Муниципальное дошкольное образовательное автономное

учреждение «Детский сад № 186»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возрастав условиях дошкольного учреждения»

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Егорова ЕА

 

 

 

 

 

 

г Оренбург 2024г

             

        Подготовка детей к школе является одной из самых актуальных проблем на протяжения всей истории дошкольной педагогики. В настоящее время она становится всё более острой в связи с модернизаций системы образования и введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который требует от нас уйти от учебной модели, не подменять собой школу, а обеспечить каждому ребенку интересную разнообразную жизнь в дошкольном учреждении. При этом социальный запрос родителей по подготовке детей к школьному обучению существует, и, учитывая темпы развития общества, будет и дальше существовать.

       Нас, педагогов, волнует проблема подготовки к обучению грамоте детей в условиях дошкольного учреждения. Как лучше осуществлять решение этих задач? Далеко не все воспитатели владеют на высоком уровне этими методиками, не знают всех закономерностей процесса обучения грамоте. Поэтому, в детских садах прослеживается негативная тенденция, когда работа по подготовке к обучению грамоте либо совсем не проводится, либо заслоняет работу по общеречевому развитию детей, когда к детям предъявляются завышенные требования, и обучение ведется неадекватно возрасту школьным путем.

     Все мы знаем, что, к сожалению, неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка даже в первом классе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему.

      В настоящее время «рынок» педагогических услуг стал весьма разнообразным, но в определенной степени стихийным. Так, например, появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте детей дошкольного возраста, причем не всегда высокого качества. Отдельные составители образовательных программ, а также педагоги и родители, незнакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные методические ошибки.

Например:

- Смешивают понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза;

-Наблюдается произвольное и хаотичное знакомство с буквами без учета закономерностей развития их фонемных имен (звучания);    

-Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]..., что может допускаться только после четкого различения ребенком понятий «звук» и «буква». Такая работа проводится в логопедических группах и, конечно, в школе.

-Или названия согласных даются с призвуками [СЭ, КЭ]... И то и другое приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА, [СЭТЭУЛЭ] вместо слова СТУЛ.

      При таком обучении грамоте даже у детей с развитым фонематическим слухом невольно возникает нарушение процесса чтения, их читательский интерес резко падает. Переучивание таких «читателей» в школе создает дискомфорт на уроках грамоты и снижает их эффективность.

      Таким образом, наблюдения за естественным интересом детей к буквам указывают на возможность обучения грамоте в старшем дошкольном возрасте. Но это требует соответствующих знаний от педагогов ДОУ и родителей детей.

       Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой является сформированность фонематического восприятия.   У детей в возрасте от 3 до 5 лет наблюдается повышенная чувствительность к звуковой стороне речи. По утверждению Л.А. Венгера и С.В. Мухиной: «Дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения». В дальнейшем такая восприимчивость теряется, поэтому так важно именно в этом возрасте развивать фонематический слух и речевое восприятие, а не предлагать сразу буквы, которые относятся к другой языковой действительности - знаковой системе. То есть, при обучении грамоте необходимо наличие добуквенного, чисто звукового периода обучения, который будет проходить ряд этапов: от умения различать звуки (как речевые, так и неречевые) до звукового анализа и синтеза.   Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (называть по порядку звуки, из которых состоят слова). Дети должны постичь определенную систему закономерностей родного языка, учиться слышать звуки, различать гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивать слова по звучанию, находить сходство и различие, делить слова на слоги, составлять слова из слогов, из звуков.

        Позднее ребенок учится делить речевой поток на предложения, предложения на слова и только после этого знакомится с буквами русского алфавита, овладевая послоговым, а затем слитным способом чтения. Таким образом, работа по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте должна начинаться уже с маленькими детьми, с развития у них слухового внимания и заканчиваться формированием у детей старшего дошкольного возраста первоначальных навыков звукового  анализа, то есть начальному обучению чтению и письму печатными буквами.

         Исследования ученых позволили установить наиболее оптимальные   сроки для начала обучения грамоте. Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала подготовки к обучению письму и чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают. А вот формирование ориентировки в звуковой действительности целесообразнее начинать раньше, на пятом году, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к словотворчеству, к звуковым играм. Но вместе с тем, было выявлено, что дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте. Именно эту индивидуальную способность каждого ребенка необходимо учитывать, определяя его срок (свой для каждого ребенка) начала обучения грамоте.

     Выбирая конкретную методику, педагогам следует учитывать, что используемая система обучения грамоте в ДОУ должна сочетаться с соответствующей системой обучения в школе, соблюдая принцип преемственности между детским садом и школой. В школах в основном ведется обучение чтению и письму звуковым аналитико-синтетическим методом, разработанным коллективом ученых под руководством  Даниила Борисовича Эльконина.

         В дошкольных учреждениях сложилась определенная система в вопросе подготовки детей к обучению грамоте. Поскольку такой запрос у родителей существует, а дети, как было сказано выше, испытывают интерес и потребность в освоение языка, и воспитатели не отказались от работы по обучению грамоте дошколят. Главное, делать это грамотно, последовательно и в системе, учитывая все вышесказанное. При этом следует подчеркнуть, что мы не ставили и не ставим себе задачу – научить всех детей читать! 

    Закономерности овладения чтением и письмом,   наличие разработанной и апробированной методики позволяют определить содержание работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте в детском саду следующим образом:

ознакомление со звуковым строением слов, формирования навыков звукового анализа и синтеза слов: определение количества, последовательности звуков в слове и составление слов с определенными звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы.

ознакомление детей со словом, вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

ознакомление с предложением и его словесным составом;

деления предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений;

членение слогов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов.

        Начиная со старшей группы, мы проводим специально организованное занятие по подготовке детей к обучению грамоте один раз в неделю.

           Материал для каждого занятия подобран так, чтобы была возможность выбора, исходя из потенциальных возможностей ребёнка, даны методические рекомендации. Образовательную деятельность проводим со всей группой детей (желательно подгруппами), в игровой, занимательной форме, обязательно учитываем индивидуальные особенности каждого ребёнка. За два года дети ожидаем результат:

·        успешно овладевают понятиями слово, звук, буква, предложение, знают алфавит;

·        различают гласные и согласные звуки; свободно и осознанно читают трёхбуквенные слова, читают по слогам с постепенным переходом к чтению целого слова;

·        правильно составляют из букв разрезной азбуки слоги и слова простой структуры;

·        умеют составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривают их в соответствии со знаком на конце(!?);

·        проявляют интерес и любовь к чтению, родному языку.

      К каждому занятию мы подходим творчески, заранее подбираем наглядный, дидактический материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание.  

      У многих детей есть нарушения звукопроизношения. Совершенствуя речевой аппарат, целесообразно начинать занятия с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек т.д. Этот материал представлен в каждом конспекте занятия.

       Главное место отведено работе со звуком, буквой, словом, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический слух ребёнка. Необходимо постоянно проводить словарную работу, поскольку на начальных ступенях обучения чтению процесс понимания отстаёт от восприятия слова. И здесь важны упражнения, формирующие способность быстро схватывать смысл читаемого, запоминать содержание, строить высказывания, умение слушать и понимать собеседника. Всегда нужно стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами в процессе лексико - грамматических игр и упражнений. Много внимания нужно уделять работе с индивидуальными разрезными азбуками, так как процесс обучения идёт более эффективно, если ребёнок   «пропускает» буквы, слоги через пальцы. Буквы и слоги нужно раздавать детям к каждому занятию в нужной последовательности, но ни в коем случае не все сразу. Работая с индивидуальными разрезными азбуками в конце года обратить внимание детей на расхождение в написании и произношении отдельных слов.

        Для отдыха и снятия напряжения уместны и необходимы физкультминутки. Они сопровождают каждое занятие и ни на одном не повторяются, при этом многие из них соответствуют теме занятия.

        Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребёнка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, нашего терпения, доброжелательности. Проявлять истинный интерес ко всему, что связано с обучением, ни в коем случае не допускайте грубого «нажима», бестактности и других негативных моментов в общении с будущим учеником. Дайте ребёнку поверить в собственные силы. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие «открытия» для себя и с радостью идёт на каждое занятие.

      Наш детский сад поддерживает тесную связь с учителями начальной школы №70.   Мы прислушались к просьбе учителей не учить детей писать элементы письменных букв и сами буквы, а больше внимание уделять развитию звуковой культуры речи, мелкой моторики, умению правильно держать карандаш, печатать буквы. Результатом целенаправленной системной работы является то, что дети ненавязчиво, каждый в своем темпе, постепенно начинают читать, делают это с удовольствием.