«Круги Луллия - как средство развития речи детей дошкольного
возраста»
Игра, это как известно – универсальное средство помогающее педагогу наладить контакт с ребенком, привлечь его внимание, сделать поставленные задачи решаемыми и заодно превратить обучающий процесс в увлекательное полное удивительных открытий и радостных достижений событие. Дети, как все мы давно замечали, очень любят играть во взрослые игры, они привлекают их своей новизной и приобретением собственного опыта. Почему бы и не применить это в своей работе на благо детям? Обратившись к опыту философов и мыслителей прошлого современные авторы одной из передовых педагогических технологий ТРИЗ, очень заинтересовались методом луллизма и решили адаптировать его к образовательной деятельности дошкольников. Основоположником этого метода является Раймунд Луллий – поэт, философ, мыслитель, живший в 13 в.
Основная идея работы авторов ТРИЗ–создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира и для решения проблемных ситуаций. Данная методика реализуется с помощью пособия «Круги Луллия». Что же такое «Круги Луллия»? Круги Луллия –одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, развития речи. Пособие используется в работе с детьми от 3 до 7 лет.
Цель использования данной технологии: развитие основных компонентов языковой системы (фонематического восприятия и звукового анализа, грамматического строя речи, словарного запаса и связной речи) у дошкольников.
Задачи:Уточнять, пополнять и активизировать словарный запас.
Совершенствовать слоговую структуру
слова.
Автоматизировать
звуки
речи.
Развивать фонематические
процессы.
Формировать структуру
предложений.
Совершенствовать развитие связной
речи.
Обучать
грамоте.
Формы работы:На индивидуальных и подгрупповых
занятиях.
В игровой деятельности вне
занятий.
В самостоятельной деятельности
детей.
Данная технология, в полной мере, дает педагогу возможность решать поставленные задачи, используя такое универсальное пособие, как «Круги Луллия». Современными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимозависимы. Проблема развития речи и познавательной активности дошкольников остается одной из самых актуальных на данный момент, поскольку эти виды деятельности являются непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, еѐ
самостоятельности и инициативности. Детский возраст—период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по пособию «Круги Луллия»—это игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни.
Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребѐнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.
Для изготовления кругов Луллия применяются 2 способа:1 способ: вырезаем два круга из пластика, картона, в середине проделываем отверстия (можно взять две старые пластинки). По их диаметру вырезаем бумажные круги для заданий. Разделяем на 8 секторов, можно (4,6,8). Берѐм два прямоугольника (можно картон, пластик, ДВП). В нижнем прямоугольнике вставляем крепления (штыри). В верхнем прямоугольнике вырезаем ромб так, чтобы были видны совмещенные картинки. Крышка свободно накрывается. Круги должны свободно вращаться за выступы, которые образуются в результате того, что ширина пособия на2–4 см меньше двух диаметров кругов.
Подготовка к игре:
способ:
Установить пособие на
столе.
Поднять
крышку.
На круги сверху уложить выбранные кольца с картинками.
Закрыть
крышкой.
Раскручивать за выступающие справа и слева края пластинок и подбирать картинки по заданию.
способ:
на стержень нанизываются два или три круга разного диаметра по типу пирамидки. Сверху устанавливают стрелку. Все круги разделяют на одинаковое количество секторов. На них располагают картинки предметные, сюжетные, буквы, цифры, схемы или слова. Круги и стрелка свободно
двигаются.
2 способ применения игры:
Устанавливаем пособие на
столе
На
секторах
располагаем
картинки (предметные, сюжетные) или
слова.
Закрепляем сверху
стрелку.
Во
время
вращения
дети
подбирают
пару
по
заданию.
Например: подобрать детѐнышей животных.
В
чем отличие двух вариантов? Да особых отличий и нет. Хотите придать игре эффект таинственности и неожиданности? Значит выбираем вариант первый, т.е.игру с окошком: детям очень нравится появление чуда. А если ставите перед собой цель научить детей обзорному видению? То берете конверты-папки с выбранной темой (лексической или по обучению грамоте и т.д.) встаете в круг вокруг второго варианта и приступаете к игре. Второй вариант с усложнением, здесь использовать можно и 2 и 3 кольца. А свободно вращая
круги, можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах и объединить, казалось бы, не совместимые объекты. Дети в восторге от таких комбинаций и порой придумывают немыслимые истории.
Варианты колец можно придумывать по разным разделам развития речи это могут быть игры по формированию звуковой культуры речи, грамматического строя речи и обучению грамоте, развитию связной речи:
Картинки с изображением предметов на заданный звук в начале, середине и конце слова...
« Один –много»
«Назови
ласково»
4.«У кого
кто?»
«Посчитай-ка»
«Расскажи-ка»
«Найди заданный звук в начале слова, в середине или в конце»Любые
предметы.
«Чей
дом?»
На определение формы
предмета
Игры с Кольцами Луллия можно условно разделить на три типа:й тип игры– Игры на подбор пары.
ой тип игры -Игры с элементом случайности в установке колец. 3-й тип игры-Игры на развитие творческого
воображения.
В играх первого типа, в одном из окошек устанавливается картинка, а пара к ней подбирается путем прокручивания второго кольца. Таким образом, одной картинке должна соответствовать другая , по заданным определенным признакам, следовательно картинкам 1- го кольца обязательно должны соответствовать пары картинок, находящихся на 2-м кольце.
К этому типу относятся игры на развитие звуковой стороны речи, игры на обучение грамоте, игры на формирование лексико-грамматического строя речи, игры на развитие связной речи.
Игры, совершенствующие звуковую сторону речи и обучение грамотеЦели проведения игр:
совершенствование навыков звукового
анализа;
обучение грамоте;
расширение и активизация словаря
Описание: Игры проводятся в паре или с подгруппой. Допустим на 1 круге картинки с изображением «звука», на 2круге картинка или звуковая схема. По правилам игры нужно к картинке-«звуку» подобрать картинку со схемой и
определить положение звука в слове. Можно картинки со звуковыми схемами заменить буквами и называть звук, который живѐт в своей квартирке-букве.
Примеры игр:«
Назови букву (звук, если обозначен сигналом-кружочком) и подбери
картинку»
«Подбери слог к
слову».
«Подбери картинку к
схеме»
«Соедини
слоги»
«Уточнение твердых и мягких
звуков»
«Уточнение звонких и глухих согласных
звуков»
Игры на формирование лексико-грамматических категорийЦели проведения игр:
совершенствование лексико-грамматического строя
речи;
закрепление навыка словообразования и
словоизменения;
расширение и активизация словаря;
развитие связной
речи.
Описание: Организация и условия проведения игр те же. На 1 круге картинка животного или птицы, на 2 круге части его тела (хвост, лапы, уши, нос, крылья...) или детѐныши, или место обитания, или несколько животных и птиц. Дети, раскручивая круги, подбирают пару, закрепляя знания о животном мире и лексико-грамматические категории.
Данные игровые упражнения закрепляют формирование связного самостоятельного высказывания.
Примеры:
Подбери
пару.
Кому что
нужно?
Назови
ласково.
Посчитай-ка (Согласование имен числительных и
существительных)
Игры на развитие связной речиЦели игр:
совершенствование навыка речевого
общения;
закрепление
навыка
формирования
самостоятельного
высказывания;
развитие речевого
творчества;
формирование
навыка
сотрудничества,
взаимодействия и
самостоятельности.
Игра«Расскажи сказку»
Описание: организация и условия проведения игр те же. На 1 круге сюжетные картинки из знакомых сказок, на 2 круге атрибуты из тех же сказок. Дети, раскручивая круги, подбирают подходящую пару и рассказывают сказку. Можно использовать рассказы по схемам (когда на одном круге предметные или сюжетные картинки, а на втором схемы- подсказки для связного высказывания).
ой тип
игры
Игры с элементом случайности в установке колец. В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошках. В таком варианте игр любая картинка 1-го кольца сочетается с любой картинкой 2-
го кольца. И наоборот. Именно из-за элемента случайности в установке картинок эти игры больше нравятся детям. Кроме того, если каждый круг имеет по 8 картинок, то у вас возникнет
64 комбинации. Варианты игр зависят от той цели, которую преследует педагог: на совершенствование звуковой стороны речи, на обучение грамоте; на формирование лексико- грамматических категорий; на развитие связной речи. Можно свободно раскрутить оба круга. Далее обсуждается несовместимая, на первый взгляд, комбинация. Например: парикмахеру достается руль. Как поступит парикмахер с рулем? «Расскажи сказку»«Кто чем управляет?».
й тип игр Игры на развитие творческого
воображения
Для этих игр подбираются кольца, как для предыдущего типа игры, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация. Например: взяв круги с животными и детенышами –совпали картинки с медведем и зайчатами. Спрашиваем: «Как будет воспитывать медведь зайчат, чему учить?» Заранее договариваемся с детьми, что ситуация сказочная, нереальная, а значит можно дать волю фантазии.
В процессе использования игр с кольцами Луллия выделяют разную степень участия воспитателя:
воспитатель принимает участие в игре, он обозначает цель и правила, помогает распределить роли и при необходимости развивает
игру;
воспитатель принимает второстепенное участие в развитии игры, он только косвенно воздействует на поведение и речь детей, а дошкольники самостоятельно распределяют роли, выбирают ведущего и осуществляют речевое оформление
игры;
воспитатель выступает в роли наблюдателя, контролируя ход игровой деятельности: дети самостоятельно развивают игру, сопровождая
все
свои действия речевыми высказываниями, используя речевые умения и
навыки;
воспитатель инструктирует дошкольников и создает условия для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной
речи.
Можно отметить универсальность этого игрового пособия, благодаря которому, используя лишь несколько кругов, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Эффект игры огромен –познание языка и мира в их взаимосвязи, развитие творческого мышления и воображения, обогащение словарного запаса и многое другое. Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждѐнной обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.
Для создания игрового занимательного пособия использовались следующие информационные материалы:
«Кольца Луллия» («Обруч» No4, 2004 г., Л.Логинова «Кольца
Луллия»)
А.
Апрессова, Н.А.Гордова, Т.А.Сидорчук «Окно в
мир»