* {font-family: Arial; font-size: 12pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} h1 {font-size: 20pt; color: #0F4761;} h2 {font-size: 16pt; color: #0F4761;} h3 {font-size: 14pt; color: #0F4761;} h4 {color: #0F4761; font-style: italic;} h5 {color: #0F4761;} h6 {color: #595959; font-style: italic;} h7 {color: #595959;} h8 {color: #272727; font-style: italic;} h9 {color: #272727;} .Заголовок 1 Знак {font-size: 20pt; color: #0F4761;} .Заголовок 2 Знак {font-size: 16pt; color: #0F4761;} .Заголовок 3 Знак {font-size: 14pt; color: #0F4761;} .Заголовок 4 Знак {color: #0F4761; font-style: italic;} .Заголовок 5 Знак {color: #0F4761;} .Заголовок 6 Знак {color: #595959; font-style: italic;} .Заголовок 7 Знак {color: #595959;} .Заголовок 8 Знак {color: #272727; font-style: italic;} .Заголовок 9 Знак {color: #272727;} .Title {font-size: 28pt;} .Заголовок Знак {font-size: 28pt;} .Subtitle {font-size: 14pt; color: #595959;} .Подзаголовок Знак {font-size: 14pt; color: #595959;} .Quote {color: #404040; font-style: italic;} .Цитата 2 Знак {color: #404040; font-style: italic;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Intense Emphasis {color: #0F4761; font-style: italic;} .Intense Quote {color: #0F4761; font-style: italic;} .Выделенная цитата Знак {color: #0F4761; font-style: italic;} .Intense Reference {color: #0F4761; font-weight: bold; font-variant: small-caps;}

Конституционно-правовой статус органов государственной власти в субъектах Российской Федерации: единство системы и региональная специфика.

Введение:

Федеративное устройство России, закрепленное Конституцией РФ, предполагает не только разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами, но и наличие собственной системы органов государственной власти в каждом регионе. Конституционно-правовой статус этих органов – это совокупность правовых норм, определяющих их место в единой системе государственной власти России, принципы формирования, компетенцию, ответственность и гарантии деятельности. Этот статус базируется на принципе единства системы государственной власти (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ), что является фундаментом российского федерализма.

Конституционные основы статуса:

1. Единство системы государственной власти: это ключевой принцип (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ). Органы власти субъектов РФ не являются абсолютно независимыми. Они входят в единую систему, что обеспечивает целостность государства и реализацию его функций на всей территории. Это единство обеспечивается:

* Верховенством Конституции РФ и федеральных законов на всей территории страны (ч. 2 ст. 4).

* Разграничением предметов ведения и полномочий (ст.ст. 71-73 Конституции РФ).

* Федеральными основами организации государственной власти субъектов (ст. 77 Конституции РФ).

2. Самостоятельность субъектов РФ в установлении своей системы органов: в соответствии с ч. 1 ст. 77 Конституции РФ, субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему своих органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Это означает:

* Региональная специфика: субъекты вправе определять структуру, наименования (например, Дума, Законодательное Собрание, Хурал, Народное Собрание; Правительство, Администрация), порядок формирования и некоторые аспекты функционирования своих органов.

* Федеральные рамки: эта самостоятельность ограничена требованиями Конституции РФ и Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее – ФЗ № 184-ФЗ). Этот закон детально регламентирует основные вопросы, не оставляя места произволу.

Структура органов государственной власти субъекта РФ

В соответствии с ФЗ № 184-ФЗ, система органов государственной власти субъекта РФ включает:

1. Законодательный (представительный) орган государственной власти:

* Статус: является постоянно действующим высшим и единственным законодательным органом субъекта РФ.

* Формирование: избирается населением субъекта РФ на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

* Компетенция:

* Принятие конституции/устава субъекта и поправок к ним.

* Законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения (в пределах полномочий субъекта).

* Утверждение бюджета, отчетов о его исполнении.

* Установление налогов и сборов субъекта РФ.

* Утверждение программ социально-экономического развития.

* Контроль за исполнением законов субъекта, бюджета, использованием собственности субъекта.

* Утверждение схемы управления субъектом, определение структуры высшего исполнительного органа.

* Назначение на должность (по представлению Главы субъекта) и освобождение от должности отдельных должностных лиц (заместителей руководителей ВИО, руководителей органов исполнительной власти).

* Согласование назначения прокурора субъекта РФ.

* Выражение недоверия высшим должностным лицам субъекта.

* Гарантии: депутаты обладают неприкосновенностью.

2. Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ):

* Статус: глава субъекта РФ (губернатор, глава республики, мэр города федерального значения и т.д.). Возглавляет высший исполнительный орган субъекта РФ.

* Наделение полномочиями:

* Избирается гражданами РФ, проживающими на территории субъекта (на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании).

* Или (в порядке исключения, предусмотренного федеральным законом) избирается законодательным органом субъекта по представлению Президента РФ.

* Компетенция:

* Представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами, другими субъектами, органами МСУ, при международных контактах.

* Формирует высший исполнительный орган власти субъекта РФ.

* Обнародует законы, обладает правом отлагательного вето.

* Издает указы (постановления) и распоряжения.

* Обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта с иными органами.

* Участвует в работе Государственного Совета РФ.

* Руководит деятельностью ВИО субъекта по всем вопросам его компетенции.

* Представляет в законодательный орган бюджет, отчеты о его исполнении, программы развития.

* Ответственность: перед Президентом РФ (возможность отрешения от должности), перед законодательным органом субъекта (возможность выражения недоверия).

3. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (ВИО):

* Статус: постоянно действующий орган, обеспечивающий исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов субъекта РФ на его территории.

* Формирование: формируется Главой субъекта РФ. Структура утверждается законодательным органом по представлению Главы.

* Компетенция:

* Разработка и исполнение бюджета.

* Управление и распоряжение собственностью субъекта РФ.

* Разработка и реализация программ социально-экономического развития.

* Осуществление полномочий по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения.

* Обеспечение реализации федеральной политики в регионе.

* Осуществление исполнительно-распорядительных функций.

* Акты: издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на территории субъекта.

4. Иные органы государственной власти субъекта РФ:

* Создаются в соответствии с конституцией/уставом субъекта (например, Счетная палата, Уполномоченный по правам человека, избирательные комиссии субъектов РФ).

* Их статус также определяется региональным законодательством в рамках ФЗ № 184-ФЗ и других федеральных законов.

Принципы организации и деятельности:

* Разделение властей: законодательная, исполнительная и судебная власти самостоятельны в пределах своих полномочий.

* Самостоятельность органов субъекта: в рамках установленной Конституцией РФ и федеральными законами компетенции.

* Ответственность органов и должностных лиц: перед населением, федеральными органами, друг перед другом.

* Законность: деятельность строго в рамках Конституции РФ, федерального и регионального законодательства.

* Гласность и открытость: обеспечение информирования граждан о деятельности органов власти.

Контроль и надзор:

* Федеральный контроль: Президент РФ, Правительство РФ, федеральные суды, Прокуратура РФ осуществляют контроль и надзор за соответствием деятельности органов власти субъектов РФ Конституции РФ, федеральным законам, а также за соблюдением прав и свобод человека.

* Региональный контроль: законодательный орган осуществляет контроль за деятельностью ВИО и высшего должностного лица. Контрольно-счетные органы субъектов контролируют исполнение бюджета.

Актуальные вопросы и тенденции:

* Унификация и централизация: наблюдается тенденция к усилению роли федерального центра в регулировании организации региональной власти (например, унификация порядка выборов глав субъектов, детализация требований ФЗ № 184-ФЗ).

* Баланс самостоятельности и единства: постоянный поиск оптимального баланса между самостоятельностью регионов в решении своих вопросов и необходимостью обеспечения единого правового и экономического пространства.

* Повышение эффективности: акцент на повышении эффективности и результативности деятельности региональных органов власти, внедрении современных управленческих технологий.

* Ответственность губернаторов: укрепление механизмов персональной ответственности глав субъектов за ситуацию в регионе.

Заключение:

Конституционно-правовой статус органов государственной власти субъектов Российской Федерации представляет собой сложный правовой механизм, обеспечивающий реализацию принципов российского федерализма. Он сочетает в себе два начала: **единство системы государственной власти** страны, гарантированное Конституцией РФ и федеральным законодательством, и **самостоятельность субъектов** в формировании и функционировании собственных органов власти в установленных федеральных рамках. Такой статус позволяет регионам эффективно решать вопросы своего ведения, учитывая местную специфику, одновременно обеспечивая проведение единой государственной политики на всей территории России и укрепление ее государственности. Постоянное развитие федерального и регионального законодательства в этой сфере направлено на поиск оптимального баланса между этими началами и повышение эффективности управления на региональном уровне.