Лэпбук для работы с детьми с ТМНР
Мы лишаем детей будущего,
если продолжаем учить сегодня,
так как учили этому вчера
Д. Дьюи
В развитии и обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития большое значение отводиться чувственному познанию (восприятию), на основе которого становится возможным обучение учебной деятельности и воспитания, формирование навыков невербального и доступного вербального общения.
Знакомство ребенка с окружающей действительностью и предметным миром основывается на ощущениях и восприятиях. Таким образом, восприятие составляет основу всей познавательной деятельности ребенка.
Обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью воспринимают материал гораздо медленнее, поэтому нуждаются в особой специализированной помощи. У таких детей прослеживается нарушения восприятия, памяти, мышления им сложно долго удерживать внимание в урочной деятельности и как следствие в дальнейшем воспроизводить и применять полученные знания на практике.
В работе с такими детьми недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы, поэтому я начала искать различные инновационные технологии, одной из таких инновационных форм работы является технология «Лэпбук».
Лэпбук – это самодельная интерактивная папка с вкладками и подвижными деталями (дверками, окошками, кармашками), в которой размещены материалы, посвященные какой-то определенной теме. Название этой папки в переводе с английского означает «наколенная книга»
Лепбук привлекает детей своей необычной формой подачи материала, ярким цветом, разнообразием заданий и наглядностью. Также лэпбук помогает воспринимать информацию по изучаемой теме и лучше систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку. Использование такой формы технологии помогает обучающимся усвоить знания, запомнить, закрепить и повторить материал в игровой форме. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение и воспитание обучающихся проходит в понятной для них форме и легче усваивается материал.
Обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому включение такой технологии, как «лэпбук» в обучение детей, является одним из способов сенсорного воздействия, который будет положительно влиять на их дальнейшее психическое развитие и познавательную активность.
ЛЭПБУК отвечает всем требованиям ФГОС:
Информативность – улучшение понимания и закрепления материала;
Вариативность – имеется несколько вариантов использования каждой части лэпбука;
Полифункциональность (способность выполнять несколько функций одновременно) – способствование развитию воображения, творчества. Возможность использования как индивидуально, так и группой;
Дидактическое свойство – ознакомление с цветом, формой и прочим;
Индивидуальность – возможность разработать лэпбук с учетом определенных особенностей ребенка;
Интерактивность – непосредственное взаимодействие ребенка с заданиями, что увеличивает интерес к подаваемому материалу. Наглядные методы преобладают в современном образовательном процессе;
Тематичность – способствует более глубокому изучению конкретной темы, упрощению усвоения информации детьми и увеличению концентрации внимании.
Также, благодаря небольшому размеру, лэпбук удобен в использовании. Его можно разместить у себя на коленях и выполнять задания. С помощью ярких цветов и фигурок, которые можно рассмотреть и потрогать, он привлекает внимание ребенка и улучшает концентрацию внимания через интерес. Игровая форма лэпбука обеспечивает улучшения освоения материала. Воспринимая информацию не только визуально, но и тактильно, ребенок может усвоить достаточно большой объем информации.
Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми, включенность педагогов наравне с детьми. Содержание лэпбука будет зависеть от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной лексической теме. Наполняемость лэпбука может быть разнообразной, это зависит от возраста детей и задач, поставленных программой и педагогом. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, а создание лэпбука это эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.
Вывод:
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – сложный процесс, требующий особых методических пособий и индивидуального подхода.
Лэпбук – незаменимая вещь в области педагогики, предназначенная для облегчения обучения детей с овз.
Изготовление лэпбука – не сложный и недорогостоящий процесс, в результате которого мы получаем износостойкое и полезное изделие.
Применение лэпбука положительно сказывается на проведении занятий с детьми с ОВЗ.