* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Emphasis {font-style: italic;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Balloon Text {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;}

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В. А. Сухомлинский

Художественно-эстетическое развитие ребёнка - многогранное направление в системе современного дошкольного образования, рассматриваемое в единстве воспитания эстетического отношения к окружающему миру и художественного развития средствами искусства.

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического развития - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность. 

Задачи художественно-эстетического развития дошкольников:

• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

• становление эстетического отношения к окружающему миру;

• формирование элементарных представлений о видах искусства;

• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

• реализация самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:

1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;

2) опыт художественно-творческой деятельности

Направления в реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие

• продуктивная деятельность: конструирование и ручной труд, рисование, лепка, аппликация, детский дизайн;

• ознакомление с различными видами художественного искусства (живопись графика, скульптура, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство);

• ознакомление с различными видами музыкального искусства, развитие чувства ритма, слуха и голоса; обучение игре на детских музыкальных инструментах;

• ознакомление с театральным искусством, формирование театрально-игрового творчества;

• развитие детского художественного творчества

Успешность художественно-эстетической деятельности определяется

• увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач.

• У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам. 

Работа по художественно – эстетическому развитию:

Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование.

Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни. 

Аппликация.

В системе по эстетическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста большое место должно быть отведено аппликации. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Посредством аппликации у ребенка происходит формирование любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а также расширению умственного кругозора. 

Лепка.

Лепка - самый динамичный, жизнерадостный и осязаемый

вид художественного творчества. Ребёнок не только видит, то, что создал,

но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Лепка - один из видов изобразительного творчества, в котором из

пластических материалов создаются объёмные формы, образы или целые

композиции. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно,

особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка

расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных отношений. 

Конструктивно - модельная деятельность.

Детское конструирование – это результативная деятельность дошкольников по средствам которой дети моделируют конструкции разнообразных объектов. В процессе знакомства с моделированием различных построек ребенок начинает осознавать, что каждый объект может нести художественный образ, соответственно развивается воображение. Конструктивная деятельность является практической основой, направленной на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Музыка и танцы.

Дети с первых мгновений воспринимают различные звуки. Одним из самых сильных возбудителей эмоций человека является ритмичная музыка. Под её влиянием активизируются физиологические и психические функции человека: усиливается частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды, повышается обмен веществ и активность органов чувств, ускоряет расщепление гликогена.

Ритмичная музыка является могучим воспитывающим и организующим средством, способствует формированию у дошкольников чувства сплочённости, побуждает активное желание выражать музыку в движении. 

Театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.

Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другуразвитии коллективизма

Предметно-развивающая среда.

Для реализации задач художественно-эстетического развития в детском саду педагог в качестве воспитательных и обучающих средств использует окружающую дошкольников среду (помещение, игрушки, предметы интерьера, самостоятельную деятельность детей в различных режимных моментах. Предметно-пространственная среда образуется в виде центров познавательной и творческой активности. 

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

К числу современных педагогических технологий и методов для развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста можно отнести:

игровая технология

наблюдение

экскурсия (реальная и/или виртуальная)

технология исследовательской деятельности (экспериментирование)

эвристическая беседа

информационно-коммуникационные технологии;

технология «ТРИЗ»

(решение изобразительных задач

)

технологии проектной деятельности

Дети с удовольствием занимаются рисованием, особенно если у них это хорошо получается. Даже рисование с помощью таких традиционных техник как рисование красками и карандашами требует определённых навыков. Если навыки отсутствуют – то рисунок может не получиться так, как задумывал маленький художник, вследствие чего ребёнок может огорчиться и больше не захотеть рисовать.

В развитии изобразительного творчества у детей, выразительность образа во многом зависит от используемых детьми художественных техник, которые можно разделить на классические и неклассические.

Сначала ребенок осваивает классические техники, которые определены в соответствии с используемым материалом (гуашь, акварель, пастель, сангина, уголь, соус, карандаш, фломастер). А затем уже неклассические техники (рисование пальчиками, ватными палочками, ладошками, штамповка, набрызг, кляксография и др.).

В основе неклассических техник лежит эксперимент с материалами. Неклассические техники дают возможность детям на разных этапах творческого развития создавать доступными, простыми средствами интересные по содержанию образы.

Во всех представленных педагогических технологиях применяются, и дополняют друг друга классические и неклассические художественные техники.

Игровая технология реализует ряд принципов игрового, активного обучения и отличается наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.

В дидактических играх по изобразительному творчеству дети приобретают разнообразный сенсорный опыт, обогащающий восприятие и представление детей об окружающем. У детей развивается интерес к изобразительной деятельности, творческое воображение, уверенность в собственных способностях.

Наблюдение лежит в основе всех видов детского изобразительного творчества, так как в процессе наблюдения дети активно изучают предметы, объекты и явления окружающей действительности. Наблюдение способствует расширению познавательного опыта детей, который, в свою очередь, влияет на изобразительный опыт. Наблюдение выступает как механизм взаимодействия имеющегося у детей опыта и нового, приобретаемого в образовательной деятельности.

Экскурсии – условно делятся - по степени включенности детей в образовательное пространство музейной экспозиции - на два вида: реальные и виртуальные.

Экскурсии в музей позволяют разнообразить зрительный ряд образов, созданных в рамках различных видов искусств, расширить представление о видах и жанрах искусства. Сложность экскурсии заключается в том, чтобы дети за многообразием и эмоционально-эстетической насыщенностью не упустили основной темы, которой посвящена экскурсия. Поэтому экскурсии в музей рекомендуется проводить с детьми старшего дошкольного возраста.

Виртуальные экскурсии, с их помощью можно не только познакомить дошкольников с самыми редкими произведениями мирового искусства, но и сделать возможным глубокий детальный анализ художественных произведений. Благодаря виртуальным экскурсиям процесс ознакомления с произведениями искусства становится эмоционально насыщенным и познавательно значимым.

Виртуальная экскурсия дает возможность прикоснуться к прекрасному - пройтись по залам музея, не выходя из детского сада.

Технология исследовательской деятельности. Творческое развитие начинается с эксперимента. Благодаря экспериментированию дети приобретают такие важные качества, как творческая активность, самостоятельность, готовность к альтернативным решениям, способность к логичным рассуждениям и т.д.

Эксперимент выполняет еще одну важную функцию – он позволяет детям избавиться от страха перед неудачей в своих изобразительных поисках.

Игры с цветом:

Получение новых оттенков путем смешивания красок.

Использование разных изобразительных материалов и техник изображения.

Овладение разными изобразительными инструментами.

Создание разных изобразительных материалов.

Эвристическая беседа помогает педагогу стимулировать творческую активность детей в процессе создания ими художественного образа. Задавая вопросы, педагог побуждает детей задуматься, рассуждать, выбирать, и тогда происходит обмен мнениями и опытом, дети становятся активными соучастниками, а не пассивными слушателями.

Эвристическая беседа используется в процессе приобщения детей к произведениям изобразительного и монументально-декоративного искусства. Дети открывают для себя новые стороны художественного образа. Изучают специфику того или иного вида, жанра искусства, сравнивают произведения, чтобы понять их основные выразительные средства.

Технология ТРИЗ. Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию детей, а мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Главная задача данной методики - научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.

Информационно-коммуникационные технологии

Способствует повышению качества образовательного процесса, оно служит развитию познавательной мотивации воспитанников, которое ведет к росту их достижений, ключевых компонентов.

Положительная сторона данной технологии в том, что позволяет увеличить количество иллюстрационного материала, обеспечивает наглядность, что позволяет лучше запоминать материал. Но также есть и минусы данной технологии - это трудности экономического характера, не хватает средств и технического оснащения, а также остается актуальной проблема профессиональной компетентности педагогов. Необходимо уметь не только пользоваться современной техников, но и создавать собственные образовательные ресурсы. Для решения данной проблемы педагоги проходят курсы по повышению профессионального мастерства.

Технология проектной деятельности способствует развитию и обогащению социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Активное использование проектной технологии в воспитании и обучении дошкольников и организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Проектная деятельность детей предполагает выполнение детьми коллективных, подгрупповых или индивидуальных проектов совместно с педагогом или родителями. Проектная деятельность позволяет объединить различные виды творчества, когда комбинируются различные художественные материалы и техники.

Решение изобразительных задач позволяет рассмотреть одну и ту же тему с разных сторон, учитывая различный исходный уровень восприятия детей и их индивидуальные возможности. Проблемные задачи плавно включаются в процесс создания выразительного образа с помощью художественных средств.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим (Чарльз Диккенс).