Сценарий открытого занятия по казачеству в старшей группе

«Кто такие казаки?»

Актуальность: Большое значение имеет привитие интереса у детей к коллекционированию и желанию собирать и добывать информацию о предметах старины (фотографии, игрушки, предметы быта и т.д.) совместно с педагогами и родителями. Данная работа способствует воспитанию гордости за героическое прошлое наших земляков-казаков, привития интереса к традициям и обрядам; развитию чувства коллективного творчества.

Форма проведения занятия: Посиделки.

Участники занятия: педагоги, дети.

Задачи:

Образовательные:

познакомить детей с

 

историей возникновения казачества;

учить отличать воинов-казаков по одежде;

ознакомить детей с героями-казаками.

Развивающие:

развивать творческий потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных с передачей художественных традиций.

развивать интерес к коллекционированию и желанию собирать предметы старины (фотографии, игрушки, предметы быта и т.д.);

формировать интерес к подлинным предметам старины и способности извлекать информацию из различных источников.

Воспитывающие:

воспитывать гордость за героическое прошлое казаков, интерес к родным традициям и обрядам;

развивать чувство коллективного творчества.

Материал: Зал оформлен в виде казачьего куреня. 

Атрибуты: иллюстративный материал для показа детям; музейные активы.

Ход занятия 

Хозяйка куреня (казачка): Здравствуйте, ребята! Я сегодня приглашаю вас в мой казачий курень – на посиделки. 

Сегодня поговорим о замечательном, героическом казачьем крае, о наших героях-казаках (показывает иллюстрации воинов разных стран в полном обмундировании)

– Как вы думаете, есть ли на этих иллюстрациях казак? Почему вы так думаете?

Ответы детей.

Хозяйка (показывает выбранную иллюстрацию с изображением казака в форме): Да, действительно, это казак! Казаки живут рядом с нами, среди нас; живут семьями. На одной из встреч в мини-музее, где гостями наших посиделок были ваши родители, бабушки и дедушки, мы узнали, что многие из вас казачата. Помните, с какими интересными старинными фотографиями и вещами, которые принадлежали вашим прабабушкам и прадедушкам мы с вами познакомились, многие из них стали экспонатами нашего мини-музея.

Так кто же такие казаки?

Казаки – вольные и смелые люди, которые жили по границам России и защищали её от врагов. Это сильные и уверенные в себе люди, они умели делать всё сами, что нужно для жизни

        -А вы бы хотели стать настоящими казаками и казачками?       (да)

- в казаки посвящал атаман. Кто такой атаман? (ответы детей)

Хозяйка: Давайте вспомним пословицы которые сочинил русский народ.

Дети:

1-й Казаки в бою не робеют – любого врага одолеют.

2-й Казаки дружбу соблюдают – коня в беде не бросают.

3-й Кто пули боится, тот в казаки не годится.

4-й Казак хват силой, удалью богат.

5-й Казачья смелость порушит любую крепость.

6-й  Не конь красит казака, а казак коня.

7-й Казак сам не съест, а коня накормит.

8-й Казак скорее умрёт, чем с родной земли сойдёт.

9-й Казак без песен, что виноградная лоза без граздьев.

10-й Казак без коня сирота.

Хозяйка: А теперь давайте поиграем

Русская народная игра «Плетень»

Дети строятся в две шеренги напротив друг друга, сцепив руки в положении крест на крест. По сигналу первая шеренга идет на встречу второй шеренге, которая стоит на месте, и кланяется ей. Затем отходит на первоначальные позиции. Тоже делает вторая шеренга. По сигналу дети начинают хаотично передвигаться по площадке, а затем присаживаются. По сигналу дети должны построиться в шеренги.) 
Выигрывает та команда, которая быстро и правильно построится.

Хозяйка: А теперь ответим на несколько вопросов

1. В каком возрасте детей впервые сажали на коня? (в один год, потом в 3 года)

2. Кто сажал на коня? (крестный отец)

3. Что приносили к изголовью мальчика? (ружье и лук, саблю и пистолет и пулю)

4. Что умел делать ребенок в 14 лет? (Он виртуозно джигитовал, рубил лозу шашкой)

Хозяйка: Правильно, ребята, мы можем очень хорошо подыграть, давайте встанем и все вместе дружно споём песню и подыграем себе на наших музыкальных инструмента.

- Кубань без песни, что виноградная лоза без грозди.

- Казачьи песни наши слушать - что мед ложкой кушать!

Давайте споем песню про несокрушимый дух казака.

Песня «Казачата» и игра в оркестре на шумовых инструментах.