Тема. «Культура здоровья как фактор формирования
здоровьесберегающей среды»
Здоровье - не всё, но всё без здоровья – ничто.
Сократ
Прежде чем говорить о культуре здоровья, я попрошу вас представить такой образ: тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не умеющие плавать. Впереди – огромный водопад. Течение потихоньку уносит детей, они этого не замечают и неожиданно оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть. А мы, взрослые, стоим внизу протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны находиться наверху, рядом с детьми и учить их плавать.
Если перенести данную метафору в область здоровья, то река – это образ жизни, дети - это наши ученики, взрослые – это мы – учителя и наша общая задача – научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней, всячески помогая в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.
В законе РФ “Об образовании” сказано: “ Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся”. Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед образовательными учреждениями, является сохранение и укрепление здоровья детей. Сейчас как никогда важно помнить о влиянии школы на здоровье учащихся, о её возможностях организовать качественное развитие, воспитание и обучение детей без ущерба для их здоровья. В последнее время наблюдается усиленное внимание к проблемам создания здоровьесберегающей среды, проектированию здоровьесберегающего пространства и собственно формирование культуры здоровья у участников образовательного процесса.
Проблема создания культуры здоровья рассматриваются в педагогике достаточно давно, их исследовали как зарубежные, так и отечественные педагоги, такие как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ф.В. Дистервег, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский и многие другие.
Здоровье по определению Всемирной организации здравоохранения это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Каждому хочется быть умным, сильным, красивым, здоровым.
Факторы, отрицательно влияющих на здоровье школьников, можно отметить следующие:
ограниченность двигательной активности обучающихся (гиподинамия);
нарушения физиолого-гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса;
отсутствие планомерной и целенаправленной работы по профилактике вредных для здоровья привычек (
табакокурение
, потребление алкоголя, наркотиков, игровой,
Интернет-зависимости
и других девиаций);
увеличение объёма учебных нагрузок
на
обучающегося, ведущая к переутомлению, стрессам;
распространённость новых видов зависимостей (компьютерная, интернет, игровая и др.), отрицательно сказывающихся на здоровье обучающихся;
недостаточный уровень компетентности педагогов, родителей в вопросах
здоровьесб
ерегающего
образования.
Культура здоровья (в образовательном процессе) – это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования.
Культура здоровья каждого человека формируется на основании следующих компонентов: познавательного, эмоционального, волевого и коммуникативного.
Познавательный - познавательная деятельность личности (насколько сам человек понимает «культуру здоровья»)
Эмоциональный отражает уровень физического и социального благополучия, качество и удовлетворенность жизнью.
Коммуникативный отражает адекватность взаимодействия человека с другими людьми и с окружающим миром.
Волевой компонент, мотивация для формирования высокой культуры здоровья.
К элементам, определяющим культуру здоровья можно отнести:
организация и проведение урока с учетом
здоровьесберегающих
элементов и технологий;
социальное здоровье учащихся;
здоровье учителя;
благоприятный эмоциональный микроклимат в коллективе.
Важно ещё раз подчеркнуть, что культуру здоровья необходимо формировать в детском возрасте, а затем укреплять в течение всей жизни.
Задача школы – научить детей самим заботиться о своём здоровье, сформировать установки на поддержание здорового образа жизни.
Здоровьесберегающее пространство в школе-интернате включает следующие составляющие:
медицинскую службу (медицинское обследование, профилактическая работа по ЗОЖ);
профилактику гиподинамии (динамические паузы, спортив
ные часы
);
внеклассную физкультурно – оздоровительную работу, общешкольные и классные мероприятия по формированию понимания ценности здоровья, ЗОЖ;
организацию питания детей;
выполнение СанПиНов;
работу с родителями;
контроль за перегрузками.
Не менее важным условием образовательной среды для сохранения здоровья ребенка является:
благоприятный эмоциональный настрой (доброжелательность учителя, юмор);
строгое соблюдение режима школьных занятий (урок – перемена, каникулы, нагрузка);
построение урока с учетом динамичности детей, их работоспособности, использование ТСО и средств наглядности;
обязательное выполнение гигиенических требований (свежий воздух, адекватная температура, световое, цветовое оформление т.п.).
В целом в начальном звене школы-интерната сложился системный подход к сохранению и укреплению здоровья детей, организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Однако любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет совершенствоваться, обновляться.
Основы, способствующие сохранению здоровья учащихся, заложены в учебном материале, например, на уроках «Мир природы и человека». Основными задачами предмета является формирование представлений о гигиене, правильном образе жизни, основы здорового питания, профилактика простудных заболеваний и т.д.
Большую роль в сохранении здоровья школьников играет и умелая организация физкультурно-оздоровительной работы в школе. Слайд 9, 10 Среди различных форм физкультурно-оздоровительных мероприятий особое место отводится проведению уроков здоровья, весёлые старты. Слайд 11. В начальном блоке традиционными стали проведение спортивных мероприятий. Медработником школы-интерната проводится профилактическая работа по профилактике простудных заболеваний и беседы, направленные на формирование здорового образа жизни. Ведётся информационно-консультативная работа для родителей: информация о результатах диспансеризаций и дополнительных медицинских исследований. Проводятся беседы для родителей по вопросам здорового образа жизни.
Также послеобеденное время учащиеся посещают бассейн.
Среди всех других возможностей оздоровительной работы в учебном процессе большое значение имеют физические упражнения. Ещё в древности великий философ Аристотель утверждал, что: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».
Физкультурные минутки. Это кратковременные перерывы на занятиях (на 8 – 20-й минутах занятия). Занимают 1 – 3 минуты для проведения физических упражнений, связанных с длительной статической позой детей. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушения осанки. Виды физкультминуток: упражнения для снятия общего утомления; упражнения для кистей рук (пальчиковая гимнастика); гимнастика для глаз; упражнения на осанку; дыхательная гимнастика (например, на уроках чтения используем дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой.
Немаловажную роль в здоровьесбережении учащихся играет санитарно-гигиеническое состояние класса, его освещенность, своевременное проветривание, оснащенность, влажная уборка. Сейчас, в связи с пандемией большое внимание уделяем дезинфицированию класса, используем рециркуляторы для бактерицидной обработки воздуха.
Уделяем большое внимание и личной гигиене обучающихся, приучаем детей регулярно и добросовестно мыть руки с мылом.
Нужно быть реалистами: школу невозможно изменить в одночасье. В то же время важно оставаться оптимистами и настойчиво воплощать те задачи, которые поставлены перед учебными заведениями. Для решения проблемы охраны и укрепления здоровья школьников мало определиться с методиками обучения, необходимо создать условия, в которых эти методики будут осуществляться. Следуя прописной истине, что здоровые дети учатся лучше, можно провести аналогию: здоровые учителя лучше учат.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.