КУКЛА КАК ЧАСТЬ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Цель: Пробудить познавательный интерес к народным традициям, духовным ценностям народа нашей страны.

Задачи:

Показать многообразие, красоту и самобытность народных кукол.

Воспитывать уважение к культуре народа.

Развивать творческие способности учащихся.

Дать представление о кукле как о предмете для обучения детей в крестьянской семье. Установить наличие в облике куклы региональных черт, отметить особенности выбора материалов для её изготовления

Направление развития учащихся Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Вид художественной деятельности Работа на плоскости.

Тип урока: урок изучения нового материала,

Вид урока: урок с использованием ИКТ-лекции, творческая работа.

Оборудование и программное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор.

Материал и оборудование:

1.карандаш, фломастер, гуашь и тонкая кисть.

2. Презентация.

3. Русские народные мелодии.

4. Ткань, нитки, тесьма, лента, вата, ножницы.

Межпредметные связи: технология, литературное чтение, русский язык, история, музыка.

Художественные материалы и инструменты графические материалы: Ожидаемые результаты:

Обучающиеся научатся:

• воспринимать народную куклу как часть культуры: средство обучения и воспитания, оберег и обрядовый предмет;

• проводить коллективное исследование, связанное с изучением традиций детских игр в семьях учащихся;

• создавать проект-рисунок куклы (игрушки).

Обучающиеся получат возможность научиться:

• отмечать наличие в облике куклы региональных черт;

• работать со схемами по изготовлению игрушки;

• создавать художественный образ игрушки, характерной для определённого региона (особенности формы, цвета, элементы ко

Планируемые результаты:

1.Личностные результаты:

-осуществлять ценностную оценку и мотивацию к деятельности;

-осуществлять совместную практическую деятельность;

-анализировать свою деятельность;

-умение слушать учителя.

2.Предметные результаты:

-понимать предметную задачу урока и стремиться её выполнить;

-осваивать способы работы в линейной графике;

-применять полученные знания и умения в практической деятельности.

Метапредметные результаты

1.Регулятивные УУД:

-определять с помощью учителя тему урока и собственную цель;

-выявлять собственные затруднения;

-находить способы выхода из затруднений;

-организовывать свою деятельность;

-контролировать и анализировать собственную деятельность.

2.Познавательные УУД:

-искать подходящую информацию для достижения поставленной учебной проблемы;

-конструировать новое знание;

-применять знание на практике;

-излагать свое мнение;

-способность делать простейшие обобщения и выводы самостоятельно.

3.Коммуникативные УУД:

-умение вести познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделие;

-уметь слышать товарища, не перебивать его;

-уметь отстаивать свою позицию.

Методы и формы обучения: рассказ, объяснительно- иллюстративный, практический, выставка; индивидуальная, фронтальная.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

1.Организационный момент.

1. Приветствие

2. Проверка явки учащихся

3. Проверка готовности учащихся к уроку

Добрый день, мой хороший 5 класс!

Мне приятно видеть Вас!

Встаньте ровно, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь!

Молодцы, теперь садитесь!

Я надеюсь, что знания полученные сегодня на уроке, пригодятся вам в будущем!

Желаю хорошего настроения и удачи на уроке!

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Ребята! Я загадаю вам загадку. Отгадка и будет основной темой нашего урока.

Загадка.

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно. (Кукла)

Учитель: правильно, это кукла. Но не простая кукла, купленная в магазине. Как вы думаете у ваших пра-пра-пра-пра бабушек и дедушек были игрушки?

А из какого материала они были выполнены? Ответы детей.

2. Вступительная часть.

Среди огромного разнообразия игрушек самой у девочек любимой была и остаётся кукла.

Сегодня интерес к народной традиционной кукле необычайно велик. Ведь народная традиционная кукла является прекрасной альтернативой современным пластиковым игрушкам. Сделанная из натуральных материалов собственными руками или руками родных людей, она значительно теплее и добрее, чем купленная пластмассовая.

3.Изучение нового материала.

Первые игрушки появились вместе с человеком. Во время раскопок археологи находили примитивных кукол.

Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. С древних времен, играя с самодельными куклами, дети приучались к труду, учились шить, варить кашу, вышивать, прясть, ткать, осваивать кузнечное дело и даже защищать Родину.

В разных губерниях куклы отличались формами, материалом, из которого они изготавливались имели свои названия и секреты изготовления.

В производстве игрушек Сергиева Посада куклы составляли самостоятельную отрасль. В работе использовался большой набор материалов. Для отделки применялись цветная бумага, птичьи перья, лоскут, мех, кожа, бронзовый порошок. Самые дешевые сорта кукол выполнялись «на клею», т.е. одежда наклеивалась на фигурку и уже не снималась с неё. Их маленькие хрупкие фигурки собраны на шарнирах из тоненьких, как косточки, токарных и резных деталей. Более дорогих кукол с головками из папье-маше, мастики или фарфора одевали в клееную и отчасти сшитую одежду. Наряд же дорогих кукол требовал немалого искусств – мастерицы умели кроить, шить, вышивать и работать с бисером.

Кукол «моховиков» или «лесовиков» делали в деревнях Вятской, Вологодской, Костромской губерний. Это как бы изображение лесных человечков. Их туловище скручено из сухого мха, руки сделаны из еловых шишек, ноги – из деревянных палочек. Фигурки «моховиков» с призрачными восковыми лицами-масками казались загадочными, сказочными. Мастер старательно воспроизводит атрибуты одежды и снаряжения лесовиков. На мужчинах надеты шляпы с полями из древесной коры, на бабах – платки из цветных лоскутков ткани. В руках палки-посохи или берестяные лукошки для ягод. За мочальные пояса заткнуты топорики, за спиной – вязанки дров прутьев.

Куклы из соломы напоминают о снопах на скошенном хлебном поле. Крестьянки часто брали с собой на полевые работы детей, а чтобы их позабавить, быстро вязали им кукол из соломенных жгутов. Куклу наряжали в цветастый фартучек и яркие ленты, повязывали пестрым платочком или одевали соломенную шляпку, как у городской барышни. Из соломы делали и мужичков.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Виды кукол.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Игровые куклы

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

Зайчик на пальчик куколка, которая делалась специально для трехлетнего ребенка, чтобы у него был всегда собеседник и друг в играх. Зайчик одевался на пальчик и всегда был рядом с ребенком. Тогда и родители могли спокойно оставить ребенка одного и не бояться что ему будет страшно или одиноко в доме.

Девка-баба в народе называют ее Перевертыш, Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол, потому что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется.

Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом.

Кукла – мамка подобно матрешке, была многодетной. Если развязать ее пояс, то в ваших руках окажутся сразу пять куколок-младенцев.

 

 

Куклы-обереги

Кукла Берегиня – это традиционные славянские куклы-обереги. Главная задача куклы заключалась в защите от напастей, она должна была оберегать всех домочадцев от болезней и злых духов. Она сопровождала наших предков на протяжении всей жизни.

Крупеничка (или Зернушка) – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность. При сборе урожая эту куклу заполняли гречишным зерном или пшеницей, наряжали и бережно хранили в красном углу. Славяне верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным.

Кукла День-Ночь -это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (День), а другая — из синей (Ночь). Днем выставляли вперед светлую, а ночью — темную. Куклы связаны одной ниточкой и представляют собой единую цельную композицию.

 

Обрядовые куклы

Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.

Кукла Коляда -это символ тепла, солнца и добрых отношений в семье. Делалась эта кукла на праздник Коляды (с 7 по 19 января). А использовалась эта кукла на Рождественских колядках.

Кукла представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Веселые ряженые ходили по домам и колядовали, держа в руках эту куклу, и пели от ее имени.

Свадебные куклы «Неразлучники» - это мужская и женская фигурки с одной общей рукой. Этих кукол делали родственники со стороны невесты, иногда свекровь, дружки. Хранили всю жизнь за иконой или возле иконы.

4. Рассказ учащихся о народных умельцах.

5Самостоятельная работа учащихся.

Создать эскиз куклы (игрушки), с которой будет играть ребенок через 50 лет. Придумать ей форму, название, костюм.

6. Итог урока

 

 

Конспект нетрадиционного урока (мастер-класс)

по предмету «Изобразительное искусство»

на тему «Народная кукла»

5 класс

Урок (или несколько уроков) может быть проведён в рамках изучения предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе по программе Б. М. Неменского в разделе 1 «Древние корни народного искусства» (урок 8(8) «Народные праздничные обряды»), в разделе 2 «Связь времён в народном искусстве» (урок 1(9) «Древние образы в современных народных игрушках»), в разделе 4 « Декоративное искусство в современном мире» (урок 3(31) «Ты сам – мастер декоративно–прикладного искусства. (Русская тряпичная кукла)».

Тип урока: комбинированный.

Цель: Пробудить познавательный интерес к народным традициям, духовным ценностям народа нашей страны. Изготовить куклу Филипповку.

Задачи:

1. Образовательные

Ознакомление с куклами наших бабушек, показ многообразия, красоты и самобытности народных кукол. Закрепление знаний о тряпичных куклах и приёмах их изготовления. Совершенствование умения работать с технологической инструкционной картой.

2. Воспитательные

Воспитание уважения к культуре народа. Изучая обычаи, обряды народа, развитие кругозора обучающихся через ознакомление с символикой и атрибутикой обряда. Воспитание бережливости, аккуратности, усидчивости, настойчивости в достижении цели, чувства уважения к родному народу и его традициям.

3. Развивающие

Развитие творческих способностей и мыслительных операций обучающихся, навыков подбора материала для изготовления куклы. Стимулирование самостоятельного творчества.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Методы ведения занятия: беседа, рассказ-объяснение с презентацией, показ наглядностей, демонстрация трудового приема, самостоятельная работа учащихся.

Дидактическое обеспечение: образцы кукол, инструкционные карты.

Оборудование: компьютер, проектор

Межпредметне связи: изобразительное искусство, история, литература.

Ключевые слова: тряпичная кукла, кукла-закрутка, игровая кукла, обереговая кукла, обрядовая кукла.

Оформление в классе: выставка “Народная кукла”.

Звуковой ряд:

MP3 серия «Великие исполнители России XX века». Лучшие классические произведения. Лучшие народные песни. Лучшие романсы. Изд.: ООО «РМГ

Рекордз

», 2006

«Золотое кольцо» Н.

Кадышева

«Русская песня» Н. Бабкина

Л. Зыкина, народные песни

Материалы для работы: Лоскут ткани ≈ 20x20 – белого цвета (ткани все х\б), разноцветные кусочки ткани, тесьма, кружева, нитки белого цвета х/б, нитки-мулине красного цвета.

План урока:

1.Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2.Вступительная часть. Актуализация. Тема, цель.

3.Изучение нового материала: а) из истории кукол; б) виды кукол; в) отделка куклы.

4.Объяснение задания (практическая часть): работа с инструкционными картами

5.Самостоятельная работа: индивидуальная и фронтальная работа с обучающимися.

6.Итог урока: а) демонстрация, обсуждение работ; б) вывод по уроку; в) оценивание работ; г) домашнее задание.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

2. Вступительная часть.

Среди огромного разнообразия игрушек самой любимой была и остаётся кукла.

– А что вы знаете о кукле? (Ответы учащихся)

Актуализация. ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИИ

- Сегодня интерес к народной традиционной кукле необычайно велик. Ведь народная традиционная кукла является прекрасной альтернативой современным пластиковым игрушкам. Сделанная из натуральных материалов собственными руками или руками родных людей, она значительно теплее и добрее, чем купленная пластмассовая. Нам следует сохранять свою многовековую традицию создания куклы. И понятен интерес к традиционной кукле, которая приятна на ощупь, мягкая, с ней так приятно засыпать./ В арт-терапии возникло даже такое направление, как куклотерапия./ И это неудивительно.

3.Изучение нового материала:

ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ «НАРОДНЫЕ КУКЛЫ»

ИЗ ИСТОРИИ КУКОЛ

- Первые игрушки появились вместе с человеком. Во время раскопок археологи находили примитивных кукол. Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Много обрядов на Руси проходило с помощью специально сделанных кукол. Используя кукол в обрядах, люди просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья. Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий.

Обрядовых кукол почитали и ставили в красный угол. Они имели ритуальное значение. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям.

В большинстве случаев кукла – это образ женщины. Это указывает на то, что кукла является зримым образом Богини Лады, проводником ее силы – силы любви, гармонии, мудрости, поэтому прямую связь с куклой имеет женщина – хранительница силы и берегиня. Но и мужчины умели делать кукол, хорошо в них разбирались и пользовались этими кукламиенщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге. Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка. Считалось, чем красивее будет Кукла, которую обязана была сделать женщина, родив ребенка, и, и чем больше будет присутствовать в этой кукле красных ниток, тем красивее и здоровее будет ее ребенок. Так же считали, что до четырех лет нельзя давать в руки ребенка ничего холодного — ни железа, ни глины. Чтобы не застудить душу. А в руках у детей постоянно были «теплые» куклы — из ткани или дерева.

Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.

Также кукла являлась проводником силы рода. К куклам относились очень бережно, передавая от матери к дочери, от бабушки к внучке. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы, как дар рода. В каждом роду сохранялись свои особенности, приемы изготовления кукол. В приданом девушки обязательно были и её собственные куклы. Каждая девушка должна была уметь делать этот оберег. К изготовлению обереговой куклы относились так же ответственно, как и к вышивке свадебного рушника. Когда девушка выходила замуж, то в дом к мужу она перевозила сундук с куклами. А принимал эти куклы свекор, ведь девушка переходила в его род.

Кукла представлялась посредником между живыми и теми, кто отошел в вечность, или теми, кто еще не родился. Она считалась воплощением души предков, защитницей от злых чар.

ВИДЫ КУКОЛ

Куклы были и есть незаменимыми помощниками в повседневной жизни. Их изготавливали с разной целью. Существовали куклы на все случаи жизни - пожелания богатства, подружки дарили друг другу особую куклу, болящему дарили куклу Травницу, а на свадьбу молодым дарили куклу Неразлучники. Куклой можно было признаться в любви.

В связи с этим можно выделить несколько видов кукол.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые.

Куколкой – оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой – нибудь напасти. Ее брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись злом, повернись добром».

Куклы-обереги встречаются и в русских народных сказках. Помните, когда мама Василисы Прекрасной умирала, она дала дочке куколку, велела кормить и беречь её. Куколка давала Василисе хорошие советы, делала трудную работу, спасла от Бабы – Яги. Это сказка, конечно, но она отражает верования наши предков: в куклы-обереги вселяются души умерших, чтобы помогать живым.

Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц.

4.Объяснение задания (практическая часть):

27 ноября (14 ноября) - церковный праздник День Апостола Филиппа. В этот день начинался Филипповский или Рождественский пост. На посиделках, по окончании полевых работ, перед тем как вплотную заняться рукоделием зимними днями и вечерами, отдавая дань непростому женскому труду, выполняли обрядовую куклу Филипповку. Её дарили хозяйке для помощи во всех делах. Филипповка - многорукий оберег, кукла покровительница женских ремесел. Считалось, что он оберегает женские руки от усталости, травм, а также облегчает и скрашивает женский труд и превращает его в удовольствие. Филипповка – особа очень шустрая, и благодаря своим ручкам гребет все подряд, что только может в хозяйстве пригодиться. Помогает женщине справляться с множеством дел, распределять свои силы, чтобы в доме были чистота, порядок, уют и лад. Дарилась молодой хозяйке, чтобы спорой была, во всем управлялась, все дела ладились.

Это баба-большуха, домоуправительница, которая до тонкостей знает, что нужно сделать и как распределить работу, чтобы ничего не упустить - что главное, а что второстепенное. Она умеет делать всё, и для нее любая домашняя работа - не трудовая повинность, а привилегия и удовольствие. Она заведует накоплением-распределением семейных денег и всех припасов, поэтому в узелке-лакомнике у нее - зерно и денежка. У такой хозяйки в доме всегда порядок, а сама она - не усталая, не больная, не замотанная, а спокойная и гордая результатами своего труда.

Кукла "десятиручка" помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли.

Традиционная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.

Кукла делалась из нескольких квадратных кусков ткани. Отрывались (не отрезались!) эти тканевые квадраты преимущественно от юбки или передника матери. В качестве волос использовался хороший нечесаный лен.

 

 

 

 

ДЕМОНСТРАЦИЯ ТРУДОВОГО ПРИЕМА

Объяснение по инструкционной карте. Демонстрация последовательности выполнения куклы.

Для изготовления туловища куклы берем небольшую плотную ткань размером примерно 20х20 см. Скатываем. Складываем пополам, формируем голову, стараясь, чтобы лицо было без складок, и перевязываем (красной нитью) на уровне шеи.

Далее делаем руки. Берём три или пять одинаковых по размеру кусочков ткани. Противоположные, свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук и лишнюю ткань сворачиваем внутрь рукава, убирая края в середину. С края отмеряем размеры ладошки куклы и перетягиваем ткань красной ниткой. Вот и руки готовы. Пары рук складываем крестообразно. Вкладываем руки и красной нитью перевязываем на уровне талии, не отрывая нити, перевязываем куклу крестообразно, сначала через одно плечо, потом через другое. Завязываем узел, нить отрываем.

На талии закрепить прямоугольник ткани – фартук и узелок-

лакомник

. Голову повязать платком. У девушки платочек завязывается спереди, у женщин сзади. Завязывается так, чтобы злые духи не пробрались под платок.

Вот куколка и готова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДЕСЯТИРУЧКА. Инструкционная карта «Изготовление куклы Филипповка».




5.Самостоятельная работа: индивидуальная и фронтальная работа с обучающимися.

(Обход рабочих мест. Контроль за правильностью за выполнения работы. Самоконтроль.)

- Для изготовления куклы необходимо было знать множество нюансов.

Основные правила изготовления народной куклы.

Перед тем, как делать куклу, успокойтесь, сосредоточьтесь на своей работе. Не должно быть никаких негативных мыслей. Лучше всего читать заговор, песню петь, говорить вслух или думать о том, для какой цели делается куколка.

Например, делая «Десятиручку», обычно приговаривают: «Делаю тебя, чтобы во всех делах успевать и делать их хорошо. Эту ручку верчу, чтобы в доме моем всегда порядок, уют и мир были. Эту ручку верчу, чтобы …и т.д. и т.п.» текст наговора может быть любым, ведущим Вас к заданной цели.

Традиционно куклу делали «в подоле» на коленках, а не на столе. Стол – это общее пространство, а колени только Ваше. На столе пускай лежит ткань, нитки и инструменты, а кукла только в подоле.

Ткань для куклы должны быть только натуральной: лен, хлопок, шерсть. Ни в коем случае не трикотаж (!). Традиционное переплетение нитей – основа и уток крест-накрест. С ткани обязательно удаляются кромки (если из новой ткани) и старые швы-подрубки (если из старых вещей). Раньше куклы делались из крепких кусочков отслужившей свой срок одежды. То есть для личного использования приветствуется изготовление кукол из того, что носили или использовали в обиходе (скатерти, постельное) семьей. Куклу на подарок наоборот, делайте только из новой ткани, или старых тряпочек того, для кого Вы эту куклу делаете.

Ткань, из которой делается кукла, не режется и не шьется. Для того чтобы жизнь была «не резаная и не колотая». Ткань на кусочки рвется руками. В крайнем случае (если очень

толстая

), надсекается по краю ножницами, а потом все равно рвется. Тело куклы не шьется, а завязывается (исключение: только мешочек для

крупенички-зерновцшки

сшивается сбоку). Но можно шить и одежду на нее юбки,

фартушки

, головные уборы, рубахи. Также одежду можно украсить тесьмой, кружевом и вышивкой. Нитка, которой завязываете куклу, так же не режется, а рвется.

«Если завязываешь – завязывай три раза». Число три для славян магическое. Поэтому все, что Вы на кукле завязываете, должно быть обкручено ниткой (не менее чем) в три оборота и на три узла завязано. Кукла, должна быть скручена и завязана прочно и надежно. Это еще и обеспечивает ее неуязвимость против всяких негативных проявлений.

Кукла должна быть сделана аккуратно и плотно. Вата (в идеале – льняная кудель) в голове, должна быть свернута упорядоченно. Тело должно быть плотное и прочное. Если, что-то в кукле не получилось, разваливается – лучше разобрать и переделать заново. Не должно быть расходящихся концов и торчащих ниток. После завязывания каждой детали, кукла обязательно осматривается и, при необходимости, поддергивается, правится, заворачивается внутрь, заправляются торчащие нитки.

А еще имеет значение день недели, не делали кукол в женские дни (среда, пятница, суббота).

- Есть такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде. В старину верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда рядом с ним и в играх, и во сне.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое.

-Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись

-Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы.

6.Итог урока

ДЕМОНСТРАЦИЯ, ОБСУЖДЕНИЕ РАБОТ

В конце урока создаётся выставка изделий и оценивание оформления кукол-берегинь. Отмечаются интересные решения в оформлении куклы.

ВЫВОД ПО УРОКУ

Итак, куклы возникли в глубокой древности, они служили обрядовым символом. Им приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Традиционные куклы-закрутки, стригушки – неотъемлемая часть нашей культуры. Делается кукла быстро, из самых доступных материалов. Образы могут быть придуманы прямо во время игры.

ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТ

– Вы все молодцы и заслужили отличные оценки.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Расспросить своих мам, бабушек, прабабушек о куклах в которые они играли в детстве, из чего они были сделаны и кто их делал, к каким праздникам были изготовлены эти куклы. Воспоминания обязательно записать и принести на следующее занятие.

- Сейчас, пожалуйста, уберите свои рабочие места.