Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 38»
Согласовано:
Старший воспитатель
________Е.Е.Бойченко
28.08.2023г.
Рабочая программа
практико-экспериментального кружка
«лаборатория почемучек»
по реализации дополнительной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ
«Детский сад общеразвивающего вида № 38»
на 2023-2024 учебный год
для детей общеразвивающей направленности 6-7 лет
(подготовительная группа)
Составитель программы:
Тришкина О.Л., воспитатель
г. Майкоп, 2023г.
СОДЕРЖАНИЕ
То, что я услышал, я забыл
То, что я увидел, я помню
То, что я сделал, я знаю
Пояснительная записка
Данная программа направлена на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 6- 7 лет. Направленность программы: по содержанию является научно- познавательной, по функциональному назначению – кружковой.
Программа разработана с учетом требований ФГОС ДО к структуре примерной общеобразовательной программы дошкольного образования« ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», авторы: Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, предусматривает использование в педагогическом процессе поисково-исследовательской деятельности, на основе парциальной программы О.В.Дыбина «Ребенок в мире поиска» и методических пособий:
О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»
С.Н.Николаева «Ознакомление дошкольников с наживой природой»
Л.Н.Прохорова «Организация экспериментальной деятельности»
Н.А.Рыжова «Маленький исследователь в детском саду»
А.И.Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в саду»
Актуальность программы в том, в основе ее лежит метод обучения дошкольников – экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива их проведения распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Роль педагога возрастает, он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов, направлять рассуждения в правильное русло.
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Дети по своей природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать. Исследовательское поведение дошкольника – главный источник для получения представлений о мире. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становиться преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ КРУЖКА:
Способствовать развитию познавательной активности дошкольников, любознательности к самостоятельному познанию и мышлению у детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности.
Для достижения поставленной задачи определила ряд задач:
Развивать интерес, инициативность, любознательность и познавательный интерес детей в процессе элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности, решать проблемные ситуации, выполнять творческие задания;
Обучать приемам сравнения, анализа, обобщения и классификации;
Развивать познавательные умения (задавать вопросы поискового характера, выдвигать гипотезы, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);
Расширять представления о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира;
Учить фиксировать результаты исследований;
Формировать опыт выполнения техники безопасности при проведении экспериментов;
Воспитывать стремление к самостоятельной познавательной активности. Умение взаимодействовать со сверстниками.
Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
Формировать умение работать поэтапно, соблюдая правила безопасности;
Самостоятельно пользоваться приборами – помощниками при проведении игр-экспериментов. Оборудованием для детского экспериментирования;
Фиксировать результаты опытов, экспериментов, наблюдений, используя графические символы;
Создавать условия для самостоятельного установления связей между системами объектов и явлений с применением различных средств;
Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации по имеющимся условиям и цели деятельности;
Содействовать активному проявлению стремления к преобразованию, творчески подходить к решению конструктивных задач, самостоятельно придумывать и осуществлять оригинальные замыслы;
Развивать социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий
Ожидаемые результаты:
Сформировано положительный интерес к играм-экспериментам, улучшение речевого развития.
Расширяются представления о физических явлениях и физических свойствах предметов окружающего мира.
Сформированы простейшие навыки работы с оборудованием ля детского экспериментирования.
Дети принимают активное участие в совместной деятельности с взрослым, и в самостоятельном познании мира.
Развиты такие личностные качества как: ответственность, уверенность в своих силах, самостоятельность, доброжелательное отношение друг к другу, умение работать вместе
Сроки реализации программы: 1 год
Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания: более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным – работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе кружка дети усваивают причины возникновения звука, свойства воды, представления о плывучести предметов, свойства воздуха, свойства глины, способности магнита притягивать предметы, причину возникновения солнечных зайчиков, свойствами стекла, свойствами металла, свойствами резины, свойствами пластмассы.
Образовательная деятельность по программе «Лаборатория Почемучек» состоит из организационной, теоретической и практической, причем большее количество времени занимает практическая деятельность.
Основными формами организации детского экспериментирования являются: наблюдения, экскурсии, игровые, сюжетные, занятия с использованием опытно – экспериментальной деятельности, с использованием мультимедийного сопровождения, проекты.
Формы занятий: по количеству детей – фронтальные, индивидуальные, по особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей – занятии – опыты, лабораторные работы (деятельность в мини-лаборатории), по дидактическим целям – занятия по углублению знаний, практические занятия, занятия по систематизации и обобщению знаний, интегрированные занятия.
Методы и приемы:
эвристические беседы;
постановка и решение вопросов проблемного характера;
наблюдения;
моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
опыты;
фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
подражание голосам и звукам природы;
использование художественного слова;
дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
поручения, действия.
Организационно-методическое обеспечение программы.
Программа рассчитана:
На 8 календарных месяцев, для детей 6-7 лет;
Состоит из 26-28 занятий, в каждом из которых свои цели и задачи;
Продолжительность одно занятия составляет 25-30 в подготовительной группе.
Оснащение мини-лаборатории:
Место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. д.)
Место для приборов.
Место для выращивания растений.
Место для хранения материала (бросового и природного).
Место для проведения опытов.
Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода», или емкость для воды, песка, мелких камней и т. п.).
Приборы и оборудование:
Лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные), магниты, термометры, бинокли, веревки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, щетки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвертки, винтики, терки, клей, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, колесики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, металл), мельницы.
Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
Материалы: а) природные (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы дерева, крупа и т. п.); б) бросовые (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т. п.).
Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельченный пенопласт)
Правила безопасности жизнедеятельности детей
1. Работа под наблюдением взрослого.
2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
3. Грязными руками не трогать глаза.
4. Не брать руки в рот.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
1-2-я неделя сентября
Мониторинг
3-я неделя сентября
«Куда прячутся корни?»
Установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми функциями и факторами внешней среды.
Два растения в горшках с поддоном, модель зависимости растений от факторов внешней среды.
Взрослый предлагает полить два растения по-разному? Циперус- в поддон, герань- по корешок. Через некоторое время дети обращают внимание, что в поддоне появились корешки циперуса. Затем рассматривают герань и выясняют, почему в поддоне у герани не появились корешки( корни не появились, так как они тянуться за водой; у герани влага в горшке, а не в поддоне).
4-я неделя сентября
«Много- мало»
Выявить взаимосвязь количества испаряемой жидкости от размера листьев.
Три растения: одно-с крупными листьями, второе-с обычными, третье- кактус; целлофановые пакетики, нитки.
Взрослый предлагает выяснить почему растения с крупными листьями необходимо поливать чаще, чем с мелкими. Дети выбирают растения с разными по величине листьями, проводят опыт, используя незаконченную модель зависимости размера листьев и количества выделяемой воды (отсутствует изображение символа –много, мало воды). Дети выполняют следующие действия: надевают пакетики на листья, закрепляют; наблюдают за изменениями в течении суток; сравнивают количество испаряемой жидкости. Результаты оформляют в виде модели зависимости растений от факторов внешней среды (чем крупнее листья, тем больше влаги они испаряют и тем чаще их надо поливать), достраивают модель изображения нужно символа
1-я неделя октября
«Живые комочки»
Определить, как преобразовались первые живые организмы.
Емкость с водой, пипетка, растительное масло.
Взрослый обсуждает с детьми, могли ли на Земле сразу появиться все живые организмы, которые живут сейчас. Дети объясняют, что из ничего не может появиться сразу ни растение, ни животное, предполагают, какими могли быть первые живые организмы, наблюдая за единичными масляными пятнашками в воде. Дети вращают, покачивают емкость, рассматривают, что происходит с пятнышками ( они объединяются ). Делают вывод: возможно, так объединяются и живые организмы.
2-я неделя октября
«Чем нюхает червяк?»
Понимать, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям
Земляные черви, бумажные салфетки, ватный шарик, пахучая жидкость, лупа.
Дети рассматривают червяка через лупу, выясняют особенности его строения (гибкое членистое тело, оболочка, отростки, с помощью которых он передвигается); определяют, есть ли у него обоняние. Для этого смачивают вату пахучей жидкостью, подносят к разным частям тела и делают вывод: червяк чувствует всем телом.
3-я неделя октября
«Заплесневелый хлеб»
Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.
Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа.
Дети знают, что хлеб может портиться – на нем начинают расти мельчайшие организмы (плесневелые грибки). Составляют алгоритм опыта, помещают хлеб в разные условия: а)в теплое место, в полиэтиленовый пакет; б) в холодное место; в) в теплое сухое место, без полиэтиленового пакета. Проводят наблюдение в течении нескольких дней, рассматривают результаты через лупу, зарисовывают ( во влажных теплых условиях –первый вариант – появилась плесень; в сухих или холодных условиях плесень не образуется). Дети рассказывают, как люди научились дома сохранять хлебопродукты (хранят в холодильнике, сушат из хлеба сухари).
4-я неделя октября
«Фильтрование воды».
Познакомиться с процессом очистки воды разными способами.
Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.
Взрослый предлагает детям замутить воду крахмалом, а затем очистить ее. Вместе с детьми выясняет, как сделать разные очистительные устройства – фильтры по алгоритму (из песка, тряпочки, промокательной бумаги). Дети изготавливают фильтры и проверяют их действие; выясняют, какой фильтр лучше очищает воду 9промокательная бумага).
1-я неделя ноября
«Замерзание жидкостей».
Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.
Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом.
Дети рассматривают жидкости, определяют различия и общие свойства жидкостей (текучесть, способность принимать форму сосудов). Затем приготавливают раствор соленой воды по алгоритму, заливают соленый раствор и обычную воду в формочки, ставят на длительное время в холод. Затем вносят формочки, рассматривают, определяют, какие жидкости замерзли, а какие нет. Дети делают вывод: одни жидкости замерзают быстрее, другие медленнее; устанавливать зависимость температуры замерзания жидкости от ее плотности.
2-неделя ноября
«Реактивный шарик»
Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
Воздушные шары.
Дети с помощью взрослого надувает воздушный шар, отпускает его и обращает внимание на траекторию и длительность его полета. Выясняет, что для того, чтобы шарик летел, надо его больше надуть: воздух, вырываясь из «горлышка», заставляет двигаться шарик в противоположную сторону. Взрослый рассказывает детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.
3-я неделя ноября
«Свечка в банке».
Выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становиться меньше), что для горения нужен кислород. Познакомиться со способами тушения огня.
Свеча, банка, бутылка с обрезанным дном.
Взрослый предлагает детям выяснить, как модно погасить свечку (пламя), не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. Вместе со взрослым проводят опыт: зажигают свечу, накрывают ее банкой, наблюдают до тех пор, пока свеча не погаснет. Взрослый подводит детей к вывод о том, что для горения нужен кислород, который при этом превращается в углекислый газ. Поэтому когда доступ кислорода к огню прекращается, огонь гаснет. Люди это используют для тушения пожарах (вода при высокой температуре превращается в пар и препятствует доступу кислорода). Дети называют и другой вариант тушения пламени – засыпать пламя песком, землей ( тогда кислород не будет поступать и пламя погаснет).
4-я неделя ноября
«Фокус «сухим из воды».
Продемонстрировать существование атмосферного давления, то, что воздух при остывании занимает меньший объем (сжимается).
Тарелка с водой, покрывающей дно, монета, стакан.
Взрослый предлагает детям вынуть монету из воды (поднять ее ср дна) не намочив пальцы. Дети называют разные способы, проверяют их. Взрослый предлагает провести опыт по алгоритму: зажечь внутри стакана бумажку или прогреть его кипятком и, когда воздух нагреется, опрокинуть стакан на тарелку рядом с монетой. Через некоторое время бумага под стаканом погаснет, воздух начнет остывать, а вода постепенно втянется стаканом, обнажив дно тарелки. Когда монета обсохнет, ее можно взять не намочив пальцы. Дети объясняют причину: воздух сначала нагрелся в стакане и расширился, как все нагретые тела; его избыток вышел из стакана. Когда же он начал остывать, его уже стало недостаточно, воздух снаружи начал давить на воду сильнее, чем в стакане. Таким образом, под давлением наружного воздуха (воздушного давления) вода втянулась под стакан.