Предмет: Окружающий мир Тема урока: Кто такие рыбы? Продолжительность: 1 урок (35 минут) Класс: 1класс УМК ?Школа России?. Технологии: Учебник ?Окружающий мир. 1 класс, часть 1? (А.А. Плешаков), Карточки с заданиями для парной работы (№ 1, № 2), Карточки для саморефлексии, Планируемые результаты: Предметные: - узнавать рыб на рисунке, - приводить примеры речных и морских рыб, - получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, - рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию, - отвечать на вопросы и оценивать свои знания. Метапредметные: Регулятивные: - овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления Познавательные: - освоить способы решения проблем творческого и поискового характера, овладеть логическими действиями: сравнения, анализа, классификации по признакам. Коммуникативные: - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. Личностные: - формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, учебник А.А.Плешакова ?Окружающий мир? 1 класс (1 часть), тетрадь ?Окружающий мир? 1 класс (1 часть), демонстрационный и раздаточный материал. Ожидаемый результат: Внешним результатом учебной деятельности на данном уроке является открытие нового знания и способность к его применению при решении учебной задачи (узнавать рыб на рисунке, приводить примеры речных и морских рыб, знать их строение). На внутреннем уровне результатом является развитие личности учащихся (мыслительных операций, мотивационной, эмоционально-волевой сферы, развитие коммуникативных умений, активности, самостоятельности, ответственности) Технологии, методы и приёмы, используемые на уроке: На уроке используется технология проблемно-диалогического обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активную самостоятельную деятельность учащихся по её разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Применяются активные методы обучения (по классификации И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина): проблемное изложение, частично-поисковый метод. На этапе введения применяются проблемные методы, которые проводят учеников через два звена научного творчества – постановку проблемы и поиск решения и направлены на организацию поисковой познавательной деятельности. На этапе воспроизведения предлагаются задания, позволяющие пройти ещё два творческих звена – выражение продукта и реализацию продукта. Таким образом, ученик осуществляет полный цикл творческой деятельности. Частично-поисковый метод позволяет приучить учащихся к самостоятельности мышления и творчеству. Для организации учебного процесса развивающего типа, использую исследовательский подход (обучение через ?открытие?) и коммуникативный подход (когда ученик становится автором какой-то точки зрения). На этапе актуализации знаний и постановки учебной задачи предлагаются задания на повторение изученного материала. При этом учитель задаёт проблему, играющую роль мотивации учебной деятельности. Ребята предлагают свои способы решения этой проблемы, выясняют в беседе, что им необходимо для решения проблемы, что они уже знают, а что им предстоит узнать. Знания, которые лежат в основе выполнения данных заданий, являются базовыми для изучения нового материала. На следующем этапе осуществляется открытие детьми нового знания в результате совместных действий учителя и учеников (система подводящих творческих заданий). Выдвигаются гипотезы, которые затем принимаются или отвергаются, выделяются существенные признаки понятия, устанавливаются связи с ранее изученным материалом. Новые знания, приобретенные в ходе совместного открытия, являются личностно значимыми и присваиваются учениками сразу же, без дополнительных усилий на запоминание. На этапе первичного закрепления используются задания, которые позволяют начать обучение способам применения. При этом в каждом задании формируется и отрабатывается важнейшее понятие или представление темы, а, кроме того, рассматривается один из многих способов его применения в жизни школьника. Последним предлагается задание частично-поискового и творческого характера, которое проводится по принципу "опережающей многолинейности". На этапе подведения итогов урока ученики участвуют в оценочно-рефлексивной деятельности. Каждый ученик задумывается о том, что у него хорошо получается, а что еще не получается и над чем он планирует работать на следующих уроках в плане самовоспитания, саморазвития и самообучения. Структура урока: Организационный момент. Постановка проблемного вопроса. Актуализация знаний и формулирование темы урока. Совместное открытие нового. Физкультминутка. Первичное закрепление (обучение способам применения) Практическая часть урока (начало формирования умений). Контроль усвоения . Домашнее задание. Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель урока: Познакомиться с признаками и разнообразием рыб. Расширить понятийную базу учащихся за счёт включения в неё новых элементов (знакомство с признаками и разнообразием рыб) и овладение материалом урока на уровне сознательного воспроизведения и запоминания. Задачи урока: Познакомить учащихся с понятием кто такие рыбы, с их внешним строением. Познакомить детей с признаками и разнообразием рыб. Расширить знания детей о рыбах пресных водоёмов и морей; Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения. Продолжать формирование элементов экологической культуры. Развивать монологическую речь учащихся через использование алгоритма ответа. Формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы. Развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности. Ход урока: Орг. момент. - Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами снова отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах. Что мы будем делать с вами, Чтоб природе стать друзьями? Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научиться наблюдать, Будем вместе развивать качество - внимательность, А поможет всё узнать Наша любознательность. - Я рада, что у всех нас прекрасное настроение, а это значит - можно отправляться в путь. Актуализация знаний и формулирование темы урока. - Наш друг Муравьишка Вопросик приготовил загадки. Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать. 1. На лугу живёт скрипач,?Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик) 2.Домовитая хозяйка?Пролетела над лужайкой,?Похлопочет над цветком -?Он поделится медком (Пчела) 3.Самого не видно, а песню слышно;?Летит, пищит, случай не упустит:?Сядет и укусит (Комар) 4.Отгадайте-ка, ребятки,Что за жук на нашей грядке:Не вредитель, жук любезный,Для растений он полезный.Тлей проворно поедает,Так растения спасает.Что за жук-черноголовка?Это - ...??(Божья коровка!) 5.У реки, над камышами,Вот с та-а-а-акущими глазами,Зависает вертолёт.Пассажиров не берёт!И пропеллер... И глаза... Да ведь это - ... (Стрекоза!) -Как можно назвать одним словом всех перечисленных животных? (Насекомые) - Кто такие насекомые? (Животные, у которых 6 ног). - Кто из вас встречал вчера или сегодня насекомых? Почему их нет? (Стало холодно, нет цветов) - А в какое время года насекомых много? (Весной и летом, потому что тепло) - Стрекоза долго кружилась над водой. - Кого же она могла увидеть? Отгадайте! 1. Плаваю под мостикомИ виляю хвостиком.По земле не хожу,Рот есть, да не говорю,Глаза есть — не мигаю,Крылья есть — не летаю. 2. В воде они живут, Нет клюва, А они ?клюют?. 3.Блещет в речке чистой Спинкой серебристой. Вильнет хвостом туда-сюда – И нет ее, и нет следа. 4. У родителей и деток Вся одежда из монеток. (Рыбы) 3.Постановка проблемного вопроса. - Муравьишка – Вопросик говорит, что живет в лесу и не знает, кто такие рыбы. -Давайте расскажем ему: по каким признакам можно отличить рыб от других животных? (Рыбы живут в воде, у большинства есть чешуя, есть плавники.) - Кто догадался, какая тема урока? (Кто такие рыбы?) - Ребята, а где могут жить рыбы? (в водоемах: реках, озерах, морях, океанах) - Как вы думаете, в любой ли воде могут жить рыбы? (нет, только в чистой) - А в какой воде им трудно будет жить и они могут погибнуть? (в грязной воде) - Что должен сделать человек, чтобы рыбы не гибли? (не загрязнять водоемы, не вылавливать редких рыб) - О чем нам нужно помнить? Вывод делают дети: Мы должны помнить, что нельзя загрязнять водоемы – реки, озера, моря, океаны. - Муравьишка Вопросик хотел бы знать: А могут ли рыбы жить на суше? - Как вы думаете? (Нет) - Кто согласен – поднимите руку! - А Муравьишка сомневается. Давайте докажем, что рыбы не могут жить на суше. - А для этого - давайте вместе с Муравьишкой рассмотрим рыбку в учебнике на с. 34 - Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает. - Под жаберной крышкой расположены жабры. - Как вы думаете, зачем рыбе нужны жабры? ( Жабры устроены так, что могут удерживать кислород. Они находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Обогащённая кислородом кровь доставляет его ко всем органам рыбы. Вода выходит наружу сквозь жаберные щели) - Так могут ли рыбы жить на суше? (Нет) - Что необходимо им для жизни? (ВОДА) -Почему? (Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь) - Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут? (Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде) - Молодцы! Физкультминутка Утром стрекоза проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – полетела. У реки остановилась, Над водою закружилась. Рыбки плавали, играли В чистой, светленькой воде. То нырнут, то вдруг всплывают, То зароются в песке. А сейчас – поработаем в парах: - Назовите части тела рыбы, которые у вас есть на столах. - Соберите рыбку вместе со своим соседом. (См. приложение 1) - У кого рыбка получилась – поднимите желтый смайлик! 4. Исследовательская работа. - Мудрая Черепаха приготовила загадку. О ком она? И у мамы, и у деток Вся одежда из монеток. (Рыбы). - Какое слово помогло догадаться, что это рыбы? (Монетки - чешуйки). - Тело рыбы покрыто чешуёй. Зачем она? (Чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой рыба почти не растёт – и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет) Практическая работа. - А сейчас возьмите листочки с силуэтом рыбы и простым карандашом попробуйте нарисовать рыбке чешую. (См. приложение 2) - У кого получилось – поднимите желтый смайлик! - Молодцы! Знакомство с речными и морскими рыбами. - Давайте ещё раз вспомним, в каких водоемах могут жить рыбы? (В реках, морях и океанах) - Одни могут жить только в пресной воде – в озерах, прудах, речках. - А другие выбирают соленую воду в морях и океанах. -Муравьишка желает проверить, знаете ли вы рыб? - Я сейчас буду загадывать вам загадки, а вы отгадывать. 1. Под водою проплыла Рыба с пастью, как пила. Всех пугала эта злюка. Кто она, скажите? (Щука) 2. До чего ж его иголки Велики и очень колки. Что за рыба, словно еж? Догадались? Это...? (ёрш) 3. Он всем рыбам говорил: - Я к зиме зароюсь в ил, Буду спать в нем до весны И смотреть цветные сны. Я не хрюшка, ил – не грязь, А зовут меня…(карась) 4. На дворе зима ли, осень, В глубине родной реки Мы тельняшки гордо носим, Как лихие моряки. (Окуни.) 5.На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом) У сома в отличие от других рыб тело не покрыто чешуёй, оно голое. Его защищает толстая кожа. - По сравнению с другими нашими рыбами - сом великан. Это хищник. - Сом - неповоротливый, ленивый. Гоняться за добычей не любит, предпочитает хитрить. Затаится на дне и ждёт добычу. Может лягушку съесть, утёнка или гусёнка за лапку схватить и утащить под воду. -Как вы думаете, где обитают все эти рыбы? (в реке) -Итак, все названные рыбы – речные. Постараемся их запомнить. - Ребята, а на берегу какой реки расположен наш город? (на реке Волге) - Значит, каких рыб мы можем встретить в водах реки Волги? (речных) - Кроме перечисленных рыб, в Волге водится Стерлядь - рыба, которая занесена в Красную книгу. -Кто знает, что это значит? (Показать ребятам том ?Красной книги? - про рыб) - Стерлядь находится под охраной государства, ее ловля запрещена. -А теперь опустимся на дно моря. - Проверим, знаете ли вы морских обитателей? - Я сейчас буду загадывать вам загадки, а вы отгадывать. 1.Блещет в море чистом Спинкой серебристой. (Сельдь) 2. Я в пятнах вся такая,Но рыба не речная.Я хищница морская,Скажи, кто я такая? (Треска) 3.Зубы в пасти в три ряда.Это целая беда.Этот хищник знаменит,Тем, что он - морской бандит. (Акула) 4. Мой брат в тельняшке, но - в реке, Я – в море, без тельняшки. Мой красный цвет пугает всех. Я - хищник настоящий! (Морской Окунь) 5. Вот так рыба – просто чудо! Очень плоская, как блюдо. Оба глаза на спине, И живёт на самом дне. Очень странные дела. Эта рыба … (Камбала). Ляжет камбала на песчаное дно - и не видно ее. Однажды проделали опыт: положили ее в банку, раскрашенную полосками, оставили. Приходят через какое-то время, а рыба вся полосатая, словно кусочек занавески в банке забыли. Про нее много можно интересного рассказать. У камбалы – крошки два глаза, как у всех рыб, по обеим сторонам головы. Малек камбалы похож на обычную рыбку, только на дно ложится боком: одним глазом смотрит вверх, а другим вниз, на дно. Постепенно тот глаз, что смотрит на дно, начинает перебираться на верхнюю сторону и скоро оказывается рядом с первым. - Повторим, где обитают эти рыбы? (В море) - А что вы узнали об этих рыбах? (Среди этих рыб есть хищники – акула, треска, морской окунь) - Акулы - отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантская акула – самые большие рыбы. - Это морские рыбы. Постараемся запомнить этих рыб. Работа в рабочей тетради стр.24. - А сейчас мы с вами поработаем в рабочих тетрадях. Открываем рабочую тетрадь на стр.24 №1 ДОПОЛНИТЕЛЬНО -Как вы думаете, только ли в природных водоемах (реках, морях, океанах) могут жить рыбы? (нет) -А где ещё могут жить рыбы? - Отгадайте загадку! Посмотрите, дом стоит.До краев водой налит,Без окошек, но не мрачный,С четырех сторон прозрачный.В этом домике жильцы Все умелые пловцы. (АКВАРИУМ - от латинского слова АКВА - вода) -Посмотрите, какие разнообразные рыбки могут жить в аквариуме - это гуппи, гурами, петушки, золотые рыбки. - В аквариуме можно наблюдать рыбок не выходя из дома. -А у кого дома есть аквариум? -Какие рыбки живут в вашем аквариуме? -Дома рассмотрите рыбок. К следующему уроку подготовьте сообщение о своих рыбках. - Опишите их внешний вид, расскажите о правилах ухода за рыбками. Подготовьте об этом сообщение. Нарисуйте своих рыбок. 7. Итог урока. - На какой вопрос мы отвечали сегодня на уроке? (Кто такие рыбы? Как их отличить от других животных?) - Так кто такие рыбы? (Рыбы - это животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста, тело их покрыто чешуёй) - В каких водоемах могут жить рыбы? (в реках, морях, океанах) -Какие части рыб вы запомнили? - Каких речных рыб запомнили? - Каких морских рыб запомнили? - Какие правила поведения у водоема должны помнить люди, чтобы рыбы могли жить в воде? (не загрязнять водоем) -Вы очень хорошо работали. Молодцы! 8. Домашнее задание: - В рабочей тетради научиться рисовать рыбку. Р.т.стр.24 №2 - Сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на уроке. 9.Самооценка. - Возьмите карточки смайликов с разной мимикой и оцените свою работу на уроке Желтый смайлик: если вы хорошо запомнили названия рыб, их строение и основные признаки Зеленый смайлик: если вы запомнили названия рыб, их строение и основные признаки, но вам еще нужна помощь. Красный смайлик: если на уроке вы ничего не запомнили, и вам было трудно. Приложение 1. Приложение 2. Приложение №3.
Кто такие рыбы?