Предмет: Окружающий мир

Тема урока:    Кто такие рыбы?
  
Продолжительность: 1 урок  (35 минут)
Класс:  1класс  УМК ?Школа России?.
  Технологии: 
Учебник ?Окружающий мир. 1 класс, часть 1? (А.А. Плешаков), 
Карточки с заданиями для парной работы (№ 1, № 2), 
Карточки для саморефлексии,
Планируемые результаты:
Предметные:
- узнавать рыб на рисунке,
- приводить примеры речных и морских рыб,
- получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять,
- рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию,
- отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные:
Регулятивные:
- овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления
Познавательные:
- освоить способы решения проблем творческого и поискового характера, овладеть логическими действиями: сравнения, анализа, классификации по признакам.
Коммуникативные:
- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, учебник А.А.Плешакова ?Окружающий мир? 1 класс (1 часть),  тетрадь ?Окружающий мир? 1 класс (1 часть), демонстрационный и  раздаточный материал.
Ожидаемый результат: Внешним результатом учебной деятельности на данном уроке является открытие нового знания и способность к его применению при решении учебной задачи (узнавать рыб на рисунке, приводить примеры речных и морских рыб, знать их строение).
На внутреннем уровне результатом является развитие личности учащихся (мыслительных операций, мотивационной, эмоционально-волевой сферы, развитие коммуникативных умений, активности, самостоятельности, ответственности)
Технологии, методы и приёмы, используемые на уроке:
На  уроке используется технология проблемно-диалогического обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активную самостоятельную деятельность  учащихся по её разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. 
 Применяются активные методы обучения (по классификации И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина): проблемное изложение, частично-поисковый метод. На этапе введения применяются проблемные методы, которые проводят учеников через два звена научного творчества – постановку проблемы и поиск решения и направлены на организацию поисковой познавательной деятельности. На этапе воспроизведения предлагаются задания, позволяющие пройти ещё два творческих звена – выражение продукта и реализацию продукта. Таким образом, ученик осуществляет полный цикл творческой деятельности. Частично-поисковый метод позволяет приучить учащихся к самостоятельности мышления и творчеству.
Для организации учебного процесса развивающего типа, использую исследовательский подход (обучение через ?открытие?) и коммуникативный подход (когда ученик становится автором какой-то точки зрения).
На этапе актуализации знаний и постановки учебной задачи предлагаются задания на повторение изученного материала. При этом учитель задаёт проблему, играющую роль мотивации учебной деятельности. Ребята предлагают свои способы решения этой проблемы, выясняют в беседе, что им необходимо для решения проблемы, что они уже знают, а что им предстоит узнать.  Знания, которые лежат в основе выполнения данных заданий, являются базовыми для изучения нового материала. 
На следующем этапе осуществляется открытие детьми нового знания в результате совместных действий учителя и учеников (система подводящих творческих заданий). Выдвигаются гипотезы, которые затем принимаются или отвергаются, выделяются существенные признаки понятия, устанавливаются связи с ранее изученным материалом. Новые знания, приобретенные в ходе совместного открытия, являются личностно значимыми и присваиваются учениками сразу же, без дополнительных усилий на запоминание.
На этапе первичного закрепления используются задания, которые позволяют начать обучение способам применения. При этом в каждом задании формируется и отрабатывается важнейшее понятие или представление темы, а, кроме того, рассматривается один из многих способов его применения в жизни школьника. 
Последним предлагается задание частично-поискового и творческого характера, которое проводится по принципу "опережающей многолинейности". 
На этапе подведения итогов урока ученики участвуют в оценочно-рефлексивной деятельности. Каждый ученик задумывается о том, что у него хорошо получается, а что еще не получается и над чем он планирует работать на следующих уроках в плане самовоспитания, саморазвития и самообучения.
Структура урока: 
Организационный момент.
Постановка проблемного вопроса.
Актуализация знаний и формулирование темы урока.
Совместное открытие нового.
Физкультминутка.
Первичное закрепление (обучение способам применения)
Практическая часть урока (начало формирования умений).
Контроль усвоения .
Домашнее задание. 
 Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель урока:  Познакомиться с признаками и разнообразием рыб.  Расширить понятийную базу учащихся за счёт включения в неё новых элементов (знакомство с признаками и разнообразием рыб) и овладение  материалом урока  на уровне сознательного воспроизведения и запоминания. 

Задачи урока:
Познакомить учащихся с  понятием кто такие рыбы, с их внешним строением. 
Познакомить детей с  признаками и разнообразием рыб.
Расширить знания детей о рыбах пресных водоёмов и морей;
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения. 
 Продолжать формирование элементов экологической культуры.
Развивать монологическую речь учащихся через использование алгоритма ответа.
Формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы.
Развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности.
Ход урока:
Орг. момент. 
- Здравствуйте, ребята.  Сегодня на уроке мы с вами снова отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах.  
Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями?

Чтоб природе другом стать, 
Тайны все её узнать, 
Все загадки разгадать, 
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество - внимательность,
 А поможет всё узнать
Наша любознательность.

- Я рада, что у всех нас  прекрасное настроение, а это значит - можно  отправляться в путь.

Актуализация знаний и формулирование темы урока.

- Наш друг Муравьишка Вопросик приготовил загадки.  Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать.

1.  На лугу живёт скрипач,?Носит фрак и ходит вскачь.  (Кузнечик)

2.Домовитая хозяйка?Пролетела над лужайкой,?Похлопочет над цветком -?Он поделится медком (Пчела)

3.Самого не видно, а песню слышно;?Летит, пищит, случай не упустит:?Сядет и укусит (Комар)


4.Отгадайте-ка, ребятки,Что за жук на нашей грядке:Не вредитель, жук любезный,Для растений он полезный.Тлей проворно поедает,Так растения спасает.Что за жук-черноголовка?Это - ...??(Божья коровка!) 

5.У реки, над камышами,Вот с та-а-а-акущими глазами,Зависает вертолёт.Пассажиров не берёт!И пропеллер... И глаза...
Да ведь это - ...      (Стрекоза!)

-Как можно назвать одним словом всех перечисленных животных? (Насекомые)
- Кто такие насекомые? (Животные, у которых 6  ног).
- Кто из вас встречал вчера  или сегодня насекомых? Почему  их нет? (Стало холодно, нет цветов)
- А в какое время года насекомых много? (Весной и летом, потому что тепло)
- Стрекоза долго кружилась над водой.
- Кого же она могла увидеть? Отгадайте!

1.  Плаваю под мостикомИ виляю хвостиком.По земле не хожу,Рот есть, да не говорю,Глаза есть — не мигаю,Крылья есть — не летаю. 

2.  В воде они живут,
Нет клюва,
А они ?клюют?.  

3.Блещет в речке чистой 
Спинкой серебристой. 
Вильнет хвостом туда-сюда –
И нет ее, и нет следа. 

 4. У родителей и деток
Вся одежда из монеток.    (Рыбы)

3.Постановка проблемного вопроса.  

- Муравьишка – Вопросик говорит, что живет в лесу и не знает, кто такие рыбы. 

-Давайте расскажем ему: по каким признакам можно отличить рыб от других животных? (Рыбы живут в воде, у большинства есть чешуя, есть плавники.)
- Кто догадался, какая тема урока? (Кто такие рыбы?)

  - Ребята, а где могут жить рыбы? (в водоемах: реках, озерах, морях, океанах)
- Как вы думаете, в любой ли воде могут жить рыбы? (нет, только в чистой)
- А в какой воде им трудно будет жить и они могут погибнуть? (в грязной воде)
- Что должен сделать человек, чтобы рыбы не гибли? (не загрязнять водоемы, не вылавливать редких рыб)
- О чем нам нужно помнить?
Вывод делают дети: Мы должны помнить, что нельзя загрязнять водоемы – реки, озера, моря, океаны.
  
 - Муравьишка Вопросик хотел бы знать:  А могут ли рыбы жить на суше?
- Как вы думаете? (Нет)
- Кто согласен – поднимите руку! 
- А Муравьишка сомневается. Давайте  докажем, что рыбы не могут жить на суше.
- А для этого  - давайте вместе с Муравьишкой рассмотрим   рыбку в учебнике на с. 34  

  - Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.
 
- Под жаберной крышкой расположены жабры. 
- Как вы думаете, зачем рыбе нужны жабры? ( Жабры устроены так, что могут удерживать кислород. Они находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь.  Обогащённая кислородом кровь доставляет его ко всем органам рыбы. Вода выходит наружу сквозь жаберные щели)

- Так  могут ли рыбы жить на суше? (Нет)
- Что необходимо им для жизни?  (ВОДА)
-Почему? (Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь)
 - Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут? 
(Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде)            -  Молодцы!

Физкультминутка

Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
Рыбки плавали, играли
В чистой, светленькой воде.
То нырнут, то вдруг всплывают,
То зароются в песке. 

А сейчас – поработаем  в парах:
- Назовите  части тела рыбы, которые у вас есть на столах.
- Соберите рыбку вместе со своим соседом. (См. приложение 1)
- У кого рыбка получилась – поднимите желтый смайлик!



 4. Исследовательская  работа.

 - Мудрая Черепаха приготовила загадку. О ком она?
И у мамы, и у деток
Вся одежда из монеток.   (Рыбы).
- Какое   слово помогло догадаться, что это рыбы?  (Монетки - чешуйки).
- Тело рыбы покрыто чешуёй.  Зачем она? 
(Чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой рыба почти не растёт – и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет)

Практическая работа.
- А сейчас  возьмите листочки с силуэтом рыбы и простым карандашом попробуйте нарисовать  рыбке чешую. (См. приложение 2)
- У кого   получилось – поднимите желтый смайлик!
-  Молодцы!

 
 Знакомство с речными и морскими рыбами.
 
-  Давайте ещё раз вспомним, в каких водоемах могут жить рыбы? (В реках, морях и океанах)
- Одни могут жить  только в пресной воде – в озерах, прудах, речках. 
-  А другие  выбирают соленую воду в морях и океанах.
-Муравьишка желает проверить, знаете ли вы рыб?
  - Я сейчас буду загадывать вам загадки, а вы  отгадывать.    
1. Под водою проплыла
Рыба с пастью, как пила.
Всех пугала эта злюка.
Кто она, скажите?   (Щука)  

2. До чего ж его иголки
Велики и очень колки.
Что за рыба, словно еж?
Догадались? Это...?  (ёрш)

3. Он всем рыбам говорил:
 - Я к зиме зароюсь в ил,
  Буду спать в нем до весны
  И смотреть цветные сны.
  Я не хрюшка, ил – не грязь,
  А зовут меня…(карась)

4. На дворе зима ли, осень,
В глубине родной реки
Мы тельняшки гордо носим,
Как лихие моряки. (Окуни.)
5.На дне, где тихо и темно,  лежит усатое бревно. (Сом)
 У сома в отличие от других рыб тело не покрыто чешуёй, оно голое. Его защищает толстая кожа. 
  - По сравнению с другими нашими рыбами - сом великан.  Это хищник.
- Сом - неповоротливый, ленивый. Гоняться за добычей не любит, предпочитает хитрить. Затаится на дне и ждёт добычу. Может лягушку съесть, утёнка или гусёнка за лапку схватить и утащить под воду.

-Как вы думаете, где обитают все эти рыбы?  (в реке)
-Итак, все названные рыбы – речные. Постараемся их запомнить.
- Ребята, а на берегу какой реки расположен наш город? (на  реке Волге)
- Значит, каких рыб мы можем встретить в водах реки Волги? (речных) 
- Кроме перечисленных рыб, в Волге водится Стерлядь - рыба, которая занесена в Красную книгу.
-Кто знает, что это значит? (Показать ребятам том ?Красной книги? -  про рыб)
 -  Стерлядь находится под охраной государства, ее ловля запрещена.
-А теперь опустимся на дно моря.  
- Проверим, знаете ли вы морских обитателей?
 - Я сейчас буду загадывать вам загадки, а вы  отгадывать.    

1.Блещет в море чистом  Спинкой серебристой. (Сельдь)

2. Я в пятнах вся такая,Но рыба не речная.Я хищница морская,Скажи, кто я такая? (Треска)

3.Зубы в пасти в три ряда.Это целая беда.Этот хищник знаменит,Тем, что он - морской бандит. (Акула)

4. Мой брат в тельняшке,  но -   в реке,  
Я – в море,  без тельняшки.
Мой красный цвет пугает всех.
Я - хищник настоящий!  (Морской Окунь)

5. Вот так рыба – просто чудо! 
 Очень плоская, как блюдо.
 Оба глаза на спине,
 И живёт на самом дне.
 Очень странные дела.
  Эта рыба  … (Камбала).   
 
Ляжет камбала на песчаное дно - и не видно ее. Однажды проделали опыт: положили ее в банку, раскрашенную полосками, оставили. Приходят через какое-то время, а рыба вся полосатая, словно кусочек занавески в банке забыли.
Про нее много можно интересного рассказать. У камбалы – крошки два глаза, как у всех рыб, по обеим сторонам головы. Малек камбалы похож на обычную рыбку, только на дно ложится боком: одним глазом смотрит вверх, а другим вниз, на дно. Постепенно тот глаз, что смотрит на дно, начинает перебираться на верхнюю сторону и скоро оказывается рядом с первым.
    
  - Повторим, где обитают эти рыбы? (В море) 
- А что вы узнали об этих рыбах? (Среди этих рыб есть хищники – акула, треска, морской окунь)
- Акулы - отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантская акула – самые большие рыбы.

- Это морские  рыбы. Постараемся  запомнить этих рыб.

Работа в рабочей тетради стр.24.
 - А сейчас мы с вами поработаем в рабочих тетрадях. Открываем рабочую тетрадь на стр.24 №1

ДОПОЛНИТЕЛЬНО
-Как вы думаете, только ли в природных водоемах (реках, морях, океанах) могут жить рыбы? (нет)
-А где ещё могут жить рыбы?  - Отгадайте загадку!

Посмотрите, дом стоит.До краев водой налит,Без окошек, но не мрачный,С четырех сторон прозрачный.В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.   

(АКВАРИУМ - от латинского слова АКВА - вода)
 -Посмотрите, какие разнообразные рыбки могут жить в аквариуме - это гуппи, гурами, петушки, золотые рыбки.
-  В аквариуме можно наблюдать рыбок не выходя из дома.
-А у кого дома есть аквариум? 
-Какие рыбки живут в вашем аквариуме?
-Дома рассмотрите рыбок. К следующему уроку подготовьте  сообщение о своих рыбках.   
 - Опишите их  внешний вид, расскажите о правилах  ухода за рыбками. Подготовьте об этом сообщение.  Нарисуйте своих рыбок.

7. Итог урока.
- На какой вопрос мы отвечали сегодня  на уроке? (Кто такие рыбы? Как их отличить от других животных?)
  - Так кто такие рыбы?  
(Рыбы - это животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста,  тело их покрыто чешуёй)
- В каких водоемах могут жить рыбы? (в   реках, морях, океанах)
-Какие части рыб вы запомнили?
- Каких речных  рыб запомнили?
- Каких  морских рыб запомнили?    

- Какие правила поведения у водоема должны помнить  люди, чтобы рыбы могли жить в воде?  (не загрязнять водоем)
 -Вы очень хорошо работали. Молодцы!

8. Домашнее задание: 
- В рабочей тетради научиться рисовать рыбку. Р.т.стр.24 №2
 
- Сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на уроке.
9.Самооценка. 
- Возьмите карточки смайликов с разной мимикой и оцените свою работу на уроке


Желтый смайлик: если вы хорошо запомнили названия рыб, их строение и основные признаки  
 Зеленый смайлик:  если вы запомнили названия рыб, их строение и основные признаки, но вам еще нужна помощь.
Красный смайлик: если на уроке вы ничего не запомнили, и вам было трудно.













































Приложение 1.

Приложение 2. 

Приложение №3.