* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Emphasis {font-style: italic;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;}

Лэпбук для работы с детьми с ТМНР

Мы лишаем детей будущего,

если продолжаем учить сегодня,

так как учили этому вчера

Д. Дьюи

В развитии и обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития большое значение отводиться чувственному познанию (восприятию), на основе которого становится возможным обучение учебной деятельности и воспитания, формирование навыков невербального и доступного вербального общения.

Знакомство ребенка с окружающей действительностью и предметным миром основывается на ощущениях и восприятиях. Таким образом, восприятие составляет основу всей познавательной деятельности ребенка.

Обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью воспринимают материал гораздо медленнее, поэтому нуждаются в особой специализированной помощи. У таких детей прослеживается нарушения восприятия, памяти, мышления им сложно долго удерживать внимание в урочной деятельности и как следствие в дальнейшем воспроизводить и применять полученные знания на практике.

В работе с такими детьми недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы, поэтому я начала искать различные инновационные технологии, одной из таких инновационных форм работы является технология «Лэпбук».

Лэпбук – это самодельная интерактивная папка с вкладками и подвижными деталями (дверками, окошками, кармашками), в которой размещены материалы, посвященные какой-то определенной теме. Название этой папки в переводе с английского означает «наколенная книга»

Лепбук привлекает детей своей необычной формой подачи материала, ярким цветом, разнообразием заданий и наглядностью. Также лэпбук помогает воспринимать информацию по изучаемой теме и лучше систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку. Использование такой формы технологии помогает обучающимся усвоить знания, запомнить, закрепить и повторить материал в игровой форме. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение и воспитание обучающихся проходит в понятной для них форме и легче усваивается материал.

Обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому включение такой технологии, как «лэпбук» в обучение детей, является одним из способов сенсорного воздействия, который будет положительно влиять на их дальнейшее психическое развитие и познавательную активность.

ЛЭПБУК отвечает всем требованиям ФГОС:

Информативность – улучшение понимания и закрепления материала;

Вариативность – имеется несколько вариантов использования каждой части лэпбука;

Полифункциональность (способность выполнять несколько функций одновременно) – способствование развитию воображения, творчества. Возможность использования как индивидуально, так и группой;

Дидактическое свойство – ознакомление с цветом, формой и прочим;

Индивидуальность – возможность разработать лэпбук с учетом определенных особенностей ребенка;

Интерактивность – непосредственное взаимодействие ребенка с заданиями, что увеличивает интерес к подаваемому материалу. Наглядные методы преобладают в современном образовательном процессе;

Тематичность – способствует более глубокому изучению конкретной темы, упрощению усвоения информации детьми и увеличению концентрации внимании.

Также, благодаря небольшому размеру, лэпбук удобен в использовании. Его можно разместить у себя на коленях и выполнять задания. С помощью ярких цветов и фигурок, которые можно рассмотреть и потрогать, он привлекает внимание ребенка и улучшает концентрацию внимания через интерес. Игровая форма лэпбука обеспечивает улучшения освоения материала. Воспринимая информацию не только визуально, но и тактильно, ребенок может усвоить достаточно большой объем информации.

Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми, включенность педагогов наравне с детьми. Содержание лэпбука будет зависеть от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной лексической теме. Наполняемость лэпбука может быть разнообразной, это зависит от возраста детей и задач, поставленных программой и педагогом. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, а создание лэпбука это эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.

 Вывод:

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – сложный процесс, требующий особых методических пособий и индивидуального подхода.

Лэпбук – незаменимая вещь в области педагогики, предназначенная для облегчения обучения детей с овз.

Изготовление лэпбука – не сложный и недорогостоящий процесс, в результате которого мы получаем износостойкое и полезное изделие.

Применение лэпбука положительно сказывается на проведении занятий с детьми с ОВЗ.