* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

Кросс-культурные особенности игровой деятельности

младших школьников

В период интеграции России в мировое сообщество, в сложных условиях нарастания этнических и религиозных конфликтов, а также усиления влияния глобальных проблем современного мира на все человечество, перед педагогической наукой и практикой остро встала проблема воспитания глобально-ориентированной личности уже на начальной ступени школьного образования. Одной из составляющих данной характеристики личности является ее кросс-культурная грамотность. Содержанием данного элемента характеристики современной глобально-ориентированной личности является развитие интереса и уважения к культурам разных народов нашей планеты. Следствием чего должна быть не только открытость другим культурам, умение вести «диалог культур», но также формирование национального самосознания и ценностных ориентаций, что предполагает соответствие международным стандартам образования, как гаранта цивилизованного развития нации в условиях современной ситуации.

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, обычаев, норм и символов, которые передаются из поколения в поколение. Она включает в себя язык, искусство, религию, традиции и другие аспекты жизни общества.

Е.А. Костина понимает кросс-культурное образование (поликультурное) как обучение и воспитание в единой образовательной среде граждан, являющихся представителями разных культур (наций). Под кросс-культурой, исходя из значения составляющих данное слово компонентов, автор подразумевает «пересечение культур». Соответственно, кросс-культурное образование трактуется как образование в толерантной поликультурной среде, где происходит целенаправленное изучение и учет особенностей взаимодействующих культур, носителями которых являются участники данного образовательного процесса.

Теоретический анализ и обобщение научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования игровой деятельности детей младшего школьного возраста свидетельствует о недостаточной разработанности вопроса социокультурной направленности игры как формы познания ребенком окружающего мира.

Организация уроков посредством игровой деятельности дает возможность ученикам проявить свой личностный потенциал, раскрыться, что также может стать основой для проявления любознательности и интереса. Игра содержит в себе большой смысл для детей исследуемого возраста. С.А. Шацкий, характеризуя важное значение игры, писал: «Игра – это особая детская лаборатория, имеющая аромат атмосферы юной жизни, без которой пора ее была бы безрезультатной для человека. В игре, этой интерпретации жизненных ситуаций, есть самый важный центр разумной школы детства».

Игра занимает важное место в образовательном процессе, так как не только способствует воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняет ряд важных функций:

стимулируют, развивают внимание, умственную деятельность учащихся и познавательный интерес к предмету;

тренируют память и помогают учащимся развивать речевые навыки;

помогают преодолевать пассивность учащихся [Магомедова].

В начальной школе игры применяются как способ эффективного достижения следующих результатов: расширение и закрепление речевых навыков, развитие представлений о числах, познавательной активности, памяти, мышления, а также развитие общего кругозора. Для достижения этих результатов необходима системность и последовательность использования игровых технологий и насыщение их разными играми [Алиева].

В контексте объекта исследования отметим, что существуют различные виды литературных игр, однако все их объединяет то, что любая литературная игра – это всегда игра с литературным текстом. С полноценным, осмысленным прозаическим или стихотворным текстом, а не с отдельными словами или грамматическими конструкциями.

В методическом аспекте литературные игры – это словесные, ролевые, драматические игры, построенные на литературном материале. Занятия с использованием литературных игр развивают память, воображение, фантазию, остроумие и находчивость учеников. С помощью литературных игр формируются такие качества, как самостоятельность, организованность, умение работать в коллективе, развиваются творческие способности [Оськин].

К литературным играм относятся викторины, литературные путешествия, конкурсы внимательных и начитанных, литературные аукционы, литературные загадки и шарады и т.д. Литературные игры делят на «ролевые» (перевоплощение в литературного героя) и «интеллектуальные» (в их основе лежит процесс «разгадывания» книги, ее автора, героев).

Современный курс литературы в начальной школе подразумевает то, что уроки литературного чтения должны помочь детям в развитии творческих способностей, эстетических, нравственных и ценностных ориентиров, гуманистических принципов.

Литературные игры помогают строить процесс учения с увлечением, вырабатывать потребность юного человека читать умные, интересные книги, вводить его в удивительный мир художественной литературы, формировать эстетический вкус читателей и развивать их творческую активность, обогащать словарный запас и совершенствовать грамматический строй речи.

Можно выделить следующие литературные игры, в которых можно использовать элементы кросс-культуры и использовать их на уроках литературного чтения для повышения показателей ценностных ориентаций младших школьников:

Игры-инсценировки,

импровизации

и игры театрализации.

Работа с ребусами на уроках литературы

.

Работа с

кроссвордами

на уроках литературы

.

Квест-технология. Веб-квест

.

Работа с

литературным

произведением (первичное прочтение и перечитывание текста, беседа по содержанию в целом

, задания по тексту

).

Игры-инсценировки и импровизациипо мотивам белорусских песенок и сказок. Это могут быть игры – хороводы, сопровождающиеся пением. Это могут быть игры – драматизации: песен. сказок. Действующие лица знают основной сюжетный стержень игры, характер своей роли, а сама игра развивается в виде импровизации; игры на преодоление этапов, когда определяются этапы, на каждом из которых выполняется определенная задача познавательного характера.

Работа с ребусами и кроссвордами на уроках литературы может включать отгадывание зашифрованных стран мира, их городов и достопримечательностей.

Работа с литературным произведением (здесь для формирования ценностных ориентаций целесообразно использовать отечественные литературные произведения, уже знакомые детям):

игра «Угадай автора». Задание – отгадать имена писателей по фактам их биографий.

– игра «Установи последовательность» (на примере произведения П.П. Бажова «Серебряное копытце»). Задание расположить эпизоды произведения в правильном порядке6

Серебряное копытце. 4

Поход в лес. 2

Сиротка. 1

В лесу без дела. 3

Мурёнка исчезла. 5

игра «Горячий стул». Задание определять героев произведения, ориентироваться в содержании художественного текста.

Правила игры: Обучающийся садится на стул перед классом спиной к доске.

Учитель или другой ученик пишет на доске имя какого-нибудь литературного героя.

Класс, не называя героя, характеризует его. Чем больше подсказок, тем сильнее «нагревается» стул. Отвечающий должен отгадать задуманного героя.

Например, загадывается Мартышка из басни И.А. Крылова «Мартышка и очки».

Ты героиня басни;

Ты героиня басни И. А. Крылова;

Ты к старости слаба глазами стала;

Ты достала себе с полдюжины очков и так далее…

игра «Бюро находок». Надо разыскать владельцев вещей, которые поступили в бюро находок. Например, определить, из какого произведения эти предметы.

- кошка (П.П. Бажова «Серебряное копытце»)

- кольцо (С.Т. Аксаков «Аленький цветочек)

- пружинка («Городок в табакерке» В.Ф. Одоевский)

- цветник (В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»);

игры-путешествия («По страницам любимых книг», «Строим музей сказок») Ролевые игры использую в 3-4 классах. Например, игра «В гости к Маленькому Принцу»», в ходе, которой обучающиеся на определенное время становятся путешественниками, «встречаются» с героями произведения);

Литературные аукционы («Кто больше назовет?..»)

Лото «Перепутанные страницы». В речь одного героя вставлены слова другого. Убрать их.

Пантомимой изобразить настроение героя (в какой-то момент его жизни).

Приём «А если бы…»

Приём «От имени одного героя рассказать о другом герое»

Приём «Ответь на вопрос героя» (Зачитывается вопрос, заданный героем произведения. А какой был ответ?)

– Литературная игра-путешествие по народным легендам (класс читает легенды разных народностей, класс делиться на две команды и затем учитель задает вопросы к легенде, каждая команда набирает баллы за правильные ответы)

В заключении стоит отметить, что игровая деятельность детей младшего школьного возраста является ведущей формой познания окружающего мира во всем многообразии форм его проявления, способствует развитию социальных и культурных ценностей, позволяющих сформировать активную гражданскую позицию и личностные качества, необходимые для понимания своего места и роли в обществе.