Консультация для педагогов:
«Самообразование как условие повышения профессиональной компетентности педагога ДОУ»
Сегодня общество испытывает стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт. Одним из показателей профессиональной компетентности человека является его способность к самообразованию, которая проявляется в стремлении к росту, самосовершенствованию.
Педагог двадцать первого века — это гармонично развитая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству. Также это человек, умеющий отбирать наиболее эффективные приемы и средства для реализации поставленных задач, и самое главное, это личность, обладающая высокой степенью профессиональной компетентности, которая должна постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Самообразование – это не хаотичный процесс получения разнообразной информации. Очень важно, чтобы педагог четко оценивал свой образовательный потенциал, осознавал свои образовательные потребности, цели, мотивы; представлял структуру процесса обучения; умел рефлексировать над его результатами. Это напрямую связано с волевыми усилиями и способностью к самоорганизации.
Колесникова И.А. выделяет следующие личностные характеристики для взрослого человека, желающего заниматься самообразованием на уровне профессионального, общекультурного, воспитательного развития:
умение ори
ентироваться в мире информации;
освоение себ
я как познающего «инструмента»;
формирование коммуникативной культуры, позволяющей вступать во в
заимодействие с другими людьми;
освоение информационных образовательных технологий, делающих
продуктивным процесс обучения;
организация времени и пространства жизнедеятельности, в структуре которых постоянно должна оставаться част
ь для непрерывного образования.
Учитывая данные характеристики можно построить процесс самообразования максимально комфортно, ориентируясь на имеющиеся возможности и потребности каждого конкретного педагога.
Безусловно, мы живет в обществе, где присутствует некий информационный хаос. Достаточно сказать, что за последние 30 лет, по наблюдениям ученых, объем информационного поля увеличился ровно настолько, как за предыдущие 5000 лет. Порой очень сложно из общего потока информации выделить именно то, что важно и значимо для данного периода профессиональной деятельности специалиста. Упорядочить этот процесс можно, если соблюдать принцип избирательности источников, использовать способность отсекать лишнее (целенаправленный отбор радио- и телевизионных передач, периодических изданий и др.); осознавать то, что полнота информации по отдельной проблеме сегодня не может быть достигнута.
Для того чтобы процесс самообразования был эффективным:
Необходимо провести самодиагностику доминирующего типа восприятия информации. Это поможет выяснить, что для вас характерно: визуальный, аудиальный, кинестетический путь работы с информацией; (право)левополушарный вариант обучения. Полученные данные облегчат поиск наиболее удобных именно для вас моделей работы с текстом и устным потоком информации. Полезно представлять, какой тип памяти у вас преобладает: механическая, образная, ассоциативная, эмоциональная. Знания об этом обусловят отбор оптимальных способов запоминания и извлечения из памяти любой информации.
Важно определить собственные социально-психологические предпочтения в процессе обучения и их причины.
Подумайте, когда вы склонны проявлять наибольшую активность в работе с информацией: рано утром, в дневные часы, поздно вечером; как вам легче обучаться: в регламентированном жестком режиме под контролем со стороны или в условиях полной свободы.
Переходя от одной формы обучения к другой, полезно осознавать, что для вас наиболее ценно в процессе образования: знакомство с новым фактическим материалом, возможность глубже осмыслить происходящие вокруг процессы; повышение образовательного ценза; интересное общение, возможность познания как такового или что-то еще. Не менее важно систематически анализировать причины, мешающие вам стать или находиться в позиции взрослого ученика. Всегда полезно выяснить, почему нет желания учиться, почему трудно усваивать тот или иной материал, ибо это помогает преодолеть преграды, возникающие на пути к самосовершенствованию с помощью образования.
Самообразование педагога дошкольного учреждения – это многогранный и многоплановый процесс, основанный в первую очередь на осознанной и зрелой личной позиции педагога, готового к постоянному самосовершенствованию, повышению уровня культурного и личностного развития, творческому поиску, расширению своих профессиональных навыков и умений.
Основными направлениями самообразования педагогов ДОУ являются:
Ознакомление с нормативной документацией по в
опросам дошкольного воспитания;
Изучение учебной и
научно-методической литературы;
Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
Изучение новых програ
мм и педагогических технологий;
Ознакомление с передовой п
рактикой дошкольных учреждений;
П
овышение общекультурного уровня.
Педагог ДОУ в современных условиях не может себя позволить «остановиться» в своем профессиональном развитии. Вызов общества требует постоянного совершенствования, нельзя просто «отсиживать» свое рабочее время. Одним из основных принципов ФГОС является «личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей», но для такого взаимодействия крайне необходимо, чтобы педагог был сформировавшейся личностью с четкой профессиональной позицией, умеющий перестраивать свою деятельность в соответствии с меняющимися потребностями общества.
Самообразование – это единственный эффективный способ повышения профессиональной компетентности педагога ДОУ, который позволяет обеспечить специалисту комфортные условия для постоянного самосовершенствования, духовного и личностного развития, сохранения своей индивидуальности, ощущения уверенности в будущем и настоящем.
Целенаправленный и структурированный подход к процессу самообразования может привести к качественным изменениям в профессиональной деятельности педагога, к изменениям его внутренних установок, к серьезной личностной перестройки.