Консультация - практикум ?Формирование предпосылок читательской грамотности дошкольников с общим недоразвитием речи посредством применения приемов технологии критического мышления?

Слайд1. 
Добрый день! Я рада приветствовать всех, кто собрался на мой практикум. Тема которого: ?Формирование предпосылок читательской грамотности дошкольников с общим недоразвитием речи посредством применения приемов технологии критического мышления? (ТКМ).?
Слайд 2
 Цель практикума: повышение профессиональной компетентности  педагогов по вопросу использования приемов технологии критического мышления для формирования предпосылок читательской грамотности  дошкольников.
Задачи:
 познакомить педагогов с приемами технологии способствующей  формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста;
 сформировать у педагогов умение использовать  приемы технологии критического мышления в образовательной деятельности.
Слайд 3
 Наш ДОУ комбинированного вида. Среди детей, посещающих логопедические занятия, есть дети с сочетанными диагнозами: задержкой психического развития, ментальными нарушениями, нарушениями слуха, расстройствами аутистического спектра. У большинства детей нарушения лексико-грамматического строя речи является ведущим дефектом, так как для них, свойственно позднее формирование речи. Следовательно, работа по формированию читательской грамотности дошкольников с общим недоразвитием речи представляется актуальной, потому как, в дальнейшем у детей с ОНР наблюдается сложные и стойкие нарушения чтения и письма, связанные с недоразвитием всех компонентов речи и их взаимодействия.
Слайд 4
Для начала разберем, что значит читательская грамотность. ?Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни?.
Компоненты читательской грамотности:(нахождение и извлечение информации;(интегрирование и интерпретирование информации;(осмысление и оценивание информации, то есть способностьпонимать, использовать и анализировать.
Те сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.
Обратите внимание на слайд, мы видим, что компоненты  читательской грамотности очень схожи с составом критического мышления:
-  Наблюдательность и способность к анализу,
- Способность к оценке,
- Ценности и эмоциональность.
Технология ?Развитие критического мышления? разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита.
Слайд 5 
Актуальность технологии развития критического мышления состоит в том,что она является одним из инновационных методов, позволяющих добитьсяпозитивных результатов в формировании читательской компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развитию  речевых навыков, его индивидуальности, мышления.Технология критического мышления – это интерактивная технология, она развивает продуктивное критическое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться. 
На консультации - практикуме я хочу продемонстрировать вам некоторые методические приемы этой технологии, которые можно применять в процессе формирования навыков читательской грамотности у детей дошкольного возраста. Эти приемы универсальны. 
Формированию читательской грамотности в дошкольном возрасте помогут такие приемы критического мышления как:

Верные и неверные утверждения
Ассоциации 
Письмо с дырками
Прогнозирование
?Корзина идей?
?Верные – неверные суждения?
 ?Толстые и тонкие вопросы?
?Чтение со стопами?
Прием ?Кластер?
?Уголки?
Дерево (пирамида) предсказаний
Чтение с остановками
Перемешанные события
Кроссенс и другие.
Несомненно, вы все их знаете. Я сегодня хочу познакомить вас с некоторыми из этих приемов, которые адоптированы мной и используются с детьми, не умеющими читать. 
Практическая работа:
Итак, мы с вами рассмотрим  прием ?Ассоциации? Данныйприём поможет нам активизировать знания по теме и установитьвзаимосвязи выделенных понятий.
Так как дети в детском саду не пишут и не читают, первый этап – научиться изображать слова символами, то есть схематично. 
Слайд 6  Я попрошу вас подобрать ассоциации к словам ?Весна?, попробуйте нарисовать их, время на работу - 3 мин. 
Замечательно, посмотрите, какое у нас с вами воображение. 
Слайд 7 ?Корзина идей?
?Корзина идей? предполагает выяснить,? какие знания уже есть у детей по данной? теме. Этот прием накапливает знания. Предлагаем детям положить в корзину то, что им уже известно по данной теме. Ребята выбирают картинки, опорные схемы, предметы и кладут в корзину. В течение недели?? мы узнаем что-то новое, читаем короткие рассказы по теме недели и наша корзина пополняется.? В обобщающей беседе, мы перебираем содержимое корзины и подводим итоги. (Предложить нарисованные  картинки по теме весна, сложить в корзинку)
Слайд 8 Следующий прием ?Письмо с дырками или пробелами?. 
В работе с дошкольниками целесообразно применить текст в рисунках или хорошо известные мнемотаблицы. У вас на столе лежит бразец мнемотаблицы стихотворения ?Встреча с весной? Гурии Османовой. В пустой квадратик, сделайте зарисовку, соответствующий тексту) (участники делают зарисовки). 
Слайд 9
 Прием ?Прогнозирование??схож с приемом ?Дерево предсказаний??
Он активизирует представления детей по теме содержания текста для чтения, выраженного в его названии. 
Пример: Тема: Весна. Ознакомление со сказкой Н. Сладкова ?Медведь и солнце?
- Как вы думаете, о ком вы сейчас узнаете в  сказке Н. Сладкова??Медведь и солнце?? ?Назовите. (Или выберите из набора иллюстраций картинки, прикрепите их к дереву предсказаний).
Слайд 10 ?Перемешанные события
Детям перед прочтением сказки или рассказа, предлагается разложить картинки по сюжету произведения в том порядке, который они считают последовательным, правильным. Затем педагог читает произведение и предлагается исправить последовательность картинок.
Задание для слушателей: Разложите картинки последовательно к  сказке Н. Сладкова??Медведь и солнце? ?
(Можно перемешать картинки с последовательностью какого либо процесса по теме недели. Например: тема Весна ?От чего, происходят изменения в природе с наступлением весны? и т.д.)
Слайд 11  ?Верные – неверные суждения?
Для того чтобы вызвать больший интерес к новому материалу использую такой прием как ?Верные – неверные суждения?. Дети выбирают ?верные? утверждения, полагаясь на личный опыт или угадывание.?
При ?помощи ?сигнальных карточек дети определяют верность ?(зеленая- верно, ?и ?неверность красная сигнальная карточка ответов).??Идет настраивание на изучение нового, выделяются ключевые моменты. Также этот метод можно использовать при проверке усвоенного материала.
 (игра со слушателями)
Мы с вами проиграем данный прием на папримере, по теме недели ?Весна? при прочтении сказки Н. Сладкова ?Медведь и солнце?:
?Верно ли, что сказка будет о медведе и солнце или нет??,
?Верно ли, что медведь спит весной или неверно??
Верите ли вы, что он живет в воде ?
Верно ли, что его дом называют берлогой ?
?Верно ли, что солнце разбудило медведя или неверно?? 
?Верно ли, что берлога – место зимней лежки медведя?? и т.д.
По   высказываниям детей, педагогу видно,  удалось ли вызвать  интерес к произведению. детям   сообщается, о том, что их предположения мы проверим  при чтении произведения.  
?После прочтения любого произведения целесообразен прием:
Слайд 12??Толстые? и ?тонкие? вопросы
Тонкие вопросы, это те вопросы, которые ?требуют односложного ответа. И задаются со словами: Кто? Что? Когда? Как звать? 
игра со слушателями
-Кто написал сказку?
- Как называется сказка?
- Кто главный герой в сказке? (медведь)
- Вспомните, о чем эта сказка?
-Что разбудило медведя?
А толстые вопросы требуют развернутого ответа.? Звучат примерно так: Дайте объяснение, почему…? А что, если…? Почему вы думаете, что…?
- Дайте объяснение, почему проснулся медведь? 
- Скажите, а хорошо это или плохо, когда тает снег.
-Почему медведь не мог наказать солнце? (Потому что солнце высоко, ему его не достать. Ни зубами не схватить, ни лапой. Сияет себе.)
- Удивило ли вас что- ни будь в этой сказке?
- А что произошло бы в природе, если бы солнце перестало греть (светить)?
Слайд 13
Можно произведение поделить на несколько частей,  используя прием ?Чтение со стопами? или ?Чтение с остановками?
Особенностью его использования в технологии критического мышления является то, что чтение проводится дозировано. После каждой смысловой части делается остановка. Во время ?стопа? идет обсуждение ?проблемного вопроса, или коллективный??поиск ответа на основной вопрос, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
После прочтения каждой части, к доске прикрепляется графическая карточка. Идет словарная работа.
Приём ?Чтение с остановками? подобен предыдущему приему. Педагог  предварительно делит текст? на смысловые части. Читает первую часть и предлагает детям поразмышлять, что будет дальше, или обсудить уже прочитанное, так читается всё произведение. При разбивке текста, педагог должен учитывать, что остановки должны быть в тех местах, где описывается какая то, проблемная ситуация.
Слайд 14 Прием ?Уголки?
По правилам, для описания героя, группу детей делят на две части: одна часть детей  –описывает положительныестороныгероя, другая часть–  отрицательные (схематично).
Слайд15 (примеры 2-3 кластера к произведениям)
Прием ?Кластеры? (?Гроздья?). Применяю  для того, чтобы дети легко запоминали произведение. На магнитную доску или коврограф в центр, прикрепляю название с картинкой произведения, рисую от неё лучи, к которым дети из множества картинок подбирают иллюстрации или делают зарисовки из произведения. 
Слайд 16
Все используемые приемы критического мышления способствовали формированию предпосылок читательской грамотности у детей старшего возраста.
Слайд 17 
После проведенной работы дети научились:
воспринимать?на слух художественное произведение.?
Определять?эмоциональное? состояние персонажа и эмоциональный характер текста.?
Пересказывать  передавая эмоциональный характер и соблюдая последовательность событий.
Прогнозировать?на уровне предложения и текста.?
Отвечать?на вопросы к текстам.
?Составлять элементарные? вопросы? и отвечать на? вопросы к произведению.
?Иллюстрировать (зарисовывать)?прочитанное.
Ориентироваться?в содержании (оглавлении.)?
Составлять?картинный план, кластер?.
Пересказывать?с опорой? на картинный план..
Слайд 18
 В завершении нашей встречи хотелось бы ещё раз  отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно с детьми. Для эффективности обучения, очень важно педагогам научиться правильно, выбирать технологические приемы, удачно их комбинировать, встраивать в формат традиционных форм занятий.
Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения. ?Великий мыслитель и философ Конфуций в свое время сказал такие слова:
?Скажи мне – я забуду,?Покажи мне – я запомню,?Вовлеки меня – я пойму?.
Рефлексия.
У вас на столе лежат заготовки кластера с главным, центральным словом ?ИТКМ?. Заполните кластер с помощью слов или зарисовок, отображая свои эмоции и чувства, вызванные нашей совместной работой на практикуме.