Консультации для педагогов ДОУ по финансовой грамотности:
«Как всё-таки правильно познакомить ребенка с финансовой составляющей жизненных отношений?»
Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. То есть им нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца. Ребенок 6-7 лет может понять все составляющие семейного бюджета и на что он тратится.
Не стоит заострять внимание на понятиях «бедный» и «богатый». В свое время дети сами поймут, что скрывается за этими словами. Важнее привить правильное понимание «необходимого» и «желаемого». Идя за покупками в магазин, объяснить детям, что хлеб – это необходимость, а мороженое – это желание. И нужно дать понимание того, что без «желаемого» можно обойтись, а без «необходимого» невозможно сохранить, к примеру, здоровье.
Не рекомендуется развивать потребительское отношение к родителям у детей. Дети должны понимать, что в детский сад (а тем более в будущем в школу) необходимо ходить за знаниями, а не за поощрение в качестве покупок, или денег. А помощь по дому – это условия жизни в семье, где у каждого должен быть круг своих обязанностей.
Можно найти выход из ситуации с финансами – дать карманные деньги детям на личные нужды. Эти средства будут принадлежать только ребенку.
Необходимо с помощью игр, рассказов, сказок, а так
,
же практических занятий (родителей с детьми) обучить дошкольников, следующему:
что такое деньги, какие они бываю:
1. Что такое «необходимые покупки», и «желаемые покупки»;
2. Что такое карманные деньги;
3. Как планировать свои расходы;
4. Банковская пластиковая карта ребенка;
5. Техника безопасности использования банковских карт.
В
ажно объяснить ребенку, что неправильное обращение с деньгами может
привести к разорению. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Ребенок, с детства знающий цену деньгам и способы их заработка с большой вероятностью во взрослой жизни станет успешным человеком.
Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить ребенку все, так, чтобы он был финансово грамотным.
«Список рекомендуемой методической литературы по финансовой грамотности»
Воспитание финансовой грамотности дошкольников тема новая, полностью не исследована, поэтому найдено только несколько авторских программ по финансовой грамотности:
«Финансовая грамотность: методические рекомендации для
педагога
» А. О. Жданова
;
«Дети и деньги» А. Е. Пушкарь
;
«Первые шаги по ступеням финансовой грамотности для дошкольников» Н. А. Крючкова.
Для родителей была разработана рекомендация:
«
Д
ети и их карманные деньги»
;
Р
екоменд
уемый
список прочтения с детьми сказок, в которых отражаются экономические аспекты
, а именно:
1. 1. Кнышова Л.В., Меньшикова О.И., Попова Т.Л. Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
2. Пословицы и поговорки о труде, о деньгах, цене, о купле-продаже товара, о бережливости, о богатстве и бедности, о лени, о жадности и зависти, о смекалке.
3. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006.
4. Успенский Э., Агрон И. Бизнес крокодила Гены. М., 1993.
5. К.Чуковский «Муха цокотуха»
6. Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»
7. А.В.Латышев «Сивка-Бурка»,
8. А.Н.Афанасьев «Иван-Царевич и серый волк»
9. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
10. Х.К.Андерсен «Дикие лебеди»
11. Л.Н.Толстой «Мужик и медведь», «Хаврошечка»
12. Д. Родари «Чем пахнут ремесла»
13. С. Маршак «Почта»
14. В. Маяковский «Кем быть?»
15. К.Д.Ушинский «Мена»
16. А.Зайцев «Лисичка со скалочкой»
17. В.Катаев «Дудочка и кувшинчик»
18. Г. Х. Андерсен «Новое платье короля», «Огниво»
19. Ф. Хопер «Продавец и лось» , «Как мужик гусей делил»
20. Ш. Перро «Кот в сапогах»
21. С. Михалков «Три счастливца»
22. Русские народные сказки «Как барин овцу купил», «Чудесная рубашка»
23. Грузинская народная сказка «Заработанный рубль»
Следует отметить, что родители в основном признают необходимость и полезность воспитания финансовой грамотности, основывая это требованиями времени, но на практике не содействуют приобщению детей к миру финансов.
Программы рассчитаны на детей дошкольного возраста. Их целью является приобщение детей к миру экономических ценностей и воспитание этического поведения в предметном, вещном мире. Считаем, что тема воспитания финансовой грамотности дошкольников своевременна и актуальна.