Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 
детский сад № 96 г.Твери













Конспект занятия в старшей группе
Тема ?Как мы круговорот воды в природе спасали?










Даутова Татьяна Ивановна, воспитатель высшей категории
























Программное содержание: 
Обучающие задачи:
- развивать поисковую деятельность детей;
- способность к определению задач на основе поставленной проблемы;
- умение планировать этапы своих действий;
- работа с компасом;
-аргументировать свой выбор.
2. Развивающие задачи:
            - умение анализировать проблемную ситуацию;
            - обогатить и закрепить знания о дожде, облаках, их видах, о круговороте воды в
               природе; 
            - развивать наблюдательность, воображение, умение анализировать, делать 
               выводы;
            - способствовать развитию коммуникативных навыков дошкольников.                                                 
3. Воспитательные задачи:
     - создать условия для развития культуры общения между детьми;
      - формировать у дошкольников осознанно-правильное отношение к природным
        явлениям и объектам, как средство развития экологической культуры.

Структура (части и предполагаемое их время)

Игровая мотивация (организационный момент)
I часть  Сюрпризный момент -  2минут
II часть Основная: - 20 минут
        1.Работа с компасом.
        2.Ориентировка в пространстве.
        3.Отгадывание ребуса.
        4.Составление рассказов на заданную тему.
        5.Беседа о воде.
        6.Беседа об облаках.
        7.Беседа о дожде, снеге, граде.  
III часть  Итоговая - 10  минут
        1.Рассматривание плаката ?Круговорот воды в природе?
        2.Игра ?Тучка и капелька?.
Итог: рефлексия детей.

Общее время: 25 – 30 минут
Резервное время (1-3 минуты)

Оборудование: плакат ?Круговорот воды в природе?, конверты, дидактическая карта, картинки, компас, средства ТСО.

Предварительная работа: 
- беседа с детьми о значении воды;
- чтение стихов о дожде, облаках, воде;
- чтение сказки Т.А. Шорыгина ?Приключения Кап и Ли?;
- чтение сказки ?Круговорот воды в природе?;
- проведение отдельных опытов с водой ? Домашнее облако?, ?Круговорот воды в    природе?, ?Фильтрование воды?;
- дидактическая игра ?Кому нужна вода??, ?Где встречается вода??
- рисование на тему ?Путешествие капельки?
-познавательная игра ?Где, какая вода бывает??.

Содержание (ход)
Методы и приемы

I часть :Сюрпризный момент
Стук в дверь. Появляется почтальон Печкин он принес большой конверт.
Воспитатель: Ребята, когда я была в отпуске я приготовила вам плакат, но злая волшебница его разорвала на части и спрятала у нас у группе.
- Нам надо найти эти части. Поможете мне?
II часть: 
- Чтобы его найти, нам нужно пойти на север. В этом нам поможет компас.
- Нужно пройти 4 шага вперед, 2 шага влево и 4 шага прямо.
- Нашли? Ура! Молодцы!
- Ребята, а тут нарисован ребус, нужно отгадать слово.
(картинки: ведро, очки, дятел, арбуз)
- Какое слово загадала злая колдунья? (Вода)
Звучит голос колдуньи, записанный на диктофоне.
?Вода, опять вода, не бывать воде, скоро ее совсем не будет ха-ха, тогда посмотрим, что будет….?
- Ребята, давайте представим, что будет, если не будет воды? Свой рассказ начинайте со слов: ?Если не будет воды…?
- Что такое вода?
- Где можно встретить воду?
- Для чего нужна она и кому?
- Где на земле еще есть вода?
Молодцы! Все правильно говорите.
- А сейчас я хочу прочитать вам стихотворение о воде:
? Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте.
В луже, море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит
Паром чайника шипит.
Без нее нам не прожить
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
- Ребята, в каких трех состояния бывает вода? (Ответы детей).
(  Картинки, где нарисовано состояние воды:  Твердое, жидкое, газообразное)
- Правильно! 
- Дети, а какие свойства имеет вода? (без запаха, вкуса, цвета)
- Молодцы!
- Давайте дальше продолжим поиски плаката. Ищите в группе конверт, на котором написан номер.
- Если нам нужен второй конверт, значит ответ находится в конверте под номером 2. Смотрите здесь 3 конверта, найдем среди них конверт с № 2. Открываем, читаем следующие задание:
- Найдете, отгадав загадку:
Я лежу, а надо мной
Ходят, бродят чередой,
То собака, то енот,
То совсем наоборот!
То гора, а то – река…
Да ведь это? (облака)
- Молодцы!
-Посмотрите, вот картинки с облаками, а под ней вторая часть плаката. На обратной стороне есть задание:
- Какие облака вы знаете?
- На что бывают похожи облака?
-Как образуются облака?
- Ребята мы поговорили про облака, но совсем забыли нам же надо продолжать дальше поиск плаката.
- Чтобы найти еще одну часть плаката нам надо открыть шкаф, а ключа то у нас нет. Как быть?
( Предположения детей)
 - ?Случайно? дверь шкафа открывается сама, достаем конверт открываем, читаем:
- Отгадайте еще одну загадку и сразу увидите, то, что вам нужно:
?Крупно, дробно зачастил,
И все землю напоил?. (Дождь)
 Находят третью часть плаката, рассматривают.

- Что нарисовано?
- Дождь – это что? (осадки, природное явление, вода)
- Какие бывают дожди?
Игра ? Угадай по описанию?
- Льет сильный, как из ведра, сильный, сильный – ливень.
- Мелкий – маленький дождик, не видно капель – морось.
- Светит солнце, идет дождь, может быть радуга – грибной.
- Вы отлично справились с заданием.
- А какие еще бывают осадки? (снег, град)


Физкультминутка
К речке быстрой мы спустили
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись
(Наклоны вперед, руки на пояс)
Вышли на берег крутой
(Шагаем на месте)
И отправились домой.
Продолжим разговор об осадках.
- Ребята, что такое снег, град?
- Чем отличается снег ото льда?
- Когда вода превращается в лед?
- Когда в пар?
- Земля, море, река. 
Конверт ищите там.
- Дети, как вы думаете, где в группе можно найти последнюю часть плаката. (Предположения детей: уголок природы, глобус, карта)
За картой находим последнюю, 4 часть плаката. Рассматриваем. Складываем все части в одно целое.
- Ребята, перед вами плакат ?Круговорот воды в природе?, он расскажет вам, как вода движется в природе.
Вывод: Когда солнце нагревает поверхность водоема или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху воздух, насыщенный влагой охлаждается, образуются облака, тучи, с помощью ветра они передвигаются и выпадают на землю в виде осадков: летом - дождь, зимой – снег. Так происходит круговорот воды в природе.
- Ребята, давайте поиграем в игру ?Тучка и капельки? и закрепим свои знания о круговороте воды в природе. Согласны? (детям – шапочки капелек, солнышко – ребенок, тучка – воспитатель)
Ход игры: Маленькие капельки, отпросились у мамы – Тучки на Землю, погулять: подул ветер капельки полетели (звучит шум дождя), напоили капельки на Земле все живое, заскучали, объединились в ручейки (бегут парами). Захотелось им посмотреть, кто живет в речке (бегут змейкой под шум реки), вместе с водами реки попадают в море (приседают). А в это время мама-Тучка заскучала, просит солнышко помочь, вернуть ее деток. Солнышко пригрело своими лучами море, капельки нагрелись, стали подниматься на небе к маме-Тучке (дети встают, поднимают руки, звучит легкая, спокойная музыка) Игра закончилась.
Итог: 
- Понравилось занятие?
- Что нового узнали?
- Что было самое легкое?
- Что было труднее всего?
- О каких природных явлениях вы хотели бы узнать еще?




Игровая мотивация: прием, позволяющий активизировать  внимание детей;

Активизация детей

Акцентирование внимания детей, использование компаса
Ориентировка в пространстве
Использование средств ТСО
Создание проблемной ситуации
Речевая работа: активизация словаря.
Игровая мотивация, активизация детей.
Создание проблемной ситуации
Построение выхода из затруднительной ситуации








Развиваем воображение (прием моделирования ситуации)

Речевая работа: активизация словаря






Использование средств ТСО

Индивидуальная работа

Активизация детей
Закрепление знаний, развитие памяти



Выстраивание логической цепочки




Построение выхода из затруднительной ситуации






Активизация детей




Активизация детей. Проблемная ситуация













Прием сужения поиска ответов














Активизация детей с помощью вопросов





Создание проблемной ситуации





Открытие новых знаний























Рефлексия

Установка на дальнейшую деятельность