Консультация для педагогов

«Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах»

Подготовила

воспитатель 1 квалификационной категории

Кошель Ирина Валериевна

Обеспечение безопасности, сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения является задачей государственной важности. Актуальность проблемы обучения детей правилам дорожного движения связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Целью любой игровой деятельности по ПДД является применение теоретических знаний в практических действиях детей на дороге. Поэтому, важнейшей задачей является: создание единых подходов к разработке и организации дидактических игр для детей дошкольного возраста; создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в учебно-воспитательный процесс обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах в дошкольных учреждениях.

В младшей группе детей учат различать красный и зелёный цвета. Детям поясняют, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов.

В средней группе, и далее в старшей группе необходимо во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части.

Лето – наиболее благоприятная пора для организации работы с детьми по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Поэтому особенно эффективно организация работы на территории детского сада, которая оснащена площадкой с дорожной разметкой, светофором, переносными знаками, где организуются подвижные, сюжетно-ролевые игры.

Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях: нельзя научить хорошо, обучаясь вместе с ребенком. От того, как взрослые сумеют научить ребенка безопасному поведению на дороге и принятию правильного решения в данной конкретной ситуации, порой зависит не только его здоровье, но и жизнь. Для правильного проведения занятия в игровой форме необходимо поставить цель и объяснить правила игры.

Содержание игры должно быть продуманным и отвечать ее целям и задачам. Это во многом определяет эффективность выполнения стратегической задачи обучения безопасному поведению на дорогах. Сценарий игры должен основываться на актуальных и реальных дорожных ситуациях. Правила игры должны включать в себя элементы соревнования и стимулировать познавательные мотивы. Несоблюдение этих условий делает игру бессмысленной. Особое значение в проведении игры по ПДД имеет взаимоотношение воспитателя и воспитуемых. Отсутствие со стороны воспитателя эмоциональной окраски в процессе подготовки и проведения игры, преобладание негативных оценок приводит к снижению у детей побудительных мотивов к игровой деятельности, сковыванию и подавлению инициативы и потере интереса к игре.

Интересно детям проигрывать различные игровые сюжеты. Например: «Дети играли в футбол, и мяч выкатился на дорогу, одна из девочек побежала за мячом...», «Водитель автобуса нарушил правила движения, поехал на красный сигнал светофора...».
Во время руководства игрой дошкольников взрослый берет на себя второстепенную роль и ненавязчиво подсказывает правильные действия играющим. (Например, играя в «МЧС», взрослый может взять на себя роль «случайного прохожего», который поможет обогатить сюжет игры).

В подвижных играх у дошкольников формируются специальные двигательные навыки, ребенок учится координировать свои движения с движениями других, правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом: «Стрелка, стрелка покружись», «Светофор», «К своим знакам!», «Автогонки», «Красный, желтый, зеленый!», «Тише едешь, дальше будешь!», «Быстро шагай, смотри, не зевай!».
Например, в игре «Быстро шагай, смотри, не зевай!» у детей развивается внимание, быстрота реакции, умение действовать в соответствии с цветовыми сигналами. (Если водящий поднимает красный флажок, играющие останавливаются и замирают на месте, желтый флажок – дети шагают на месте, зеленый флажок – играющие двигаются по всей площадке врассыпную).

Дидактические игры способствуют развитию у дошкольников наглядных представлений о дорожном движении.

Проведение дидактических игр включает:
знакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
-объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;
-показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра неприведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
-определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
-подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня.
Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок.

В ходе дидактических игр закрепляются знания детей о правилах дорожного движения: «Разложи картинки по порядку», «Сложи картинку», «Найди лишнее», «Что нужно водителю», «Добрые и плохие поступки» и др. Например, в игре «Найди лишнее» дошкольники учатся классифицировать и анализировать. Детям предлагаются карточки с изображением различных предметов дорожной тематики, среди которых, как правило, один лишний. Ребенок находит лишний предмет и объясняет свой выбор.
Настольно – печатные игры – интересное занятие для детей дошкольного возраста. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, пазлы и др. Настольно - печатные игры дают возможность систематизировать знания детей о ПДД. Игровые формы придают настольно – печатным играм занимательность и привлекательность, обучение идет через игровые правила и действия.

Этапы подготовки игры:

1. Определение конкретных целей (обучающих, воспитывающих, развивающих и контролирующих) и задач.

2. Определение конкретной моделируемой ситуации.

3. Выбор игры.

4. Планирование игры, перечень возможных правильных и неправильных решений, время, отводимое на игру.

5. Составление сценария игры, подготовка необходимых материалов для ее проведения.

6. Распределение ролей.

Этапы проведение игры

1. Определение готовности участников к игре (предварительная беседа и контроль знаний).

2. Инструктаж игроков.

3. Непосредственная постановка проблемы и ее реализация.

4. Текущий контроль хода игры со своевременной координацией действий участников (возможные последствия правильных и неправильных действий).

Подведение итогов

1. Определение уровня усвоения нового и усвоение ранее изученного материала.

2. Подведение итогов игры с участием детей.

3. Методический анализ игры (анализ уровня достижений педагогической цели, поставленной перед данной игрой). Таким образом, каждодневные наглядные примеры, с которыми дети сталкиваются в процессе своего общения с дорогой, часто бывают сильнее знаний «теории», которые они получают в процессе обучения

Дорога для маленького пешехода - это сложный, коварный, обманчивый мир, полный скрытых опасностей. Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Берегите ребёнка! Соблюдайте правила движения!