ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ
УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ковтун И.Н., учитель – логопед,
МАДОУ№ 36 « Центр развития ребенка – детский сад»
Г. Кемерово, Кемеровская область – Кузбасс
Сеченов И.М. утверждал: «Движение руки человека наследственно не определено, а возникает в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой». Письменная речь играет значительную роль в общем познавательном развитии детей. С точки зрения В.П. Глухова, благодаря письменной речи ребенок «учится» осознавать свои действия, овладевает навыками произвольного оперирования собственными действиями и умениями.
Письмо имеет сложнейшую психологическую структуру и включает механизмы артикуляционного и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторную координацию и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений (способность дифференцировать звуки, звуко-буквенный анализ).
В отечественной методике обучения грамоте сложился целостный подход к процессу овладения чтением и письмом.
Теоретической основой этого подхода является звуковой аналитико-синтетический метод, который реализуется через следующие операции:
- расчленение звучащей речи на звуки - фонемы, мельчайшие структурные единицы;
- дифференцировка их по основным признакам;
- перекодирование в графические символы, т.е. буквы (печатные и письменные);
- обратное перекодирование букв в соответствующие звуки-фонемы, слияние их в процессе чтения;
- соотнесение прочтенных звукобуквенных комплексов с определенным смысловым значением.
Выполнение этих операций помогает детям овладеть не только чтением, но и письмом как речевым действием (пока вне связи с рукодвигательным).
Психофизиологическую природу процесса письма как вида речевой деятельности составляет механизм взаимодействия пяти компонентов: слухового, артикуляционного, зрительного, двигательного и рукодвигательного (Н. Г. Агаркова, Б.Г. Ананьев, Б. В. Гурьянов, А.Р.Лурия).
Для успешного овладения процессом письма у учащихся начальной школы важно сформировать графические умения у дошкольников. Для них важна подготовка к письму, а не обучение. Важную роль в подготовке играет освоение разнообразных графических умений.
Работа по формированию графического навыка и подготовки руки ребенка старшего дошкольного возраста к письму должна быть ведущим направлением в образовательном процессе ДОУ.
С самого начала освоения графических навыков у детей дошкольного возраста должен стать не только процесс звукового анализа слов, четкой дифференциации артикуляции сходных по звучанию фонем, сохранения в памяти зрительных образов букв, но и усвоение буквенных знакографем, а также способов их воспроизведения на бумаге.
Письмо сложный навык и в полном объеме недоступен на первых этапах обучения. Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.
Графический навык – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов).
«Письмо» трёх - черырёхлетнего ребёнка - это рисунок, изображающий то, что он видит, что хочет передать, ну и еще палочки, кружочки, ассоциирующиеся у него с внешней стороны (графикой) письма.
«Письмо» пяти - шестилетних больше похожи на кроссворд: там и отдельные слова, и буквы, и рисунки. Это элементы идеографического письма.
Многие педагоги используют идеографическое письмо в процессе формирования графического навыка и для развития письменной речи, позволяя заменять слова, которые ребенок не может записать, рисунками.
Ведь выразить свою мысль ребенок может достаточно полно и ярко, а вот записать все это он научится гораздо позже.
Работа по формированию графических навыков начинается с дошкольного возраста и продолжается в течение всего обучения в начальной школе.
В раннем и младшем дошкольном возрасте выполняют простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, развивают элементарные навыки самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки. С возрастом упражнения становятся более сложными, требующими более четких движений, более высокой координации.
Обучение по системе Е.Н. Потаповой разделено на 3 этапа.
Первый этап - подготовка руки к письму в дошкольном возрасте.
У детей от 4 до 7 лет мускульная память очень цепкая и наиболее возбудимая. Они учатся различным видам штриховки. Штриховать начинают на первых занятиях по обучению грамоте. Сначала для штриховки используют геометрические фигуры, штрихуя их параллельными отрезками, затем учатся составлять из них простейшие фигуры.
При штриховке следует соблюдать следующие правила: нельзя выходить за пределы фигуры, штриховать справа налево.
В старшей и подготовительной группе в НОД по формированию графического навыка можно использовать методику «От рисунка к букве» по М.Т. Стрижаковой.
Подбираются рисунки, которые дети рисуют, раскрашивают, штрихуют, работа с которыми доставляет им удовольствие.
Цель таких занятий заключается в том, чтобы выработать стереотип движений слева направо, сверху вниз, развивая при этом глазомер, мелкую мускулатуру пальцев руки. Перед выполнением упражнения педагог делает словесные пояснения к рисунку в занимательной форме. Во всех упражнениях рисуют по образцу строку (грибочка, солнышко, снежинки, елочки, кораблика). Ребенок начинает хорошо владеть карандашом ручкой, у него появляется устойчивое внимание, воспитывается трудолюбие и аккуратность.
При подготовки руки к письму в условиях дошкольного учреждения используют разнообразные упражнения:
- «Прямые дорожки»,
- « Фигурные дорожки»,
- « Рисование по точкам»,
- « Рисование по конторам»,
- « Рисование по клеточкам»,
- « Выполнение штриховок»,
- « Прыжки на одной высоте».
Также полезны пальчиковые игры и гимнастика для пальцев.
Значимость формирования графического навыка в дошкольном возрасте подчёркивают абсолютное большинство воспитателей, узких специалистов и учителей начальной школы.
Работа должна иметь системный характер и строиться с учётом индивидуального развития ребёнка.
Литература:
Венгер
, Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе? [Текст] / Л. А.
Венгер
, А. Л.
Венгер
. – Москва: Знание, 2004. – 191 с.
Гаврина
, С. Е. Готовим руку к письму [Текст] / С. Е.
Гаврина
, Н. Л.
Кутявина
, И. Г. Топоркова, Н. И. Гуревич. –
Москва
:Р
осмэн
, 2008. – 24 с.
Гризик
, Т. И. Подготовка ребенка к обучению письму: пособие для родителей [Текст] / Т. И.
Гризик
. – Москва: 2007. – 44 с.
Истрин
В
. А. Возникновение и развитие письма [Текст] / В. А.
Истрин
. – Москва: Наука, 2000. – 599 с.
Резванова, О. О. Использование различных видов графических заданий для подготовки руки дошкольника к письму // Теоретические и практические вопросы психологии и педагогики: Сборник статей Международной научно-практической конференции [Текст] / под ред. А. А.
Сукиасян
. - Уфа, 2015. - С. 171 - 173.
Тонкова, Ю. М. Формирование графических навыков детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста
.