Креативное мышление как элементы функциональной грамотности

Е.Г. Другова БОУ «Тарская СОШ № 4», г. Тара

Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. А. А. Леонтьев 

 

В своей статье я хочу затронуть тему: «Креативное мышление как элементы функциональной грамотности». Происходящие в мире глобальные изменения требуют и глобальных компетенций. Функциональная грамотность сегодня – это фундамент образование личности. Ребенку важно обладать:

- готовностью успешно взаимодействовать с постоянно меняющимся окружающим миром;

- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;

- способностью создавать социальные отношения;

-совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремлением к дальнейшему образованию.

Функциональная грамотность является фундаментом основой формирования УУД, более того, этот набор навыков и компетенций необходим обещающимся для жизни в мире будущего.

Институтом стратегии развития образования Российской академии образования в мае 2020 г. проводился мониторинг функциональной грамотности, в котором приняли участие около 150 тыс. обучающихся 8 и 9 классов. Результаты мониторинга удостоверил актуальность проблемы формализма знаний: знания у учащихся есть, однако грамотно пользоваться ими они не умеют. Учимся для школы, не для жизни!

Креативное мышление является компонентом функциональной грамотности и понимается как способность людей использовать свое воображение для генерирования и уточнения идей, формулирования новых знаний и решения проблем, с которыми они раньше не сталкивались. Главный принцип креативности-использовать то, что уже существует, по-другому [2, c18-22].

Для решения проблем в реальной жизни мы будем использовать заученные шаблоны, собственный опыт или неизвестные примеры из нашего ближайшего окружения. Что бы овладеть двумя последними способами, нам нужно уметь наблюдать, думать и опираться на то, что мы видели, слышали и чувствовали в прошлом. Всем этим навыкам можно научиться в школе. Можно выделить несколько способов развития креативного мышления, которые учитель может легко внедрить в свою практику:

-ассоциации

-Иллюстрировать 

-Читать, разговаривать и придумывать

-Инсценировать 

-Решать головоломки и ребусы

-Представьте себя на месте директора

-Начните пользоваться второй рукой

-Найдите новое применение старым вещам

-Использовать метод шести шляп

- Использовать задачи ТРИЗ [1,c. 24]

Если мы хотим, чтобы ученики развивали эти важнейшие навыки, нам необходимо организовать процесс обучения таким образом, чтобы он был постоянным. Каждый школьный класс-это место, где ученики не только осваивают содержание предмета, но и развивают способность самостоятельно приобретать и создавать знания и, что еще важнее, учатся управлять собой и работать в команде. Для успешного формирования и развития креативного мышления используются задания, которые отличают неопределенность в способах действий, проблемность во внеурочном контексте. К ним, прежде всего, относятся:

- учебные исследования;

- учебные проекты;

- кейсы, ролевые и деловые игры, моральные дилеммы и другие задания, способствующие приобретению опыта успешных позитивных действий;

- комплексные задания (содержащие мотивационную часть, использующие разные форматы предоставления информации, охватывающие все оцениваемые компетенции).

Результатом развития креативного мышления становятся следующие компетенции:

- более качественное осознание изучаемого материала;

- перевод знаний из пассивных в активные;

- интеграция и перенос знаний, алгоритмов и способов действий, способов рассуждений;

- формирование читательской грамотности.

Модель оценки креативного мышления включает в себя:

-содержательная модель (самовыражение: текст, рисунок; решение проблем: социальных, естественнонаучных);

- компетентностям модель (выдвижение идей; отбор и оценка идей; доработка идей);

- контексты/ ситуации (мир индивидуума: учение, личная сфера; мир социума: взаимоотношения, человек и среда, бытовая сфера; мир природы и техники: методология, изобретательство, работа с данными) [7, c.20].

В моей практике, чтобы сформулировать творческое мышление, нужно "привести примеры", "... выразить слово 'в'",' объяснить слово...'и т. д. Объясните слово'___ '"и т. д., я использую задания, которые демонстрируют" понимание смысла". Учебные ситуации также эффективны для активизации учебной деятельности учащихся, они могут вызвать удивление, желание объяснить и привести контраргументы. Творческому мышлению способствует использование опережающих домашних заданий, загадок, парадоксов, афоризмов и дилемм [5, c. 34].

Основными результатами практики креативного мышления можно считать то, что ученики приобретают опыт успешной деятельности, решения проблем, принятия решений и позитивных действий. Важными результатами так же являются обучение через общение и обучение сотрудничеству. Показателем успеха являются многочисленные победы и награды, завоеванные учениками на мероприятиях разного направления и разного уровня, от школьного до федерального. Они варьируются от индивидуальных до коллективных-конкурсы, проекты, викторины ит. д. Это подкрепляет идею о том, что креативное мышление способствует общему развитию личности [3, c.15].

Основная проблема при внедрении практики креативного мышления заключается в том, как оценить эту способность. Сегодня больше всего не хватает методов и инструментов для оценки степени развития творческих способностей учащихся. Поскольку творческое мышление нельзя измерить напрямую, необходимо использовать инструменты, которые могут "фиксировать" проявления и показатели этих навыков. Индикаторами могут быть поведение, продукты или результаты. Объективная оценка требует создания заданий, которые отражают условия, в которых демонстрируются навыки и компетенции, то есть реальные жизненные ситуации, в которых используется данный навык или компетенция. Когда развивать креативное мышление

Креативное мышление помогает быстрее реагировать на задачи, умело выходить из сложных ситуаций, жить не по шаблону и генерировать классные идеи. Люди, обладающие креативным мышлением, умеют мыслить за рамками общепринятого и находить нестандартные решения для стандартных ситуаций.

Способность к творчеству напрямую связана с выработкой дофамина. Однако количество дофамина резко снижается в стрессовых ситуациях, например, когда предстоит важный тест, проблемы дома, при усталости или когда человек только что перенес острую респираторную инфекцию. В таких ситуациях нельзя ожидать от детей творческого подхода. Креативное мышление развивается в безопасной и спокойной обстановке, поэтому напряженный период перед ВПР или в конце четверти-точно не время для творческих уроков. Еще один важный момент-задания на креативность не должны оцениваться. Поскольку это отдельный вид деятельности, ненаправленный на получение знаний, вряд ли уместно ставить "два" или "пять"[7, c.4].

Литература

1. Глазунова М.А. и др. Интегрированный курс на основе ТРИЗ педагогики //

Педагогика. – 2002. – № 6.

2. Зиновкина М. К знаниям через творчество // Учитель. – 1999. – № 5.

3. Кузнецова В.В., Пыстина Л.А. Формирование талантливого мышления у дошкольников. – Саратов, 2001.

4. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1977.

5. Ширяева В.А. Теория сильного мышления – учебный курс по ТРИЗ для старшеклассников // Школьные технологии. –2001. – № 3.

6. Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач – ТРИЗ // Школьные технологии. – 2000. – № 5.

7. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации/авт.-сост. М.А.Пинская, А.М.Михайлова. – М.: Корпорация «Российский учебник», 2019. – 76 [4]с.