Консультация для родителей
«Личность формируется в семье»
Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе –
главная социальная задача, решаемая обществом и семьей.
Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в
формировании его личности огромна.
В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир,
подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы
В беседах с родителями о роли семейного воспитания педагог подчеркивает, как многосторонне влияние родителей на формирующуюся личность: рассказывает о семье как первой социальной ячейке советского общества, о характерном для нее укладе и стиле отношений всех членов семьи, о направленности их интересов и ее потребностях, создающих соответствующий нравственный микроклимат.
В семье ребенок приобретает первый социальный опыт, первые чувства
гражданственности. Если родителям свойственна широта интересов,
действенное отношение ко всему происходящему в нашей стране, то и
ребенок, разделяя их настроение, приобщаясь к их делам и заботам, усваивает соответствующие нравственные нормы.
Воспитание ребенка и организация его жизни начинаются, прежде всего, с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создания высоконравственных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат. Никакая «мелочь», нарушающая эмоционально-нравственную атмосферу, не может не влиять на ребенка.
От семейного микроклимата во многом зависит эффективность
педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным
влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.
Велико влияние семейного микроклимата на становление личности
человека. Семья – школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности.
Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает
все, что видит и слышит вокруг, ему передается настроение взрослых. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или
отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает - сердечность,
заботливость, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету,
взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Все это
своеобразная азбука чувств – первый кирпичик в будущем здании личности.
Семья – это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными
обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения.
Но воспитание в условиях коллектива не означает нивелировку личности,
напротив, важно сохранять неповторимость индивидуальности, развивать
свойственные данному ребенку психологические качества, проявляющиеся в
его интересах (например, к природе, искусству и т.д.), чертах характера
(любознательность, умственная активность), способностях (двигательно-
пластических, музыкальных и т.д.).
Будет ли первоначальный опыт общения ребенка с взрослыми в системе
отношений «взрослые – ребенок» положительным, зависит от того, какое
положение он занимает в коллективе. Если взрослые все свое внимание
концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое желание, любой каприз
малыша, создаются условия для процветания эгоцентризма. Там, где ребенок
равноправный член семьи, где он причастен к ее делам, разделяет общие
заботы, выполняет (в меру своих возможностей!) определенные обязанности,
создаются более благоприятные условия для формирования у него активной
жизненной позиции.
В семье дошкольник учится уважительному отношению к близким
людям, их делам, производственной и общественной работе, их отдыху и
досугу. Сама жизнь семьи выдвигает для этого множество поводов: «Мама
пришла с работы усталая, встреть ее приветливо, помоги ей по хозяйству»,
«Папа отдыхает – не шуми», «К бабушке пришли за советом: ее мнением
дорожат», «Посмотри, сколько у дедушки наград – он человек заслуженный».
Велика роль матери в жизни и воспитании ребенка. От нее во многом
зависит создание эмоционально-психологической атмосферы в семье (теплота, уют, внимание). В беседах с родителями важно подчеркнуть ответственность отца, показать необходимость его участия в воспитании, ведении домашнего хозяйства. Семейному воспитанию не достает целенаправленности. Недооценивается воспитательная роль самостоятельной детской деятельности, а также содержательного общения между родителями и детьми. Отсутствует единство требований всех взрослых членов семьи к ребенку. В семейной практике преобладают принуждение, запреты и т.п. Иногда опускаются физические наказания, что идет в разрез с принципиально важным положением педагогики - уважением развивающейся личности.
Климат семьи зависит от наличия нравственных и социальных установок,
душевного здоровья, общих интересов. Семью укрепляют общие дела и
заботы, будни, наполненные полезным содержанием, общественные и
семейные праздники, совместный досуг и отдых, поэтому воспитатели
расценивают организацию совместного досуга не только как важное средство
воспитания ребенка, но и как средство укрепления семьи. Полезны
рекомендации родителям: как провести выходной день с ребенком, семейный
отпуск или экскурсию по родному городу, как подготовиться к проведению
маминого праздника, дня рождения ребенка или старшего члена семьи,
почитать книгу в кругу близких… Это не только рождает новые интересы, но
и вызывает положительные эмоции. В этих условиях семья способна легче
противостоять нахлынувшим на нее подчас невзгодам.
Воспитание всегда творческий поиск, не терпящий бездумности и
скороспелых решений. взрослому приходится учитывать индивидуальные
особенности ребенка, разбираться в побудительных мотивах его поступков в
сложившейся ситуации, предвидя реакцию на тот или иной педагогический
прием. В одном случае на ребенка лучше влияет указание, сделанное
спокойным, деловым тоном, в другом – обращение мягкое, ласковое, в
третьем – в виде вопроса или напоминания, в четвертом – в форме шутки и
Воспитатель подчеркивает, что умение понимать ребенка, его состояние и
Мотивы поведения позволяют наиболее правильно соответствующий подход к нему. В любых самых сложных и острых педагогических ситуациях родители должны считаться с чувством собственного достоинства маленького человека, видеть в нем развивающуюся личность, стремиться к взаимопониманию, основанному на уважении и доверии, быть справедливым в оценках его поступков; в своих требованиях к ребенку всегда оставаться доброжелательными.