ГКУ «Чистореченский детский дом»
Коррекционно-развивающее занятие
для детей 12 – 16 лет.
«Вверх по лестнице жизни».
Подготовила
педагог-психолог
Ангельчева Е.В.
Цели:
дать детям
первоначальное представление
о нравственных ценностях;
формировать умение различать истинные и мнимые ценности;
побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию;
способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни.
Форма проведения: беседа, игра.
Ход занятия.
Приветствие и разминка «Радость можно подарить взглядом»
Составление правил группы
конфиденциальность;
доверие;
«Я-высказывания»;
возможность сказать «нет»; активность и др., и принимает их.
Основная часть
Сегодня на занятии мы поговорим с вами о вечных ценностях.
Что такое ценности?
Что может ценить человек?
Разные люди живут на земле, и каждый живёт по-разному. У каждого человека есть свои нравственные ценности – это то, что он ценит больше всего в жизни, что для него свято, в чём он убеждён и чем руководствуется в своих поступках. Иначе говоря, ценность – это всё то, что значимо для жизни.
В жизни по-разному можно жить,
В горе можно и в радости
Вовремя спать, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнажённою солнце достать
И подарить его людям.
В жизни всё-таки добрых, умных и красивых душой людей гораздо больше, чем плохих и подлых.
“Природа дала нам в руки большую интеллектуальную и моральную силу, но мы часто используем эту силу как оружие против своих ближних.” - так сказал Аристотель.
- Послушайте одну притчу:
Одной женщине приснился сон, что за прилавком магазина вместо продавца стоял Господь.
—Боже! Это ты!
—Да, Я, — ответил Бог.
—А что у Тебя можно купить?
—Все,— был ответ.
—Тогда, мне бы хотелось купить здоровья, счастья, любви, успеха, и много денег.
Бог улыбнулся, и пошел за заказанным товаром.
Вскоре Он вернулся с небольшой картонной коробочкой.
—Это все! — воскликнула женщина.
—Да,— ответил спокойно Бог,— разве ты не знала, что у Меня продаются только семена?
Что это значит? – (ответы детей)
Что каждый человек выбирает себе дорогу в жизнь, а семена эти есть у каждого. И если человек хочет стать достойным – их нужно взрастить и воплотить в добрые дела и поступки.
В жизни ничего не дается просто так. Здоровье надо беречь смолоду; понимание счастья у каждого свое и за счастье нужно бороться; чтобы добиться успеха, нужно приложить усилия, а с успехом и деньги появятся. И все у вас будет! Только делайте правильные действия и совершайте правильные поступки.
- Послушайте ещё одну притчу и ответьте на вопросы.
Человеческие ценности
У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.
Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места -весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.
Что ты плачешь? - спросил его отец. - Ведь гвоздей больше нет?
Гвоздей-то нет, а дырки остались, - ответил сын.
ОБСУЖДЕНИЕ ПРИТЧИ:
Вопросы:
Хороший ли способ воспитания выбрал отец мальчика?
Почему заплакал мальчик? (У мальчика есть человеческие ценности - ему стыдно).
ИГРА:
- Сегодня мы проведем игру, которая называется “
На что потратить жизнь?”
Она поможет каждому ответить на поставленный вопрос.
Перед началом игры каждый из вас получит по десять жетонов, попрошу подписать их. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности.
На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность. Не потеряйте их!
Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор:“потратить” жетоны или “сэкономить”. На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу.
Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу.
Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с “торгов”.
Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить.
Готовы?
Итак, предлагаю сделать выбор, первая пара ценностей:
а) Хорошая просторная квартира либо дом. (1 жетон)
б) Новый спортивный автомобиль. (1 жетон)
Кто желает приобрести один из двух предложенных “товаров”?
Следующая пара:
а) Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга. (2 жетона)
б) Полная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (за которого мечтаете выйти замуж), действительно в недалеком будущем станет вашей женой (вашим мужем). (2 жетона)
Затем:
а) Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет. (1 жетон)
б) Один настоящий друг. (2 жетона)
Следующая пара:
а) Хорошее образование. (2 жетона)
б) Предприятие, приносящее большую прибыль. (2 жетона)
Далее:
а) Здоровая семья. (2 жетона)
б) Всемирная слава. (3 жетона)
Потом:
а) Изменить любую черту своей внешности. (1 жетон)
б) Быть всю жизнь довольным собой. (2 жетона)
Дальше:
а) Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения. (2 жетона)
б) Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените. (2 жетона)
Следующая пара:
а) Чистая совесть. (2 жетона)
б) Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали. (2 жетона)
Затем:
а) Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите. (2 жетона)
б) Возможность заново пережить (повторить) любое 1 событие прошлого. (2 жетона)
И, наконец:
а) Семь дополнительных лет жизни. (3 жетона)
б) Безболезненная смерть, когда придет время. (3 жетона)
Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.
Обсуждение игры
1. Какой покупкой вы более всего довольны?
2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?
3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?”
Большинство ваших предложений действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает.
Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно “отменить” последствия ранее принятого решения.
Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями.
Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем.
Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали.
Сегодня это была всего лишь игра. Но то, как мы расходуем свои время, силы и возможности в реальной жизни, позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях.
Ребята, вспомните, какие “ценные вещи” вы выбрали сегодня из предложенных в ходе игры. Кто-то из вас, наверное, может поздравить себя и сказать: “Я отдал жизнь недаром: я сделал правильный выбор и приобрел то, что действительно ценно”. Другой, возможно, с сожалением, осознал, что потратил жизнь совсем не на то. Некто пожалеет, что поспешил израсходовать себя либо, наоборот, слишком долго выжидал и что-то упустил. И многие наверняка подумали: “Вот бы повторить игру! Тогда я повел бы себя гораздо осмотрительнее, умнее”.
И если вы сейчас действительно о чем-либо сожалеете, могу вас обрадовать: у вас есть прекрасная возможность сделать правильный выбор - и не в нашей игре, а в реальной жизни! Когда придет время решать, чему себя посвятить, прошу вас помнить об одном:
Не продавайте свою жизнь дешево. Она, скорее всего, стоит значительно дороже, чем вы думаете!
- При подготовке к занятию мне на глаза попалось одно стихотворение, которое, на мой взгляд, относится к нашей беседе. Послушайте его.
На тропинке той,
Что шла к реке,
Под поникшей веткой тополиной,
Бился голубь в детском кулаке
На виду у стаи голубиной.
Бился голубь,
Голубь был живой,
А его кормилец восьмилетний
В пыль уткнулся мертвой головой
И закат в селе не видел летний.
А закат был от пожаров рыж.
Бился голубь,
Как в тиски зажатый,
Как хотел он взвиться выше крыш,
Как хотел взлететь к семье крылатой!
Жизнь и смерть
Сплелись в один клубок.
Мальчик был убит фашисткой миной.
Он лежал в пыли, а голубок
Сердцем рвался к стае голубиной.
М. Андронов.
Подумайте, о какой жизненной ценности идет речь? (О жизни).
Извечные вопросы:
- Что я ценю в жизни?
-Как прожить жизнь?
-Какие жизненные качества ценятся у человека?
А сейчас мне бы хотелось провести с вами диагностику.
Диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция:
Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5. Список педагог заранее выписывает на доске.
Список желаний:
Быть человеком, которого любят.
Иметь много денег.
Иметь самый современный компьютер.
Иметь верного друга.
Мне важно здоровье родителей.
Иметь возможность многими командовать.
Иметь много слуг и ими распоряжаться.
Иметь доброе сердце.
Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов - высокий уровень.
4, 3 положительных ответов - средний уровень.
2 положительных ответа - ниже среднего уровня.
0-1 положительный ответ - низкий уровень.
- И в заключении хочется сказать словами А. Александровой: "Каждому хочется стать настоящим человеком с присущими ему качествами: честью, совестью, достоинством. В молодые годы человек обретает эти качества. В зрелые годы он эти качества развивает или не развивает, губит. В старости на них опирается, а если их нет, страдает, лишившись нравственной опоры".
Обратная связь. Ритуал прощания «Дерево дружбы»
Дети вместе с учителем собираются в круг, одну руку сжимают в кулак, большим пальцем вверх, и строят, цепляясь друг другу за пальцы, дерево. По окончании строительства, не отпуская друг друга хором произносят молодцы!!!! (в некоторых случаях, если количество детей не более 10, можно назначить того, кто будет корнями, стволом, кроной!)