Статья

Конструирование из счётных палочек

в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.

Нарушение зрения у ребёнка вызывает большие затруднения в познании окружающей действительности, восприятии цвета, величины, формы предметов, а так же ориентировке в пространстве. Степень снижения остроты зрения определяет уровень нарушения зрительного восприятия. В исследованиях Л.Б. Осиповой обращается внимание на то, что сниженная острота зрения осложняет видение объектов; монокулярный характер зрения, нарушение глазодвигательных функций глаза затрудняют определение расстояния, направления, глубины пространства, зрительно-двигательную ориентацию. Это является причиной снижения точности, ловкости выполнения движений, нарушения траектории движения рук при оперировании предметами, отсутствия умения менять направление, амплитуду, скорость движения руки в соответствии с заданными условиями. Изучая особенности развития мелкой моторики детей с нарушениями зрения, Л.Б. Осипова отмечает, что у них хуже развита мелкая моторика в сравнении с нормой. Ориентировка в расположении предметов в пространстве, оценка их качества снижена, что затрудняет возможность планировать захват предмета и действия с ним. Трудности в выполнении движений в условиях монокулярного зрения обусловлены рассогласованием в работе кинетической, кинестетической и зрительно - пространственной афферентации.

Обучение и воспитание в детском саду для слабовидящих детей направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы и успешную подготовку детей к обучению в школе. Успех решения всех этих направлений следует рассматривать в тесной их взаимосвязи. При этом выделяется важный вопрос развития зрения и зрительного восприятия, так как неполноценность первого обуславливает ход развития второго. В связи с чем, одной из специальных задач коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушением зрения является развитие зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций и сохранения зрения.

Для развития зрительного восприятия у дошкольников используются разные методики. Одной из таких является предметно-практическая методика, которая связана с моделированием, конструированием, изготовлением различных предметов, что позволяет развивать зрительное восприятие детей, и реализуется на предметно-практических упражнениях. С этой целью можно организовать увлекательные игры со счётными палочками с элементами конструирования.

Счетные палочки являются универсальным и доступным инструментом, который может быть использован для различных целей в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения. Они долго не надоедают ребенку, так как обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций.

Конструирование из счётных палочек позволяет  развивать у детей с нарушением зрения зрительные функции; помогает расширять кругозор ребенка, создает условия для развития самостоятельной познавательной активности. У дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, продуктивной, коммуникативной деятельности. Упражнения позволяют решать задачи по формированию координации движений и развития мелкой моторики, развитие зрительного анализа и зрительно-моторной координации в системе «глаз-рука», пространственной ориентировки, способствуют воспитанию сосредоточенности, зрительного и слухового внимания, умению добиваться результата, учат действовать по показу взрослого, следить за его действиями, подражать им.

Примеры игровых упражнений с использованием счётных палочек.

«Выложи картинку» (выкладывание картинки по схеме, образцу)

«Разноцветные дорожки» (выкладывание разных по цвету дорожек шириной в 3 палочки: внизу – розовая, выше – желтая, наверху – зеленая)

«Выложи столько палочек, сколько показывает цифра» (выкладывание в соответствии с цифрой: например: 6 – розовых, 9 – зеленых, 7 – желтых и т.п.)

«Цветные фигуры» (выкладывание фигур: устная установка – в правом верхнем углу – желтый квадрат, в левом нижнем – зеленый треугольник и т.п.)

«Создай картинку сам» (творческое задание. Выкладывание по собственному замыслу).

«Выложи фигуру» (выкладывание геометрических фигур из определенного количества палочек по образцу, словесной инструкции).

«Отгадай загадку и построй из палочек отгадку» (детям загадывается загадка о геометрической фигуре. Ребенок выкладывает из палочек отгаданную фигуру).

«Выложи букву, цифру» (выкладывание букв, цифр из палочек по образцу, схеме).

«Выложи дорожку» (выкладывание из палочек дорожки в разных направлениях по схеме).

«Логические задачи» (изменение заданной фигуры путем удаления определенного количества палочек).

«Линейные графические диктанты» (выкладывание палочек в разных направлениях по словесной инструкции).

«Упражнения для тактильного восприятия» (нахождение на ощупь палочек различной текстуры, длины).

«Выложи узор» (выкладывание палочек по образцу с определением закономерности).

«Волшебные точки» (соединение палочками цифр от 1 до 10).

«Радуга» (выкладывание дуги из палочек разного цвета».

«Слушай и выполняй» (действия с палочками по словесной инструкции на ориентировку в пространстве. Например, Ребенку предлагается брать из коробочки левой рукой, например, палочки синего цвета, а правой рукой - красного цвета. Палочки брать указательным и большим пальцами, большим и средним пальцами и т.п.

Справа от себя положить 3 зеленых палочки, а слева от себя 4 красных палочки. и т.п.).

«Что пропустили» (вставить в выложенный узор из палочек пропущенные элементы).

«Состав числа» (выкладывание состава определенного числа с помощью палочек).

«Разноцветные флажки» (выкладывание флажков разного размера из палочек разного цвета). И таких упражнений можно придумать еще очень много.

Занимательные упражнения со счетными палочками делают коррекционную работу более эффективной, так как она воспринимается детьми не как утомительное лечение, а как увлекательная, интересная, каждый раз новая игра, в которой не только активизируются зрительные функций детей, но и происходит процесс всестороннего развития ребенка, формирование творческой, уверенной в себе личности.

 

Используемые источники:

https://infourok.ru/iz-opyta-raboty-ispolzovanie-schetnyh-palochek-v-korrekcionno-pedagogicheskoj-rabote-s-doshkolnikami-s-ambliopiej-i-kosoglaziem-6474342.html

https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018.4.10

https://studfile.net/preview/9918305/

https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-cvetnye-palochki-konstruktor-v-rabote-s-detmi-s-narusheniem-zreniya-4233781.html

М. Митлина « Играем и учимся со счетными палочками «Семейный портал» —http://www.7ya.ru.

Барсукова О. В., «Развивающие игры и занятия со счетными палочками для детей раннего возраста», «Молодой учёный» - научный журнал № 22 (102) / 2015, с. 744.

Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова, Л.И. Плаксина «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушением зрения в условиях инклюзивного образования», учебно-методическое пособие, Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман. пед. ун-та, 2017.

О.А. Глушакова, С.И. Дедова «Весёлые счётные палочки», Мозырь: Содействие, 2011.

Л.И. Киселёва, « Методические рекомендации для коррекционной - педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения».