КОНСПЕКТЫ ПРОГУЛОК
(для детей младшего и среднего возраста)

ОСЕНЬ

ЛИСТОПАД
прогулка № 1

Наблюдение. Обратить внимание детей на то, что всё на улице – деревья, листья на земле, цветы на клумбе стали жёлтые.
                       ?Повязала Осень пестрый фартук
                       И ведерки с красками взяла.
                       Ранним утром, проходя по парку,
                       Листья позолотой обвела?.
Обратить внимание на то, что при малейшем ветре с деревьев облетают жёлтые листочки и медленно падают на землю.
                       ?Листопад, листопад,
                       Листья жёлтые летят -
                       Под ногой шуршат, шуршат,
                       Скоро голый станет сад?. 
Словарная работа: золотая осень, листопад, шуршат, кружатся, букет.
Пословица: Весна красна цветами, а осень снопами.
Примета: Если с дерева лист не чисто спадет - будет холодная зима.
Эксперимент. Почему листья медленно летят на землю? Педагог кладет сухой листик на стол, предлагает любому подуть на него. Лист летит со стола, все согласны: лёгкий лист. Предлагается каждому найти себе листик и поэкспериментировать с ним.
Загадка.  Висят на ветке
                Золотые монетки. (Осенние листья)
Сюжетно-ролевая игра ?Поездка на поезде? - помочь распределить роли, создать игровую ситуацию.
 Загудел паровоз и вагончики повёз:
 ?Чух – чух, чу – чу – чу, далеко я укачу!?
Чух – чух, чух – чух, мчится поезд во весь дух.
Подвижная игра ?Листопад? - развивать активность детей, координацию движений, цветовосприятие, конкретизировать понятие – листопад.
Труд. Наблюдение за тем как дворник метлой и граблями убирает опавшие листья. Предложить детям помочь дворнику (на своём участке собрать листочки с помощью детских грабелек). Предложить собрать осенний букет для дальнейшего создания гербария – воспитывать любовь к труду.
Индивидуальная работа Наблюдение за кружением листочков – развитие глазодвигательной функции, уточнение окраски листочков – цветовосприятие. Д/и ?Много и один?.
Самостоятельная  деятельность детей с выносным материалом.

ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ
прогулка № 2

Наблюдение. Наблюдение за деревьями и кустарниками. У каждого дерева есть толстый ствол, ветки, листья. Кусты значительно ниже деревьев, у них нет ствола, только ветки и листья. Ветки куста по сравнению с ветками дерева тоньше, листья меньше. Учить детей различать деревья и кусты (деревья высокие, имеют ствол, ветки и листья, если не опали, кусты низкие, не имеют ствола, а только ветки, листья). Деревья имеют стволы тонкие и толстые. 
Загадка. Его весной и летом
              Мы видели одетым,
               А осенью с бедняжки
              Сорвали все рубашки.    (Дерево)
Словарная работа: ствол, ветки, куст, дерево, тяжёлый, лёгкий, толстый, тонкий.
Пословица: Холоден сентябрь, да сыт.
Примета: Много желудей на дубу в сентябре - к лютой зиме.
Эксперимент. Определить, что тяжелее и что легче: листик, шишка, камешек. Показать, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (лёгкие – тяжёлые).
Сюжетно-ролевая игра ?Дочки – матери? - учить играть дружно, всем вместе.
Подвижная игра ?Беги к тому, что назову? - развивать двигательную активность детей.
Труд. Наблюдать, как трудится дворник. Предложить детям помочь дворнику в уборке участка (собрать веточки, бумажки) – воспитывать уважение к труду взрослых. 
Индивидуальная работа. ?Покажи, где у тебя (голова, ноги и т.д.) – закрепить представление детей о пространственном расположении частей тела.
Самостоятельная  деятельность детей с выносным материалом.

?ЧТО НАМ ОСЕНЬ ПОДАРИЛА?? (экскурсия в парк)
прогулка № 3

Наблюдение. Тёплая ясная погода. Педагог предлагает детям пройтись и посмотреть, что нам осень подарила. Оглянитесь вокруг: тепло, тихо, ласково солнышко улыбается – это всё нам осень подарила. А теперь посмотрите на небо, какое оно? А облака, какие? Стоят или плывут? Как плывут? (медленно или быстро). Педагог подытоживает: ?И ласковое солнышко, и синее-синее небо, и белые лёгкие облачка – всё нам осень подарила?. Педагог обращает внимание на опавшие листья, предлагает детям пройтись и пошуршать ими. Обращает внимание на их яркую и разнообразную окраску. Затем дети отправляются к клумбе. Все дружно приходят к выводу, что пёстрые листья, красивые цветы – всё нам осень подарила, добрая, щедрая, прекрасная, золотая осень!
                   Листья жёлтые кружатся,
                   Тихо на землю ложатся.
                   Кто из вас знает,
                   Когда это бывает? 
Взрослый напоминает детям, что наступила осень, ярко-жёлтая, золотая осень. Предложить детям собрать букет осенних листьев, рассмотреть их, какой самый красивый.
Загадка. Летом вырастают, а осенью опадают  (Листья)
Предложить детям собрать охапку листьев и одновременно подбросить вверх. Что это получилось? Листопад.
Здравствуй, осень! Здравствуй, осень! Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим, что в подарок принесла?
Подойти к дереву рябины, загадать загадку: Ягоды – не сладость, зато глазу радость.
                                                                            И садам украшенье, и дроздам угощенье.  (Рябина)
Полюбоваться красивыми кистями рябин, рассказать детям, что рябина – это пища для птиц зимой.
Словарная работа: щедрая, прекрасная, облака, шуршат, украшенье, угощенье.
Пословица:  В сентябре синица просит осень в гости.
Примета:  Сентябрь без плодов не бывает.
Эксперимент. Какое дерево толще – обхватить руками (одному или вдвоём).
Подвижная игра ?Беги к тому, что назову? - закрепить названия деревьев и других предметов, развивать двигательную активность детей, координацию, внимание.
Индивидуальная работа. ?Для чего человеку: глаза, нос, рот, уши, руки и т.д.??

ВОРОБЕЙ, ГОЛУБЬ
прогулка № 4

Наблюдение. Воспитатель: ?Здравствуйте, птички – невелички! Вы пожаловали  к нам в гости? Сейчас мы вас угостим!?. Педагог предлагает детям посмотреть, как будут угощаться птицы, объясняет: корм нужно рассыпать на дорожке, чтобы птички его увидели, а самим отойти и понаблюдать. Воробьи прыгают и клюют. Чем они клюют? Клювом. Клюв остренький. Клюнут, и на новое место перелетят стайкой. Как они переговариваются? Прислушайтесь. Чирикают.
Чик – чирик!
На дорожку прыг.
Клюй, не робей!
Кто это?..
Воробей.
Прилетели голуби. Дети отвечают на вопросы, как птиц называют, какого цвета пёрышки и лапки у голубя, у кого клюв больше – у голубя или воробья. Кто больше – голубь или воробей?
Сизари.
Голуби, голуби, раз, два, три...
Прилетели голуби, сизари.
Сели и нахохлились у дверей,
Кто накормит крошками сизарей?
Птицы пугливые. Чуть что – вспорхнут и улетят. Педагог говорит: ?Не бойтесь нас, мы вас не обидим?.
Словарная работа: клюв, пёрышки, стайка, нахохлились.
Пословица: Октябрь землю покроет, где листком, где снежком.
Примета: Высоко птицы перелетные летят осенью, так снега много будет, а низко - мало снега будет
Эксперимент. Надувание мыльных пузырей. Внутри пузыря воздух, который мы выдуваем.
Сюжетно-ролевая игра ?Путешествуем на пароходе? - помочь создать сюжет игры, распределить роли, воспитывать внимательное отношение друг к другу.
Труд. Помощь воспитателю в сборе игрушек после окончания прогулки – учить детей трудиться.
Подвижная игра ?Воробышки и автомобиль? - развивать внимание и быстроту реакции.
Индивидуальная работа. Рисование на песке палочками, повторять рисунок за воспитателем, развитие мелкой моторики, функции ?глаз-рука?.
Самостоятельная  деятельность детей с выносным материалом.

СИНИЦА
прогулка № 5

Наблюдение. Морозный солнечный день, небо чистое и голубое. Солнышко улыбается, но уже не греет. Наступила поздняя осень. С деревьев облетели все листочки, и они стоят голые. Посмотрите, а кто это прилетел к нам в гости? Что это за маленькая птичка? (ответы детей).
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожек на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень. 
Эту птицу называют синицей, посмотрите какое у неё красивое оперение – кажется, что она нарядилась в жёлтую кофточку с чёрным галстуком и в зелёный плащик, а голову украсила тёмной шапочкой. Щёчки у синицы белые. Синица всем интересуется, всюду суёт свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам деревьев. В морозные осенние дни синицы прилетают поближе к жилью человека, так как в городе им легче найти корм. В ноябре люди отмечают ?Синичкин день? - укрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и зёрнышки, вешают за окно кусочки сала. Всю длинную и холодную зиму люди подкармливают птиц.
Загадка. Птичка-невеличка, воробью сестричка
               Сама мелковата, животиком желтовата.    (Синица)
Словарная работа: синица, оперение.
Пословица: Октябрь - месяц близкой пороши.
Примета: В октябре на одном часу и дождь, и снег.
Эксперимент. На каждой последующей прогулке смотреть за наличием корма в кормушках, прилетали ли к нам птички, всё ли склевали.
Сюжетно-ролевая игра ?Детский сад? - помочь распределить роли, использовать в игре предметы – заменители, воспитывать доброжелательность, внимательное отношение друг к другу.
Труд. Предложить детям повесить заранее сделанные воспитателем кормушки и насыпать в них корма – воспитывать желание ухаживать за пернатыми, подкармливать их.
Подвижная игра ?Птички и автомобиль? - учить действовать по команде взрослого, упражняться в произношении звуков, ориентироваться в пространстве, повысить двигательную активность детей, доставить удовольствие от совместных игр.
Индивидуальная работа. Заучивание стихотворения ?Где мой пальчик??, учить правильно называть все пальчики на руках.
Самостоятельная  деятельность детей с выносным материалом.

ХМУРАЯ ОСЕНЬ
прогулка № 6

Наблюдение. Педагог обращает внимание детей на то, как изменилась их верхняя одежда. Дети говорят, зачем они надели куртки, резиновые сапоги, шапки, перчатки, некоторые пришли с красивыми разноцветными зонтами. Педагог предлагает перечислить предметы, которые стали мокрыми от дождя, обратить внимание на то, что нет птиц. Дети обращают внимание на редких прохожих, которые идут под разноцветными зонтами. Педагог уточняет: ?Зонты красивые разноцветные, для того, чтобы людям не было скучно в этот хмурый осенний день?. Дети наблюдают за тем, что небо серое, тучи закрыли солнышко, ветер срывает последние листочки с деревьев.
Скучная картина!
Тучи без конца
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца…
                                                                                              А.Плещеев
Словарная работа: хмурая, дождливая, ветреная.
Пословица: Плачет октябрь холодными слезами.
Примета: Если в октябре лист с березы и дуба опадет не чисто - жди суровую зиму.
Эксперимент. Предложить детям сравнить предметы, которые находились под крышей веранды и просто под дождём. Одни намокли, другие нет.
Сюжетно-ролевая игра ?Семья? - помочь распределить роли, использовать в игре предметы – заменители, воспитывать доброжелательность, внимательное отношение друг к другу.
Труд. Помощь воспитателю в сборе игрушек после окончания прогулки – закреплять умение доводить начатое дело до конца.
Подвижная игра. ?Птички и дождик? - учить действовать по команде взрослого, упражняться в произношении звуков.
Индивидуальная работа. Рисование палочками на мокром песке, по желанию выкладывание камешков по нарисованному контуру – развивать воображение, мелкую моторику.
Самостоятельная  деятельность детей с выносным материалом.

ПЕРВЫЙ СНЕГ
прогулка № 5

Наблюдение. Первый снег. Обратить внимание детей на то, что на улице выпал снег – он лежит везде: и на столе, и на скамейках, и на земле… Полюбоваться этой чудной картиной, как всё бело. Вдохнуть свежий, чистый, морозный воздух. Обратить внимание на голубое небо.  Много выпало снега, он укрыл всё. Обратить внимание на ёлочку на нашем участке, она будто оделась в шубку, такая нарядная и красивая. Предложить детям взять в руки снег – обратить внимание на то, что очень лёгкий и пушистый, воздушный. Закрепить представление детей о том, что это пока не зима, на улице ещё будет тепло и снег растает.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
Словарная работа: бело, свежо, прохладно.
Пословица: Ноябрь - ворота зимы.
Примета: В ноябре первый прочный снег выпадает за ночь.
Эксперимент. Положить на тёплую ладонь немного снега и посмотреть, что с ним произойдёт. Снег растаял, превратился в воду.
Сюжетно-ролевая игра ?Магазин? - развивать  умение создавать несложный сюжет, использовать в речи вежливые слова.
Труд. Посильная помощь воспитателю в уборке участка от снега – воспитывать желание выполнять трудовые поручения.
Подвижная игра ?Снег кружится? - научить соотносить собственные действия с действиями участников игры, ориентировка в пространстве.
На земле снежок лежит,
Зайка по снегу бежит,
Мёрзнут ушки, мёрзнут лапки –
Нету варежек и шапки!
Индивидуальная работа. Учить надевать перчатки, варежки – развитие моторики.
Где мой пальчик?
Маша варежку надела. 
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал, 
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла. 
- Поглядите – ка, нашла!
Ищешь, ищешь – и найдёшь. 
Здравствуй, пальчик! Как живёшь?

ЗИМА

ЗИМНЯЯ ПРИРОДА
прогулка № 1

Наблюдение. Учить детей замечать красоту зимней природы, уметь любоваться ей, видеть происходящие в природе изменения – формировать представление о живой и неживой природе в зимнее время.
?Здравствуй, гостья зима! 
Просим милости к нам 
Песни севера петь
По лесам и степям?.
Загадка. Снег на полях, лёд на реках,
               Вьюга гуляет. 
               Когда это бывает?      
                                                (Зимой.)
Словарная работа: морозная, снежная, холодная.
Пословица: Береги нос в?большой?мороз.
Примета: Если зимою сухо и холодно, летом сухо и жарко.
Эксперимент. ?Какой снег и сколько его на участке? - уточнить представления детей о свойствах снега: белый, холодный, рассыпчатый, мягкий, покрывает весь участок (поэтому люди сравнивают его со скатертью, одеялом, покрывалом). Предложить детям взять в руки горсть снега, почувствовать, что он холодный, подбросить его и увидеть, что он рассыпчатый. Потоптать снег и обнаружить, что он мягкий, легко утаптывается в плотный слой.
Словарная работа: холодный, рассыпчатый, мягкий.
Сюжетно-ролевая игра ?Строители? - использовать снег, как природный материал – доставить радость.
Подвижная игра ?Воробышки и кот? - развивать активность, двигательную активность детей.
Труд. Помощь воспитателю в уборке участка – воспитывать желание участвовать в трудовой деятельности.
Индивидуальная работа. Прыжки с продвижением вперёд – развивать координацию движений, равновесие.
СНЕГ
прогулка № 2

Наблюдение. Наблюдение за падающим снегом – падает тихо, плавно, укрывает всю землю – землю, деревья и дома. Предложить поймать снежинки на рукавички и рассмотреть их.
                                                С неба звёзды падают, лягут на поля.
Пусть под ними скроется чёрная земля.
Много-много звёздочек тонких, как стекло;
Звёздочки холодные, а земле тепло!
Загадка.               Что за звёздочки сквозные 
               На пальто и на платке,
               Все сквозные-вырезные,
               А возьмёшь, вода в руке?                                                                                                                                           (Снежинки.)
Словарная работа: сквозные, узорная, звёздочка-малютка, снегопад.
Пословица: На?свежевыпавшем снегу все следы?свежие.
Примета: Если зимою иней - летом роса.
Эксперимент. Снежинки на ладони тают, а на варежке нет. Почему?
?Белая узорная звёздочка-малютка
Ты слети мне на руку, посиди минутку.
Покружилась звёздочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке?.
Сюжетно-ролевая игра ?Дворники? - передавать в игре итоги наблюдения из окружающей жизни.
Подвижная игра ?Зайка беленький сидит? - соотносить движения со словами.
Труд. Привлечь детей к сбору выносных игрушек.
Индивидуальная работа. Проговаривание чистоговорок на тему ?Зима?: за-за-за – стоит снежная коза; ма-ма-ма -  и опять у нас зима; га-га-га – очень белые снега.

ДЕРЕВЬЯ
прогулка № 3

Наблюдение. Наблюдение за деревьями. У каждого дерева есть ствол и ветки. У рябины кора тёмная (иногда висят ягоды – корм для птиц), у тополя светлая. На ветках нет листьев, они опали осенью – создать представление о внешнем виде деревьев зимой. Обратить внимание детей, что деревья разные по высоте: есть низкие, есть высокие. Чтобы увидеть макушку самого высокого дерева нужно запрокинуть голову назад. Вспомнить видели ли макушку летом и осенью, когда были листья на деревьях – с трудом.
Крылатые снежинки.
Под ногой снежок скрипит, 
Дети с гор катаются,
Лишь у Тани грустный вид, 
Таня маме говорит:
 - Оттого снежок скрипит,
Что у маленьких снежинок крылышки ломаются!
Загадка: Разбежались по опушке
               В белых платьицах подружки.   (Берёзы.)
Сл. работа: ствол, кора, ветки, плоды, корм, опушка.
Пословица: Мы?в?дом ель, а?она с?собой?— метель.
Примета: Декабрь - стужайло, всю зиму землю студит
Эксперимент. Какое дерево толще, обхватим руками или вдвоём.
Сюжетно-ролевая игра ?Прогулка на поезде? - создать игровую ситуацию для организации самостоятельной игры.
Подвижная игра ?Раз, два, три – к толстому дереву беги!? - развивать двигательную активность детей.
Труд. Посильная помощь воспитателю – расчистить дорожки от снега.
Индивидуальная работа. ?Назови, какого цвета: шубка, снег, рукавички, шарфик и т.д.? - закрепить знание основных цветов.
Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
прогулка № 4

Наблюдение. ?Какие птицы прилетают на участок?? - учить различать птиц: ворону и воробья по двум-трём характерным признакам: воробьи маленькие, серенькие, чирикают, летают стайкой; ворона крупная, серо-чёрная, летает одна. Предложить детям насыпать в кормушки хлебных крошек.
Скачет, скачет воробей, кличет маленьких детей:
 - Киньте крошек воробью, я вам песенку спою:
Чик – чирик!
Киньте просо и ячмень – буду петь вам целый день:
Чик – чирик!
Ворона
Ворона снега съела,
Ангиной заболела!
Хочет крикнуть – да никак!
Снег не будешь есть. 
Вот так!
Загадка. Маленький мальчишка в сером армячишке,
               По двору шныряет, крохи собирает.     
                                                                   (Воробей.)
 Окраской – сероватая                                   
               Повадкой – вороватая                                                  
               Крикунья хрипловатая                                                  
               Известная персона.                                        
               Кто она?        (Ворона.)
Словарная работа: прыгает, чирикает, туловище, крылья, перья, армячишко, шныряет, крохи,повадкой, вороватая, крикунья хрипловатая.
Пословица: Февраль силен метелью, а март капелью.
Примета: Утром кричат синицы - к морозу.
Эксперимент. Залить формочки водой, вынести на улицу, что стало? – знакомить детей со свойствами воды (на морозе замерзает и становится льдом; лёд твёрдый, не льётся).
Сюжетно-ролевая игра ?Больница? - развивать умение придумывать несложный сюжет.
Подвижная игра ?Воробушки и автомобиль? - организовать игру со всеми детьми, развивать ловкость движений.
Труд. Наблюдение за снегоуборочной машиной, какая стала дорога после того, как она проехала.
Индивидуальная работа. ?Для чего человеку: глаза, нос, рот, уши, руки, ноги?? - расширять знания о человеке.
СНЕГИРИ
прогулка № 5

Наблюдение. Наблюдение за снегирём: красивые птички с красной грудкой, прилетели к нам стайкой, сели на рябину и поклевали ягоды. Рассмотреть внешний вид.
Снегирь.
От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг,
И к зиме не улетает
На далёкий знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок, и пустырь – 
Рад красавец красногрудый
Житель севера – Снегирь. 
Загадка. Зимой на ветках – яблоки
               Скорей их собери,
              И вдруг вспорхнули яблоки
              Ведь это...(снегири).
Словарная работа: снегири, красногрудые, вспорхнули, поклевали.
Пословица: Август собирает, а зима поедает.
Примета: Снегирь под окном чирикает - к оттепели.
Эксперимент. Определить – какой сегодня снег? Липкий – из него можно лепить, или сухой, рассыпчатый, скрипучий.
Сюжетно-ролевая игра ?К кукле на обед? - поощрять попытку самостоятельно подбирать атрибуты для игры.
Подвижная игра ?Голуби и воробьи? - учить в игре передавать повадки птиц: голуби ходят, кивают головой, воробьи – прыгают.
Труд. Наблюдение за трудом взрослых, как дворники убирают улицу – воспитывать уважение к труду взрослых.
Индивидуальная работа. Какие машины проезжают по улице, куда они едут – закрепить названия, развивать мышление.
Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.

ЖИВОТНЫЕ ЗИМОЙ
прогулка № 6

Наблюдение. Воспитатель обращает внимание детей на сугроб под ёлочкой. Проводится беседа о медведе, о том, как зимуют лесные звери.
?Как на горке – снег, снег,
И под горкой – снег, снег,
И на ёлке – снег, снег,
Ии под ёлкой – снег, снег,
А под ёлкой спит медведь.
 Тише, тише. Не шуметь!?
Имитация – как бегает лиса, волк, прыгает зайчик.
Загадки. Хозяин лесной просыпается весной,                     Хитрая  плутовка,
               А зимой, под вьюжный вой,                                    Рыжая головка,                              
               Спит в избушке снеговой.                                       Хвост пушистый – краса!
                                  (Медведь.)                                              А зовут её...(лиса.)
Словарная работа: берлога, конура, голодно.
Пословица: Зима - не лето, в шубу одета.
Примета: Зимой собаки валяются - быть метели. Кошка на печи - ко стуже, а кошка на полу - к теплу.
Эксперимент. ?Как узнать ель?? - упражнять детей в умении отыскивать знакомые деревья по одному – двум характерным признакам (у ели – зелёные иголки, похожа на пирамидку, потому что вверху ветки короткие, а книзу становятся всё длиннее и длиннее).
Сюжетно-ролевая игра ?Больница? - развивать умение придумывать несложный сюжет.
Подвижная игра. Бегание по лабиринту, догоняя друг друга – развивать двигательную активность, зрительную ориентировку.
Труд. Вместе с детьми соорудить лабиринт: 
Умелые руки не знают скуки!
И правильно, скучать некогда.
Нужно построить лабиринт,
Чтобы было всем интереснее игратьПо окончании работы дети ставят инвентарь на место: Кончил дело – гуляй смело!
Индивидуальная работа. ?Перешагни через снежную кочку? - упражнять в сохранении равновесия, развивать координацию движений.
Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом

ТРАНСПОРТ
прогулка № 7

Наблюдение. Дети вместе с воспитателем наблюдают за проезжающим по дороге транспортом. Закрепляются назначения каждого из них – развивать наблюдательность, речь.
Автобус                    Что за чудо синий дом,                                    
                    Окна светлые кругом,                                      
                    Носит обувь из резины,                                   
                    А питается бензином
Загадка. Не летает, не жужжит,
               Жук по улице бежит.
               И горят в глазах жука
               Два блестящих огонька.     
                                                   (Автомобиль.)
Чудо-дворник перед нами:
               Загребущими руками
               За одну минуту сгрёб
               Преогромнейший сугроб.   
                                                  (Снегоуборочная машина.)
Словарная работа: тротуар, автобус, троллейбус, грузовик, легковая машина.
Пословица: Готовь летом сани, а зимой телегу.
Примета: Зима морозная - лето жаркое.
Эксперимент. ?Как снег превращается в воду? – вместе с детьми набрать в тарелку снег и предложить им сказать, что будет со снегом в помещении. Тарелку со снегом унести в группу. Вечером вместе рассмотреть талую воду, обсудить, что и почему произошло, откуда взялся мусор.
Сюжетно-ролевая игра ?Больница? - развивать умения придумывать несложный сюжет, выбирать роль.
Подвижная игра ?Паровозик? - развивать двигательную активность детей.
Труд. Постройка из снега домика для куклы – учить использовать снег, как строительный материал.
Индивидуальная работа. ?Давайте посчитаем? - учить количественному счёту
Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.



ОТТЕПЕЛЬ
прогулка № 8

Наблюдение. В тёплы зимний день, когда на улице оттепель, почувствовать влажность воздуха, на крыше появились сосульки, загадать загадку: 
Загадка.  Растёт она вниз головой,
                Не летом растёт, а зимой. 
                Но солнце её припечёт,
                Растает она и умрёт.   
                                                (Сосулька.)
Спросить детей, откуда появляются сосульки, достать сосульку, обследовать, что это (кусочек льда).
Словарная работа: сосулька, лёд, тает, капает, свойства сосульки.
Пословица: В зимней шубке и морозы - шутка.
Примета: В январе висит много частых и длинных сосулек - урожай будет хороший. 
Эксперимент. Сосулька – лёд, в руке тает, от солнца капает, упадёт – разобьётся. Какая она (прозрачная, холодная, твёрдая).
Сюжетно-ролевая игра ?Строители? - сделать горку для кукол – учить использовать в игре природный материал – снег, действовать с ним.
Подвижная игра ?Попади в цель? - развивать глазомер, силу броска (использовать снежки).
Труд. Наблюдать, как трудится дворник, очищая асфальт от снега, предложить детям сгрести снег со стола и скамеек на участке – воспитывать уважение к труду взрослых.
Индивидуальная работа. ?Нарисуем солнышко? - развивать мелкую моторику, способность ориентироваться в пространстве, рисовать круглую форму.
Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.

ВЕСНА

КАПРИЗНАЯ ВЕСЕННЯЯ ПОГОДА
прогулка № 1

Наблюдение. Обратить внимание детей на то, что погода стала очень капризна, дует очень холодный ветер, раскачивает со скрипом деревья, бросает в окна снег. Но выглянет солнышко, и заискрятся сугробы, нанесённые метелью. 
Зима недаром злится 
Прошла её пора – 
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Загадка. Зимой в поле лежал, 
               А весной в реку побежал.
                                                     (Снег)
Словарная работа: капризна, со скрипом, заискрятся, весна стучится, гонит со двора.
Пословица: Апрель с водою, а май с травою.
Примета: Рано затает – долго не растает.
Эксперимент. ?Где будут первые проталинки?? - установить связь сезонных изменений в природе с наступлением тепла, появлением солнца.
Сюжетно-ролевая игра ?Магазин? - учить взаимодействиям продавец – покупатель.
Подвижная игра ?Бегите ко мне? - развивать двигательную активность детей.
Труд. Наблюдение за трудом дворника, оказать посильную помощь.
Индивидуальная работа. Бросание снежных комочков ?Кто бросит дальше? - развивать глазомер, координацию движений.
Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.

РАННЯЯ ВЕСНА (экскурсия в парк)
прогулка № 2

Наблюдение. Обратить внимание детей на окружающую красоту. ?Посмотрите, как сегодня красиво. Солнышко улыбается, старается, пригревает. Оно поднимается все выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Небо кажется синим-синим. По нему медленно плывут, не торопятся белые-белые облака, любуются сверху на детишек. Весна идет 
А уж ясно солнышко
Припекло, припекло.
И повсюду золото
Разлило, разлило.
Ручейки на улице
Все журчат, все журчат,
Журавли курлыкают
И летят, летят …
Солнце греет все сильнее. Потрогайте скамейку, какая она? Теплая. А шубка, ствол дерева? Они тоже теплые. От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают, сосульки падают и разбиваются. В полдень поет звонкую песенку капель.
Капель
Я в полдень слушаю капель,
Она журчит, как птичья трель.
Звенит хрустальным бубенцом,
Сбегая с крыши над крыльцом.
Капель журчит, звенит, поет,
Она ломает снег и лед.
Большой сугроб ей нипочем,
Она бежит живим ручьем.
Я ручейку расчищу путь,
Чтобы он мог на мир взглянуть. 
Загадка.   Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)
Словарная работа, курлыкают, капель, хрустальным бубенцом, журчит.
Пословица. Весна идет, тепло несет
Примета.  Длинные сосульки - к долгой весне. 
Эксперимент. ?Где снег быстрее тает – на асфальте или под деревьями?? - делать простейшие умозаключения.
Подвижная игра ?Веселый воробей? - учить выполнять движения по тексту игры.
Воробей с березы на дорогу прыг:
?Больше нет мороза! Чик-чирик!?
Вот журчит в канавке быстрый ручеек,
И не зябнут лапки, скок-скок-скок!

СОСУЛЬКИ
прогулка № 3

Наблюдение. Наблюдение за сосульками. Дети отмечают, какие они – сосульки: длинные, короткие, толстые, тонкие. Взять сосульку в руки, подержать ее. Какая она? (Скользкая, холодная, тает в теплой ладошке). Сказать, что сосульку нельзя брать в рот. Почему?
Звонко капают капели
Возле нашего окна.
Птицы весело запели:
?Чив-чив-чив – пришла весна!?
Загадка: Зима на крыши серые бросает семена – растит морковки белые под крышами она.
                                                                                                                    (Сосульки)
Словарная работа: ледяная, прозрачная, твёрдая, холодная, колючая.
Пословица. Матушка весна всем красна.
Примета. Если весною висят длинные и толстые сосульки (и их много) - к урожаю хлеба.
Эксперимент. Как тает сосулька на солнце, какие капельки: маленькие, холодные. 
Растёт она вниз головой
Не летом растёт, а зимой.
Но солнце её припечёт – 
Заплачет она и умрёт.   (Сосулька)
Сюжетно-ролевая игра ?Магазин? - использовать сосульки, как заменители для игры.
Подвижная игра ?По ровненькой дорожке? - учить соотносить слова с движениями.
Труд. Наблюдение за трудом взрослых, как сбрасывают снег с крыши. Выяснить зачем?
Индивидуальная работа. Работа над звукопроизношением при проговаривании скороговорки:                    Хорош пирожок, внутри творожок.
Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.

ПОТЕМНЕВШИЙ СНЕГ
прогулка № 4

Наблюдение. Беседа о снеге, какой был зимой (белый, пушистый, лёгкий и т.д.), какой стал сейчас (тёмный, тяжёлый, колючий и т.д.), использовать строки:
Снег теперь уже не тот,
Потемнел он в поле…
Загадка: Бел, как мел, с неба прилетел.
               Зиму пролежал, в землю убежал.   (Снег)
Словарная работа: слова, характеризующие снег.
Пословица.  Весной ведро воды - ложка грязи; осенью ложка воды - ведро грязи.
Примета. В марте облака плывут быстро и высоко - к хорошей погоде.
Эксперимент. Принести снег в группу в банке. Когда снег растает, посмотреть, какая грязная получилась вода, почему? (Снег очень грязный)
Сюжетно-ролевая игра ?Покатаем кукол на санках? - развивать у детей умение выполнять роль за себя и за игрушку.
Подвижная игра ?Поезд? - организовать игру со всеми детьми, развивать активность детей в двигательной деятельности.
Труд. Наблюдение за работой дворника: колка льда и уборка снега с асфальтовых дорожек.
Индивидуальная работа. Закреплять знание детьми цвета, используя одежду детей и окружающую обстановку: небо, облака, деревья и т. д.
Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.

ВЕСЕЛЫЕ ВОРОБЬИ ВСТРЕЧАЮТ ВЕСНУ
прогулка № 5

Наблюдение. Обратить внимание детей, что стайка воробьёв усыпала весь куст. Птички звонко чирикают, перелетают с ветки на ветку – что-то другим говорят! Радуются весне, теплу, солнцу. Прочитать стихотворение Берестова.
О чём поют воробушки
В последний день зимы7
 - Мы выжили!
 - Мы дожили!
 - Мы живы! Живы мы!
Расширять представления детей о весне. Обогащать их знания новыми словами, понятиями.                                                                                  
Загадка. Угадайте, что за птица скачет по дорожке,
               Словно кошки не боится – собирает крошки.
               А потом на ветку прыг и чирикнет: ?Чик – чирик!? 
                                                                                             (Воробей)
Словарная работа: стайка, звонкая, усыпала, выжили, дожили, живы.
Пословица. Апрель с водою – май с травою!
Примета. Воробьи летают и строят гнезда – к хорошей погоде.
Эксперимент. В начале прогулки положить небольшое количество снега на солнечную проталинку. В конце прогулки посмотреть, что с ним произошло.
Сюжетно-ролевая игра ?Столовая? - взяв на себя главную роль, воспитатель знакомит детей с развитием сюжета в этой игре.
Подвижная игра ?Воробышки и автомобиль? - воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила.
Труд. Наблюдение за воспитателем: разбрасывание снежных куч. Объяснить детям, зачем это необходимо делать.
Индивидуальная работа. Бросание и ловля мяча друг другу – развивать глазомер, координацию.
Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.

СКВОРЦЫ ПРИЛЕТЕЛИ
прогулка № 6

Наблюдение. Понаблюдать с детьми за явлениями природы ранней весной: пригревает солнышко, кругом бегут ручьи. Сказать детям, что в это время возвращаются в родные края вестники весны – скворцы. 
Обратить внимание на внешний вид скворца. Чем заняты птицы (садятся на ветки около своих домов – скворечников и радостно, звонко поют, приветствуют родные края: леса, луга и поля).
Прилетели скворцы – молодой весны гонцы, 
Червяков они клюют и поют, поют, поют!
                        ***
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят
…Скоро гости к тебе соберутся, 
Сколько гнезд понавьют -  посмотри! 
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!
Загадка.   Живет в своем доме,
Спит на соломе,
На высоком шесте,
Распевает в высоте.   (Скворец)
Словарная работа: вестники весны, скворцы, скворечник, приветствуют
Пословица. Скворцы и синицы – весёлые птицы
Примета. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне - к холодному лету.
Эксперимент. Определить свойства весеннего снега: тяжёлый, колючий, мокрый, липкий, грязный.
Сюжетно-ролевая игра ?Строители? - развивать фантазию при лепке из снега.
Подвижная игра ?Мы топаем ногами? - учить детей согласовывать движения со словами.
Труд. Наблюдение за работой дворника, зачем он колет снег, помочь убрать ледяные комки.
Индивидуальная работа. ?Попади в цель? - развивать глазомер.
Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.

ПОЧКИ, ПЕРВЫЕ ЛИСТИКИ
прогулка № 7

Наблюдение. Весна наступила, солнышко пригревает, посылает на землю свои веселые теплые лучики. Оживают деревья. Соки деревьев, согретые весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам. Наклонить ветку с крупными почками: ?Это домик с листьями, называется почка. Лучик стучится в домик: ?Эй, листики! Хватит спать, просыпайтесь! Весна пришла, тепло принесла! Лучики бегают, спешат, стучатся, то в один домик – почку, то в другой!? подойти к другому кустику и рассмотреть появившийся листик – вот здесь почка уже проснулась!
Загадка.  На ветках – плотные комочки.
В них дремлют клейкие листочки.  (Почки)
Словарная работа: солнышко пригревает, посылает теплые лучики, почки, клейкие листочки.
Пословица. Апрель водою славен, почками красен.
Примета. Из березы течет много сока - к поздней осени. 
Эксперимент. Как распускается почка? (сначала маленькая, затем набухает и раскрывается). Рассмотреть разные виды деревьев, потрогать все почки.
Подвижная игра ?Солнечные зайчики? (использовать зеркальце) - уточнять с детьми направление вверх, вниз, в сторону. Учить выполнять разнообразные движения. 
Скачут побегайчики – 
Солнечные зайчики.
Прыг! Скок! Вверх – вниз – в бок!
Мы зовем их – не идут. 
Были тут – и нет их тут.
Прыг! Скок? вверх – вниз – и в бок!
Прыг, прыг по углам. 
Были там – и нет их там.
Где же побегайчики – солнечные зайчики?
Сюжетно – ролевая игра ?Накормим кукол обедом? - воспитывать в игре дружеские взаимоотношения, использовать природный и бросовый материал.
Труд. Предложить детям собрать игрушки после игры – учить трудится в коллективе, доводить начатое дело до конца.
Индивидуальная работа. Заучивание потешки:  Солнышко – колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди:
Нам в поле бежать, нам весну встречать.
ЦВЕТУЩИЕ ДЕРЕВЬЯ
прогулка № 8

Наблюдение. Подойти с детьми к цветущей яблоне, обратить внимание на красоту цветущих деревьев. Про весну народ говорит: ?Весна цветами красна?, а месяц май называет ?цветень?. 
В мае распускаются ландыши, медуницы, мать-и-мачеха. Расцветают деревья и кустарники: тополь, береза. черемуха, сирень, яблони.  
Яблонька
Маленькая яблонька у меня в саду.
Белая, пребелая вся стоит в цвету.
Я надела платьице с белою каймой.
Маленькая яблонька, подружись со мной.
Рассмотреть цветы, отметить цвет, форму, количество лепестков, какого цвета середина цветка, что будет после цветения.
Загадка.  Весною веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
                       (Дерево)
Словарная работа: яблони в цвету, цветенье, завязи, плоды.
Пословица. В народе май называют: ?цветень?, ?травень?.
Примета. Когда береза перед ольхой лист распустит - лето будет сухое, но если ольха наперед березой - лето будет мокрое.
Эксперимент. Чтобы почувствовать аромат цветущих яблонь, предложить детям встать против ветра, и он донесет нежный, приятный запах цветов. 
Сюжетно-ролевая игра ?Магазин? - учить детей использовать природно-бросовый материал. 
Подвижная игра ?Карусель? - развивать двигательную активность детей, учить двигаться, приговаривая слова:
Еле, еле, еле, еле завертелись карусели,
А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом
Тише, тише, не спешите, карусель остановите
Раз, два, раз, два - вот и кончилась игра.
Труд. Приучать детей готовить для себя место для игры, а так же наводить после игры порядок.
Индивидуальная работа. Закреплять знания цветов ?Найди в природе, что синее, жёлтое, зелёное и т. д.?
Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.
НАСЕКОМЫЕ
прогулка № 9

Наблюдение. Предложить детям найти в траве жуков и муравьёв и других насекомых, понаблюдать за ними, описать их внешний вид, рассказать, какую пользу приносят насекомые.
Когда в душистом сквозняке
Присядешь летом в сосняке,
Внимательно вглядись вокруг – 
Ты многое заметишь, друг.
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает легкий мотылек,
Пьет хоботком душистый сок
И собирает мед пчела.
Все заняты, у всех дела.
Загадка: Жу-жу-жу-жу, я на ветке сижу,
               Букву ?ж? всё твержу.
               Зная твёрдо букву эту, я жужжу весной и летом.        (Жук)
               Чернокожий карапуз не по росту тащит груз.      (Муравей)
Самого не слышно, а песню слышно.        (Комар)
Словарная работа: насекомые, шесть ног, усы, рога, трудятся, золотистый, хоботком.
Пословица. Пришел май - под кустом рай.
Примета. Ранний взлет пчел - к красной весне. 
Эксперимент. Понаблюдать, как муравей тащит груз больше собственного веса.
Сюжетно-ролевая игра ?Столовая? - развивать фантазию и воображение при ?выпечке? тортов и пирожных из песка, используя формочки и кукольную посуду.
Подвижная игра ?Мы весёлые ребята? – учить выполнять действия согласно указаниям взрослого.
Труд. Привлечь детей к уборке участка после игр. Собрать выносной материал – приучать трудиться.
Индивидуальная работа. Работа над звукопроизношением чистоговорки: ша, жа, ши, жи,
                                                                                                                                  шу, жу, ши, жи.
Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.

ЛЕТО

НАСТУПИЛО ЛЕТО
прогулка № 1

Наблюдение. Обратить внимание детей на то, как ярко светит солнышко, веет теплый ласковый ветерок – это лето красное к нам пришло. Кругом красиво: зеленая травка, цветы.
                                     Лето, лето
                                     К нам пришло!
                                     Стало сухо и тепло.
                                                                                             (Берестов)
Загадка.   Солнце печет,
Липа цветет.
Рожь колосится,
Золотая пшеница.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?    (Летом) 
Словарная работа: лето красное, печет, колосится, золотится.
Примета. Если пауков видно много, жди хорошей погоды.
Пословица. Весна красная, а лето страдное.
Эксперимент. Можно ли посмотреть на солнце невооруженным глазом? Почему? А если взять темное стекло? – учить делать умозаключения.
Сюжетно-ролевая игра ?Состряпаем пирог? - учить использовать песок в игре.
Подвижная игра ?Волк и козлята? - развивать двигательную активность детей.
Труд. Собираем выносной материал после прогулки – воспитывать трудовые навыки.
Индивидуальная работа. Прыжки на двух ногах, с продвижением вперед – развивать координацию движения.
Самостоятельная деятельность с выносным материалом.

НЕБО В ОБЛАКАХ
прогулка № 2

Наблюдение. Обратить внимание детей на небо в облаках, какие они – белые, пушистые, как вата. Медленно, будто корабли по морю – плывут облака по небу. Рассмотреть их. На что похожи?
Облака, белогривые лошадки,
Облака, что вы мчитесь без оглядки.
Не смотрите вы пожалуйста свысока,
А по небу прокатите нас – облака!
Загадка.  Без крыльев летят
Без ног бегут,
Без паруса плывут.   (Облака)
Примета. Если утром трава сухая - к ночи ожидай дождя.
Пословица. Всем лето пригоже, да макушка больно жаркая.
Словарная работа: пушистые, белогривые, плывут, мчатся, без оглядки, парус.
Эксперимент. ?Легкий - тяжелый? - показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.
Сюжетно-роевая игра ?Строители? - использовать в игре мокрый песок, учить детей договариваться друг с другом.
Подвижная игра ?Наседка и цыплята? - учить выполнять движения в соответствии с текстом, развивать быстроту реакции.
Труд. Привлечь детей к уборке выносного материала после прогулки – воспитывать трудолюбие, развивать умение доводить начатое дело до конца.
Индивидуальная работа. Дидактическое упражнение ?Покажи, как двигается животное? - отмечать своеобразие (лошадка, заяц, медведь и т.д.).
Самостоятельная деятельность с выносным материалом.

КЛУМБА С ЦВЕТАМИ
прогулка № 3

Наблюдение. Подойти к клумбе, познакомить детей с цветами, закрепить представление о строении цветка: стебель, листья, цветы. Учить умению сравнивать: высокий-низкий. Сравнивать по цвету. 
Вырос красивый цветок на поляне.
Утром он ранним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питание
Дружно дают под землей корешки.
Загадка. Стоят в поле сестрички – 
               Желтый глазок, белые реснички.
                                                                 (Ромашка)
Словарная работа: раскрыл лепестки, питание.
Примета. Туман утром стелется по воде - будет солнечная погода.
Пословица. Июнь с косой по лугам прошел, а июль с серпом по хлебам побежал. 
Эксперимент. Полив земли и асфальта – где вода впиталась, а где нет? Почему? – учить делать выводы.
Сюжетно-ролевая игра ?Путешествие на корабле? - развивать умение доброжелательно, внимательно общаться друг с другом.
Подвижная игра ?Найди свое место? - развивать умение детей ориентироваться в пространстве.
Труд. Наблюдение за трудом дворника, как он метет асфальт и собирает мусор. Предложить детям помочь навести порядок и на своем участке – воспитывать положительное отношение к труду. 
Индивидуальная работа. Закрепить понятия частей суток: утро, день, вечер, ночь.
Самостоятельная деятельность с выносным материалом.

РЯБИНА
прогулка № 4

Наблюдение. Подойти с детьми к рябине. Какое это дерево? Похожа ли она на березу? Почему? Что есть у рябины? Чем похожа на березу, чем отличается? Сравнить ствол, ветки, листья. Рассмотреть гроздья ягод, они еще зеленые, а скоро станут красные – это хороший корм для птиц, особенно зимой. Ягоды у рябины по вкусу горьковатые, терпкие. 
Загадка.   Ягоды – не сладость,
Зато глазу – радость,
И садам украшение,
И дроздам угощение.     (Рябина)
Примета. Позднее цветение рябины – к долгой и теплой осени. 
Пословица. Что летом родится, то зимой пригодится.
Словарная работа: гроздья, не сладость, украшение, угощение.
Эксперимент. ?Почему птицы могут летать?? - найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.
Сюжетно-ролевая игра ?Повара? - закреплять умение пользоваться формочками для песка; использовать в игре природный материал.
Подвижная игра ?Ловишки? - развивать координацию движений, глазомер, ориентировку в пространстве.
Труд. Предложить детям навести порядок после сюжетно-ролевой игры – учить видеть результат труда.
Индивидуальная работа. Сравнение стволов деревьев по толщине (толще-тоньше, самый толстый, самый тонкий).
Самостоятельная деятельность с выносным материалом.

ТЕНЬ ОТ ДЕРЕВЬЕВ
прогулка № 5

Наблюдение. Обратить внимание детей на нарядные деревья, все они покрыты листьями. Подует ветерок, и листочки что делают? (радуются, шепчутся, смеются). Давайте подойдем поближе, что есть у дерева: ствол, ветки, листья. Что чувствуем мы под деревом (прохладу, так как там тень). Деревья спасают нас от зноя и дождя – посмотрим вверх, около ствола неба совсем не видно – это листочки прячут его. 
Загадка. Лежит на земле:
Ни закрасить,
Ни соскоблить,
Ни завалить.    (Тень)
Словарная работа: прохлада, тень, зной.
Примета. Спелые стручки акации говорят, что ржаная нива созрела.
Пословица. Хоть весь день гоняйся за ней – не поймаешь
Эксперимент. Догоним собственную тень – возможно ли это? Почему?
Сюжетно-ролевая игра ?Покатаем кукол на машине? - учить предметным действиям с игрушками.
Подвижная игра ?Бегите к флажку? - развивать умение действовать по сигналу, выполнять бег с остановками у ориентира.
Труд. Предложить детям помочь воспитателю рыхлить песок в песочнице – воспитывать желание участвовать в трудовой деятельности.
Индивидуальная работа. Ориентировка на себе: что у вас вверху, внизу, справа, слева, впереди.
Самостоятельная деятельность с выносным материалом.

ПЧЕЛЫ
прогулка № 6

Наблюдение. Предложить детям остановиться недалеко от клумбы, загадать загадку:
Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают,
Медом угощают.      
                               (Цветы)
Спросить детей, каких гостей встречают цветы.
Пчелка золотая
Над цветком порхает.
Сок душистый пьет – 
Собирает мед.
Мед душистый целебный, все его любят. В народе говорят: ?Пчелка маленькая, да мед сладок?.
Рассмотреть внешний вид пчелы: голова, грудь, брюшко, ножки. Тело покрыто волосками черного и желтого цвета. С их помощью она переносит пыльцу с цветка на цветок.
Загадка. Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком – 
Он поделится медком.      
                                     (Пчела)
Словарная работа: пчелка золотая, порхает, сок душистый, домовитая, похлопочет.
Пословица. Июль - макушка лета, середка цвета. 
Примета. Перед засухой пчелы становятся злее, жалят. 
Эксперимент. Вдыхаем аромат цветов и запах травы, – какой запах? Что душистее? Вывод: пчел привлекает душистый запах цветов.
Сюжетно-ролевая игра ?Построим гараж для машины? - учить детей делать постройки из песка.
Подвижная игра ?Лохматый пес? - развивать умение действовать в соответствие с текстом, развивать ловкость.
Труд. Привлечь детей к уборке песка со скамеек и стола – воспитывать интерес к результатам труда.
Индивидуальная работа. Наблюдение за движением машин на улице. Закрепить умение различать виды машин: легковая, грузовая. Вспомнить части машины.
Самостоятельная деятельность с выносным материалом.

СОРОКА
прогулка № 7

Наблюдение. Наблюдение за сорокой. Много у неё прозвищ: сорока-белобока, сорока-стрекотуха, сорока-воровка. Белобока – потому что на боках перышки белые, а голова и крылья – черные. Хвост тоже черный с зеленоватым отливом, длинный, как стрела. Стрекотуха – потому что, перелетая с места на место, она стрекочет: ча-ча-ча. Воровка – так как она любит собирать все яркое и блестящее.

Сорока
Всюду я летаю,
Все на свете знаю.
Знаю каждый куст в лесу,
Новость на хвосте несу.
Может быть меня за это
И зовут ?лесной газетой?.
Загадки.  Как снег бела,
Как сажа черна.
Вертлява, как бес,
Повертелась, да в лес.      (Сорока)
Словарная работа: белобока, стрекотуха, стрекочет, новость на хвосте, ?лесная газета?.
Примета. Если июль жаркий, то декабрь будет морозный.
Пословица. В июле хоть разденься, а все легче не будет.
Эксперимент. ?Свойства песка? - сухой сыплется, из влажного можно лепить.
Сюжетно-ролевая игра ?Прогулка на автобусе? - учить детей навыкам общения во время игры.
Подвижная игра ?Поймай комара? - развивать ловкость, общую выносливость.
Труд. Привлечь детей к поливу цветов на клумбе – воспитывать бережное отношение к природе.
Индивидуальная работа. Дидактическое упражнение ?Далеко-близко? - закреплять ориентировку в пространстве.
Самостоятельная деятельность с выносным материалом.

ГРОЗА
прогулка № 8

Наблюдение. Обратить внимание детей на потемневшее небо, солнце закрыла огромная туча, сверкает, гремит – что это? – молния, гром. Это природное явление называют – гроза.
Тучи
Шли над желтыми полями
Тучи, полные дождем,
Тучи стукнулись боками – 
Загремел сердито гром.
Загадки. Сверкнет, мигнет,
               Кого-то позовет. 
                             (Молния и гром)
Нашумела, нагремела,
Все промыла и ушла.
И сады и огороды
Всей округи полила.   (Гроза)
Словарная работа: сверкает, гремит, гроза, стукнулись боками.
Примета. Пошел дождичек утром - днем хорошая погода. 
Пословица. Июль - грозник, молнии мечет, дубы калечит. 
Эксперимент. ?Надуваем мыльные пузыри? - познакомить детей с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется мыльный пузырь.
Сюжетно-ролевая игра ?Мы строители? - предложить детям построить из песка дома для игрушек – воспитывать внимательное отношение друг к другу во время совместной игры.
Подвижная игра ?Птенчики в гнездышках? - развивать быстроту, ловкость, общую выносливость.
Труд. Привлечь детей к посильной прополке сорняков на клумбе. Объяснить, что сорняки мешают расти цветам и портят вид клумбы. Воспитывать желание ухаживать за растениями.
Индивидуальная работа. Сравнение по высоте деревьев и кустарников – развивать зрительное восприятие.
Самостоятельная деятельность с выносным материалом.

РАДУГА
прогулка № 9

Наблюдение. Прогулка после грозы. Выглянуло солнце, воздух чистый, влажный, легко дышится. Обратить внимание на разноцветную дорожку на небе – это радуга. Она появляется после дождя, рассмотреть ее цвета – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. 
Ах ты радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Не дай дождичка,
Дай нам ведрышко.
Чтобы деткам погулять
Нужно солнышко-колоколнышко!
Загадка.  Что за чудо-красота!
Расписные ворота.
Появились на пути!
В них не въехать, не войти.    (Радуга)
Словарная работа: дышится, разноцветная дорожка – радуга, ?дай нам ведрышко?, ?солнышко-колоколнышко?.
Примета. Если радуга после дождя скоро пропадает - к ясной погоде, а если долго стоит - к ненастью. 
Пословица. В июле жарко, душно, а расставаться с ним жалко и скучно. 
Эксперимент. ?Ветер по морю гуляет? - пускание модели парусника (лодочки) по лужам или в тазу с водой – обнаружить воздух (дуть, чтобы плыл)
Сюжетно-ролевая игра ?Кукла заболела? - развивать умение придумывать несложные сюжеты, выбирать роль.
Подвижная игра ?Кто дальше бросит? - упражнять в бросании предмета правой и левой рукой на дальность – развивать глазомер, меткость. 
Труд. Предложить детям помочь подготовить место для сюжетно-ролевой игры – воспитывать самостоятельность.
Индивидуальная работа. Дидактическая игра ?Кто как кричит?? - развивать навыки звукоподражания.
Самостоятельная деятельность с выносным материалом.

УТРЕННЯЯ РОСА
прогулка № 10

Наблюдение. Спросить детей,  когда они утром шли в детский сад, какая была трава (мокрая). А ведь дождя не было? Что это такое? Это выпадает утренняя роса.
Лето
Если в небе ходят грозы, если травы расцвели,
Если рано утром росы гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета вся вода в реке до дна, - 
Значит, это уже лето! Значит, это не весна!
Загадка.  Утром падаю всегда – не дождинка, не звезда – 
И сверкаю в лопухах на опушках и лугах.    (Роса)
Примета. Августовские росы – к отменной погоде. 
Пословица. Лето собериха – зима поедиха.
Словарная работа: утренняя роса, дождинка, сверкаю на опушках.
Эксперимент. ?Раскрасим радугу? - познакомить с цветами радуги. Получить оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой путем смешивания красок двух цветов.
Сюжетно-ролевая игра ?Строим из песка? - развивать воображение, фантазию. Использовать в игре машины, мелкие игрушки.
Подвижная игра ?Котята и щенята? - развивать ловкость, общую выносливость организма.
Труд. Наблюдение за уборкой дороги специальной техникой за территорией детского сада. Предложить детям убрать на участке веточки, смести на веранде со скамеек песок – получать удовлетворение от результата своего труда.
Индивидуальная работа. Бросание мяча вверх и ловля его после отскока о землю – развивать глазомер, координацию движений, ловкость.
Самостоятельная деятельность с выносным материалом.