* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Balloon Text {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;}

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе

«Лаборатория правильного питания: здоровая и вредная пища».

Цели: формирование установок на здоровый образ жизни; помочь ребёнку задуматься о необходимости быть здоровым; развивать интерес к экспериментальной деятельности, вызвать желание самим провести несложный опыт, что можно проводить опыты и экспериментирования с самыми обычными предметами, которые окружают нас в повседневной жизни,

Задачи экспериментальной деятельности:

1. Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека, через опытную деятельность.

2. Развивать у детей умения пользоваться приборами - помощниками при проведении экспериментов.

3. Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.

4. Развивать у детей умственные и мыслительные способности: анализ, сравнение, выводы.

Вступительная часть:

Гимнастика для глаз.

Поведи глазами влево незаметно, невзначай.

Кто с тобою рядом слева громко, быстро отвечай?

А теперь глазами вправо ты внимательно смотри.

Кто с тобою рядом справа тихо-тихо говори.

А теперь посмотрим вверх - там высокий потолок.

А сейчас прикроем веки и посмотрим на носок.

Воспитатель загадывает загадку

- Если б не было его не сказал бы ничего (рот).

Воспитатель - Для чего нужен рот? (ответы детей). Мы сейчас превратимся в исследователей и будем изучать своё тело, а именно пищеварительную систему. Что это за система такая? Вслушайтесь внимательно- ПИЩЕ—ВАРЕНИЕ. Значит что делает? Варит пищу.

Воспитатель Зачем человек ест?

Воспитатель: Правильно, чтобы ходить, бегать, прыгать, дышать, смеяться. Работать, чтобы жить.

Без еды человек может прожить 30-40 дней.

За всю свою жизнь человек съедает примерно 50 тонн продуктов. Это примерно грузовой вагон.

Пища должна быть не только полезной, но и красиво выглядеть, это повышает аппетит.

Принимать пищу необходимо в одно и тоже время- это способствует её лучшему усвоению. А вы, ребята, принимаете пищу в одно и тоже время, по режиму? ( ответы детей утром - завтрак, днём - обед и т.д.)

Воспитатель а какая пища полезна для человека? (ответы детей)

Самая полезная пища та, что не приносит вред организму человека.

Полезно есть овощи и фрукты, молочные продукты, мясо, рыбу. В этих продуктах много полезных веществ и витаминов, которые помогают нашему организму.

Я предлагаю вам сыграть в игру «Полезный совет – вредный совет»,. Готовы?

Вам, мальчишки и девчушки, приготовила частушки.

Если мой совет хороший вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет вы потопайте – нет, нет!

Жир, белки и углеводы соблюдать должны баланс.

Регулярное питание – и здоровье высший класс!

Это правильный совет? (да, да, да)

Не грызите лист капустный, он совсем, совсем невкусный,

Лучше ешьте шоколад, вафли, сахар, мармелад,

Это правильный совет (нет, нет, нет)

Утром Маша варит кашу, а Сережа ест омлет.

Будешь есть омлет и кашу – будешь сильным как атлет!

Это правильный совет? (да, да, да)

На меня напал гастрит. Говорит, держись, бандит!

Будешь «колу», «спрайты» пить, будешь ты со мной дружить.

Это правильный совет? (нет, нет, нет)

Мойте руки, ешьте чаще понемножку, до шести,

Ничего болеть не будет, будем умными расти!

Если мой совет хороший вы похлопайте в ладоши.

Зубы вы почистили и идите спать, захватите булочку

Сладкую в кровать. Это правильный совет? (нет, нет, нет)

Сухофрукты, мед, орехи нам заменят шоколад

И малыш будет здоровым и родитель будет рад!

Это правильный совет? (да, да, да)

Воспитатель А давайте поиграем в игру «полезная и вредная еда». Для начала вам надо разделиться на две команды. Перед вами животики (коробочки с наклеенными смайликами)- один грустный, потому что ел только вредную пищу и поэтому заболел, а второй весёлый, потому что питался здоровой, полезной едой и у него ничего не болит. Попробуйте догадаться какую пищу ел животик.? ( Ответы детей)

(Из общего набора продуктов (чипсы, сухарики, бутылочка с газводой, конфеты, фрукты , овощи (можно муляжи), пакетики с крупами, и т.д.) дети должны выбрать и собрать в свои коробочки «вредную» и «полезную» еду)

Первая команда будет наполнять весёлый животик, а вторая грустный. (эстафета). Обсуждение результатов.

Воспитатель скажите, а что вы недавно кушали?(ответы) А куда делась пища, которую вы ели? Что с ней произошло? На самом деле она лежит в животике как в сундучке. С ней произошли чудесные превращения. Рассказать какие? Так  давайте отправимся открывать тайну исчезновения пищи.

(подводим детей к плакату «пищеварительная система»)

А что ещё есть во рту? Зубы. Они работают как жернова и перемалывают всю пищу, которая попадает к нам в рот. Это очень важная работа. Ведь если еда будет плохо прожёвана, она может повредить пищевод и желудок, которые очень трудно лечить. Желудок над такой пищей  трудится дольше, а значит меньше отдыхает и начинает болеть. Желудок похож на мешок. Этот мешок у каждого человека расположен под рёбрами. Потрогайте его рукой. Нашли свой желудок? И вот наша пища попала в желудок. Когда мы голодны он как спущенный воздушный шарик. Попадёт в него еда- желудок чуть растянется и наконец превратится в целую пещеру наполненную едой. (На примере воздушного шара показать как желудок наполняется и сокращается, переваривая пищу.) В желудке есть специальная жидкость- желудочный сок. Этот сок постепенно пропитывает пищу и растворяет её. Когда еда в желудок попадает хорошо пережёванная желудку легче с ней справиться. Вот поэтому всегда нужно тщательно всё пережёвывать. Желудок начинает работать. Он своими стенками мнет, растирает и перемешивает пропитанную соком пищу, будто бы варит её. Вот поэтому этот процесс и называется пищеварением.

А что бы узнать как работает наш желудок мы должны перейти в лабораторию правильного питания.

- Ребята, мы в лаборатории правильного питания.
(Воспитатель и дети подходят к столу, на котором лежат два воздушных шарика, емкость с водой и тарелочка с сухим хлебом).
Ребята, давайте представим, что воздушный шарик это наш желудок. А для чего нужен желудок?
(Ответы детей)
В желудке пища переваривается.
(Воспитатель берет один шарик и кладет туда кусочки сухого хлеба). 

Когда мы употребляем сухую пищу, наш желудок выглядит вот так. Посмотрите, какие стали его стенки, нравится ли ему такая пища?
(Ответы детей)

- Стенки желудка стали шершавыми, неровными. Желудку такая пища не нравится, потому что ее сложно переваривать.

Воспитатель - А теперь давайте возьмем еще один шарик и нальем туда воды и представим что это жидкая пища. Посмотрите, как теперь себя чувствует желудок, нравится ли ему жидкая пища?
(Ответы детей)

Стенки у желудка ровные, гладкие. Жидкую пищу переварить легче, чем сухую

Воспитатель - Дети, очень важно употреблять разнообразную пищу. Но иногда продукты становятся вредными и даже опасными для нашего организма.

Почему? (Ответы детей)

Воспитатель - Мы любим газированную воду, лимонад, колу. Мы считаем, что эти напитки утоляют жажду, но в них содержится так много сахара, который наоборот вызывает жажду; покупаем сосательные конфеты, жевательную резинку, а она вызывает образование желудочного сока, который способствует заболеванию желудка. (Гастрит, язву желудка и многие другие болезни)

А давайте сейчас пронаблюдаем, что происходит в желудке.

Воспитатель Колу наливаем в чашку и опускаем в нее конфету, которую многие из вас так любят - происходит всплеск газа (фонтан) вот так происходит в нашем желудке, большое количество газа опасно - ребенок может задохнуться или поперхнуться.

Воспитатель - Еда может быть полезной и вредной. В полезной еде живут витамины, которые помогают нам расти здоровыми. Самым полезным продуктом для детей является каша.

(Выполняют действия в соответствии с текстом)

- Приготовила я кашу для ума. 
Умными хотите быть?  Дa! Да! Да!

Посмотрите в тарелку и скажите - какая в ней крупа,   (пшено)
И как называется каша моя". (Пшенная).

Воспитатель 

- В кашах много разных питательных веществ. А в пшенной есть полезное вещество - калий. Он помогает работать мозгу, и мы лучше считаем, решаем задачи, поэтому ее называют кашей ума.

Воспитатель - Есть каша, что силу дает.
Ешь ее чаще - проживешь много лет.
Даже поможет она,
Чтоб сохранилась твоя красота.
- Какую крупу взяла я, чтобы получилась каша?". (Геркулес)

- Кто догадался, о какой каше идет речь? (Геркулесовая)

Воспитатель - Белая каша есть у меня.
Для очищенья полезна она.
Зернышки белые плавают в ней.
Станет вся кожа наша белей".
О какой каше идет речь?   (Рисовой)

Из какой крупы её готовят?  (риса)

Воспитатель - Предлагаю кашу черную.
Не смотря на это - очень вкусную.
Все вещества в ней очень полезны. 
В кровь попадая они помогают: 
Не болеть и быстрей подрастать".

- Кто догадался, что за каша эта?   (Гречневая)

- Из какой крупы её варят?        (гречка) 

Воспитатель - Вы любите каши?   (ответы детей)

- Рецепт вкусной каши прост.

Берем крупу любую, варим с молоком.
Затем добавим масла, посыплем сахарком.
А если в кашу добавить витамины,
То не страшны нам простуды и ангины".

Но в лабораторию ворвался сильный ветер и перепутал крупы. ( Детям предлагается самостоятельно отделить рис от манки.)- найти самый быстрый способ. (просеять через Сито)

- Молодцы! Ребята, сегодня мы были в лаборатории правильного питания и узнали несколько секретов здоровья, какие продукты нужно есть, чтобы быть здоровыми. Вам понравилось? Что интересного вы узнали? Какие витамины нужны для того чтобы быть здоровыми? Какие продукты нужно покупать в магазине? Что происходит с едой после того как мы ее съели? (Дети отвечают на заданные вопросы).

Воспитатель Муравьева О.В.

ГБОУ школа 667, г. Москва