* {font-family: Liberation Serif; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;}

Михеева Светлана Сергеевна,

e-mail:mixeeva.18.08.86.sweta@yandex.ru

ЛЕКОТЕКА КАК ВАРИАТИВНАЯ ФОРМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема социализации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Раскрываются формы работы и задачи лекотеки, структура первичного диагностического сеанса. Показана роль предметно-развивающей среды лекотеки, влияющая на личностное развитие ребенка.

Ключевые слова: вариативность, лекотека, дошкольная образовательная организация, социализация, инклюзия, дети с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время социализация детей с проблемами здоровья рассматривается как одно из важнейших направлений психолого-педагогического сопровождения. Такие дети нуждаются в комплексной квалифицированной помощи. Родители детей, не имея опыта в психолого - педагогических вопросах по развитию и обучению, не всегда могут корректно взаимодействовать с ними, сопутствовать процессу социализации их детей.Помочь в вопросе социального развития могут вариативные формы дошкольного образования.

Вариативные формы дошкольного образования – это структурные подразделения государственных образовательных учреждений, реализующие программы дошкольного образования [1]. Министерством Образования РФ разработана программа, определяющая деятельность таких организаций. Вариативные формы дошкольного образования предусматривают разный режим пребывания детей как с ограничениями здоровья, так и с нормой развития.

С целью оказания помощи родителям была создана лекотека– это программа по организации образовательного и развивающего пространства в дошкольном учреждении с помощью предметно-развивающей среды, опираясь на игровую деятельность [2].

Из вариативных форм образования лекотека признана одной из наиболее эффективных форм повышения качества жизни у детей с проблемами здоровья.

В пределах работы лекотеки решаются следующие задачи: психолого-педагогическое обследование детей с проблемами в развитии, подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка, обучение родителей разнообразным методикам игрового взаимодействия с детьми, имеющими проблемы здоровья, и пользованию средствами лекотеки, проведение профилактических и коррекционных занятий средствами игры у детей с проблемами в развитии, помощь семье в выборесоответствующих средств общения с ребенком.

Семья, в которой появился ребенок с ограниченными возможностями здоровья, нуждается в квалифицированной помощи, в психологической поддержке. лекотека оказывает психолого-педагогическую помощь родителям, воспитывающим детей от 2 до 7 лет с проблемами здоровья, которые значительно затрудняют их социализацию и обучение.

Специалистом, который может оказать квалифицированную помощь, может быть дефектолог, психолог, логопед, воспитатель, педиатр и др.

Для определения плана работы с ребенком проводится диагностический сеанс. Обычно он проводится три раза в год (в начале, середине и в конце учебного года).

На первичном диагностическом сеансе происходит сбор сведений о актуальном уровне здоровья и развития ребенка, о семье и семейных отношениях, о компетентностях родителей в области воспитания детей.

В структуре диагностического сеанса прослеживается несколько этапов. На первом этапе проводится наблюдение за ребенком в сводной игре, с целью определения его психического здоровья и социализации для составления задач в индивидуальном плане работы. На втором этапе происходит наблюдение и изучение совместной игровой деятельности ребенка и родителя для выбора приемов и методик последующей работы, а также определения детско - родительских отношений. После проводятся занятия в паре педагог - ребенок с целью выполнения поставленной цели и задач индивидуального плана работы. Заключающим этапом является проведение беседы с родителями (законными представителями) для обобщения полученного результата совместной деятельности и составления плана работы.

В результате диагностики на каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план работы с учетом всех его психических и физических особенностей, а также расписание сеансов, удобных для его режима.

Занятия с детьми с проблемами в развитии проходит в игровой форме с обязательным включением родителей в активную игровую деятельность. Родители, совместно с педагогом, создают атмосферу спокойствия, доверия, сотрудничества.

Работа с детьми с проблемами в развитии и их родителями проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме. Продолжительность такой работы различна, и зависит от возраста ребенка и сложности нарушения развития.

Занятия в групповой форме проводятся с учетом совместимости детей, специфики педагогических задач. Состав группы или подгруппы определяется исходя из содержания, направления и форм работы.

Одним из основных средств, влияющих на личностное развитие ребенка, его социализацию является предметно - развивающая среда лекотеки. Важным принципом этой среды является возможность контроля ошибок, что способствует концентрации внимания, самостоятельности, аккуратности. Развивающая среда в лекотеке дает возможность каждому ребенку приобрести различные качества личности, возможные для данного уровня его развития.Пространство, организованное для особенных детей, может быть мощным стимулом их развития [3].

Для организации предметно-развивающей среды лекотеки, необходимо соблюдать ряд условий, которые обеспечат максимальное развитие и социализацию ребенка. Условиями выступают: учет возрастных и индивидуальных особенностей, многофункциональность предметно-развивающей среды, учет потребностей и интересов ребенка, формирование положительного, активного познавательного отношения к окружающей среде.

В процессе занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья в организованной предметно-развивающей среде, рекомендуется использовать натуральные предметы или реалистичные муляжи, а также многофункциональные предметы, такие как мягкие кубики, шнуровки, бизиборды, пирамидки, пазлы, шнуровки, игрушки - конструкторы, сенсорные коврики, сенсорные шкатулки с набором дидактического материала. Также широко используются музыкальные игрушки, аудио книги, компьютерные игры. Используя все возможности предметно - игровой среды, ребенок знакомится с окружающим миром, обогащает свои знания о нем.

При организации предметно-развивающей средыв лекотеке необходима сложная, совместная деятельность всех специалистов, так как разнообразие игрушек не являетсяосновнымусловием социализации и развития ребенка. Правильно созданная среда побуждает у детей желание посещать ее, вызывает чувство радости, служит толчком для активной деятельности.

Посещение лекотеки детьми и их родителями происходит в соответствии с составленным индивидуальном графиком и предусматривает гибкий режим посещения. Занятия с ребенком проводятся в присутствии родителей (законных представителей), но может проводится и без них.

Изучив психолого - педагогичесую литературу, можно выделить потенциал работы лекотеки с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В основе идеологии лекотеки лежит игра, как индивидуальная, так и совместная с родителями и специалистами, являющая активным методом развития ребенка, его взаимодействия с физическим и социальным окружением.

Умение наладить доверительные отношения с родителями — путь успешного взаимодействия специалистов Лекотеки с семьей, от которого зависит успех в коррекционном процессе. Это совместная работа специалистов с семьей и ребенком, направленная на оказание грамотной помощи ребенку с проблемами в развитии, а также членам семьи, стимулирование родителей к активному участию в коррекционных мероприятиях. Главное условие — взаимодействие, сотрудничество семьи и специалистов. Все взаимодействие происходит в игровой и дружественной форме с возможностями продолжить развитие в домашних условиях, т. е. сплачивает семью, улучшает семейный климат.

Таким образом, в настоящее время вариативные формы образования призваны помочь социализироваться детям с ограниченными проблемами здоровья. Одними из самых эффективных, пользующихся популярностью и доверием среди родителей является такая форма как, лекотека, так как она построена на научной основе, на основе современных данных, где работают квалифицированные специалисты в разных областях образования.

Список литературы:

Вариативные формы дошкольного образования [Электронный ресурс] URL:https://portal.ivedu.ru/dep/mouofurmn/commondocs/roditelyam/BapuaT_qpopMbl.pdf (дата обращения: 25.05.2022).

Гусева Т. Н. Инклюзивное образование. /Т. Н. Гусева, М.М. Прочухаева, Самсонова Е.В. // Выпуск 4. Методические рекомендациипо организации

инклюзивного образования в детском саду. –М.: Центр. «Школьная книга», 2010. –240 с.

(дата обращения: 25.05.2022).

Казьмин А.М., Казьмина Л.В., Ярыгин В.Н. Российская Лекотека. М.: Когито-центр, 2001 (дата обращения: 25.05.2022).

Казьмин А.М., Ярыгин В.Н. Лекотека в доме ребенка (из опыта создания лекотеки в доме ребенка г. Конаково Тверской области). М., 2005 (дата обращения: 25.05.2022).

Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пос. для учителя-дефектолога. М.: ВЛАДОС, 2008 (дата обращения: 25.05.2022).