Консультация для родителей

«Что такое мелкая моторика и почему

так важно её развивать?»

 Подготовили:

Учитель-логопед Болдырева Н.Н.

Педагог-психолог Любчанская Я.А.

 

В последнее время молодые родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.

Каких только методик ни придумали педагоги, чтобы помочь родителям в развитии ребенка! Но самый надежный помощник в этом деле — детская рука. Исследователи детской психики говорят : рука учит мозг. Чем свободнее малыш владеет своими пальцами, тем лучше развито его мышление.

Работу по развитию мелкой моторики рук ребёнка следует начинать с восьмимесячного возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. В раннем возрасте именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок.

Как же можно определить уровень развития мелкой моторики в раннем возрасте? Определить уровень развития тонкой моторики руки можно так: попросить ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика, при этом обязательно показывая, как надо делать. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если напряженные пальчики сгибаются и разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не делают изолированных движений, то такие дети – неговорящие. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, уровень развития речи не будет соответствовать возрастной норме. Связано это с тем, что центр речи и центр мелкой моторики анатомически расположены рядом друг с другом, потому, развивая одну функцию, мы стимулируем развитие и другой.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется!

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов:

«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в "замок").

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать

(руки вниз, встряхнуть кистями).

«Вот так бабушка прядет»

Вот так бабушка прядет.        (Имитируем движения прялки)

Мама так пирог печет.           (Печем  пирожки)

Кормит так курей сестра,       (Сыпем зернышки)

Я на липу влез с утра            

Колет дед вот так дрова

Я несу их вдоль двора.

Так отец рубанком струг,      (Имитируем движения в соответствии со

Все умею я мой друг!!!          словами текста игры)

«Игрушки»

Мой весёлый круглый мяч,  (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

Щёки круглые не прячь!      (Смена рук.)

Я тебя поймаю,                     (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы,                                                                    показываем мяч)

В ручках покатаю!               (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

«Кольцо»

Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же упражнение выполнять пальцами левой руки; те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки.

«Оса»

Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; то же левой рукой; то же двумя руками.

Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Несмотря на то, что вначале многие упражнения даются ребенку с трудом, они приносят ему много радости, как от достигаемых результатов, так и от простого общения с мамой.

Тонкую моторику рук развивают также следующие виды деятельности:

Плетение.

Лепка (из пластилина, глины).

Нанизывание на нитку бусин,

бисероплетение

.

Различные игры — шнуровки.

Конструкторы (чем старше ребёнок, тем мельче должны быть детали конструктора).

Мозаики.

Вырезание из бумаги и картона.

Вырисовывание различных узоров.

Детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки "потянет" за собой развитие интеллекта.

Главное, не упустить время, когда ребенок нуждается в разнообразных помогающих его развитию техниках и упражнениях, регулярно заниматься с ним.

А ваши старания обязательно принесут пользу вашему ребенку, и вы увидите очередной скачок в его развитии. Совместная же работа с ним, вместе проведенное время сблизят вас с ребенком еще больше!

Желаем Вам успехов!