся под снегом?. А другое дерево отвечает: - А я никогда не снимаю своё колючее платье. Оно у меня зимой и летом одним цветом?. Педагог: - Вы догадались, какие деревья вели разговор? (Ёлка и…) А у какого дерева ещё всегда зелёное платье? (У сосны) А вот какое лиственное дерево жаловалось ёлочке, вы узнаете, если разгадаете ребус. Педагог: - Подумайте, как выложить буквы, чтобы получилось слово – название дерева. ЛИПА Какая первая буква в слове? Вторая? Третья? Последняя? Сколько всего букв в этом слове? (Четыре) На каком месте стоят гласные буквы? (На 2-ом, 4-ом) На каком месте согласные? (На 1-м, на 3-м). Какая согласная твёрдая? Какая мягкая? -Все деревья зимой отдыхают, спят под тёплыми снежными шапками. Лиственные деревья сбросили листья, а хвойные деревья стоят с иголками. 5.Чтение слогов и синтез слов. Педагог: - А как изменяется зимой жизнь птиц? Как мы называем птиц, которые улетают в тёплые края? (перелётныё) А как называются птицы, которые остаются зимовать? (зимующие птицы) Педагог: - Какие птицы зимуют в наших краях, мы узнаем, когда вы правильно сложите слова из слогов. Прочтите слова (сорока, ворона, сова, воробей, синица…) Посчитайте, сколько слогов? Какое слово самое короткое? (сова) В названиях каких птиц слышится звук Р? (воРона, соРока, воРобей) Как мы помогаем птицам зимовать? (делаем кормушки, приносим корм, устраиваем птичьи столовые) 6.Динамическая пауза: ?Мы замёрзли с вами, Хлопаем руками. Вот так: Раз! Раз! Раз-два-три! Мы замёрзли с вами, Топаем ногами. Вот так: Раз! Раз! Раз-два-три! Педагог: - А ёщё как погреемся? ?Снег идёт, снег идёт, Дворник улицу метёт. Мы катаемся на лыжах И встаём мы на коньки. Мы катаемся на санках И играем все в снежки?. 7.Образование относительных прилагательных. Педагог: - А почему люди не замерзают зимой? (носят тёплую одежду, играют в разные игры…) -Да, зимняя одежда особенная, тёплая. А почему она тёплая? (Выставляются картинки с изображением предметов одежды) - Какие шапки вы носите зимой? Почему они тёплые? Из чего шьют зимние шапки? (из меха) Какую ещё одежду шьют из меха? (шубы, рукавицы) Педагог: - Как называется одежда, которую шьют из меха? (меховая) Какую одежду вяжут из шерсти? (свитер, варежки, кофта, шапка, носки, перчатки) Как называется одежда, которую вяжут из шерсти? (шерстяная) А что вяжут из пуха? Как мы называем такую одежду? (пуховая) Педагог: - Действительно, зимой люди носят тёплую меховую, шерстяную, пуховую одежду, поэтому и не мёрзнут. 8. Употребление предложно-падежных конструкций. (Выставляются картинки с изображением зимних развлечений) Педагог: - А дети тоже не боятся мороза и любят играть в зимние игры. На чём катаются дети зимой? (на лыжах, санках, коньках, ледянках) - А на клюшке любите кататься? (нельзя кататься, играют в хоккей) Педагог: - Когда вы вырастете, будете заниматься спортом. Как называют спортсменов, катаются на лыжах? (лыжники) Бегают на коньках? (конькобежцы) Танцуют на коньках? (фигуристы) Играют в хоккей? (хоккеисты) Катаются наперегонки на санках? (саночники) Педагог: - Какие интересные игры и развлечения дарит зима детям и взрослым! 9. Составление описательного рассказа о зиме по опорным картинкам. - Как много мы говорили сегодня о зимушке-зиме. Давайте составим интересный рассказ об этом времени года. А рассказывать будем по цепочке друг за другом. И помогут вам в этом картинки: Какая погода зимой? Что происходит зимой с деревьями? Как живётся зимой птицам? Как одеваются люди? Чем любят заниматься зимой дети и взрослые? 10.Итог занятия. - Вам понравился рассказ, который вы составили все вместе? Каждый из вас может рассказать про зимушку-зиму много интересного всем своим родным и друзьям. А я хочу подарить вам на память кружевные, узорные, воздушные снежинки, которые бывают только…зимой!
"Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте"