МКОУ оош №26 Открытый урок по окружающему миру в 4 классе Тема урока: ?Лес и человек? Тип урока: объяснение нового материала с элементами закрепления пройденного. Провела: Чувасова Наталья Александровна Челябинская область г. Коркино 2024г. Тема урока: ?Лес и человек? Цель и задачи урока: Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов. Развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения. Тип урока: объяснение нового материала с элементами закрепления пройденного. Оборудование: Рисунки детей; кластеры, коллективная работа, компьютер, проектор, карточки для индивидуальных заданий, записи песен. Ход урока I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока. -Улыбнитесь мне, улыбнитесь гостям, которые к нам пришли и начнем урок окружающего мира. Звучит песня ?Лесной марш? сл. П.Синявского, муз. Ю. Чичкова. - Почему мы начали наш урок этой песней? Потому что это песня о лесе. Лес нам дарит чудеса, и мы должны его беречь. В этой песне говорится о тайге, дети шагают под кедрами и соснами. И о березках, которые надо сберечь. — А кто должен оберегать лес? (Это должны делать люди.) - Как вы думаете, над какой темой мы будем работать? Какие цели мы поставим перед собой? — Тема нашего занятия - ?Лес и человек? (записать на доске и в тетрадях). Мы узнаем о роли леса в жизни человека и природы. Познакомимся с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов. Будем развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения в лесу. II. Повторение знаний и умений изученного материала Фронтальный опрос - Перед тем, как перейти к изучению новой темы, хотелось бы повторить ранее изученный материал. Вы работали в группах по созданию коллективного рисунка по природным зонам, давайте посмотрим, что у вас получилось. На каждое выступление даем по 2-3 минуты. Проводится конкурс рисунков: ?Как я представляю себе тундру, тайгу и смешанный лес?. Рисунки кратко комментируются. —Оцените работу своих товарищей. — А теперь послушаем сообщения о растениях и животных леса, которые вы подготовили? Вы внимательно слушаете и готовитесь отвечать на вопросы. Заслушивание сообщений, подготовленных дома. — Чье сообщение показалось вам наиболее интересным и почему? -Что узнали для себя нового, интересного? Блицтурнир ?Я знаю лес? — Какой лес мы называем тайгой? (Хвойный.) — Назови дерево: ?Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые?. (Сосна.) — Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки.) — Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка.) — Какое дерево является символом России? (Береза.) — Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга.) — Плодами, какого дерева являются желуди? (Плоды дуба.) — У какого животного пять черных полос на спине? (Бурундук.) — Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (Липа.) — Узнай животное по описанию: ?Любит темные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, ?бакенбарды? и кисточки на ушах?? (Рысь.) Индивидуальная работа по карточкам Подпиши, каким деревьям принадлежат эти семена: Ответ: дуб, клен остролистный, липа, клен американский, ель, виз. Чьи это шишки: Ответ: ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна. Работу с семенами и шишками можно провести на образцах. ІІІ. Работа над новой темой. — Послушайте стихотворение С. Никулиной ?Русский лес?: Нет ничего милее Бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, Накормит русский лес. А будет жажда мучить То мне лесовичок Средь зарослей колючих Покажет родничок. Нагнусь к нему напиться — И видно все до дна. Течет вода-Водица, Вкусна и холодна. Нас ждут в лесу рябина, Орехи и цветы, Душистая малина На кустиках густых. Ищу грибов поляну Я, не жалея ног, А если и устану - Присяду на пенек. Лес очень любит пеших, для них совсем он свой. Здесь где-то бродит леший С зеленой бородой. Жизнь кажется иною, И сердце не болит, Когда над головою, Как вечность, лес шумит. -Что можете сказать? — О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом.) Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека. Прочитайте его еще раз про себя и подумайте, чем является лес для человека. Самостоятельное чтение. — Так чем же является лес для человека? место отдыха аптека источник чистой воды и пищи источник топлива. источник древесины дом для растений, животных, грибов. ІV. Работа по учебнику - Посмотрите, сколько значений у леса. Как вы думаете, это все? Нет, это еще не все! Прочитав в учебнике статьи, вы ответите на этот вопрос и другие. Сейчас будет работа в группе. Прежде чем начнем работать, давайте повторим правила работы в группе. Работа в группе 1 группа: Роль леса в природе и жизни людей. 2 группа: Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов (Вырубка лесов). 3 группа: Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов (Животные под охраной человека). 4 группа: Приокско-Террасный заповедник. 5 группа: Правила поведения в лесу. 6 группа: Памятка ?Как разводить костер? Самостоятельная работа с текстами. Выступления детей. __Вы внимательно слушаете и оцениваете ответ своих товарищей. — 1группа. Какие роли выполняет лес? ( Лес — это дом, защитник, источник, аптека, место отдыха.) А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? По чьей вине возникают экологические проблемы леса? Выступление детей из 2 группы. Звучит песня ?Просьба? сл. Р.Рождественского, муз. А.Пахмутовой. Выступление детей из 3 группы. -О каких проблемах леса мы узнали? Проблемы леса: вырубка незаконная охота (браконьерство) V. Физкультминутка Руки подняли и покачали Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули — Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем — Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся, покажем — Крылья сложили назад. VI. Продолжение изучения новой темы 4 группа расскажет о Приокско-Террасном заповеднике - Какие заповедные места в нашей области знаете? (Ильменский заповедник, Восточно-Уральский заповедник, музей - заповедник Аркаим, национальный парк Таганай, национальный парк Зюраткуль.) — Еще мы должны выяснить, что зависит от каждого из нас. Послушаем выступление детей 5 группы. 6 группа подготовила памятку для отдыхающих и туристов ?Как разводить костер?. Давайте сравним ее с памяткой в учебнике. VII. Закрепление. — Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения в лесу? (Ответы детей.) Дома вам нужно будет нарисовать знаки, которые отразят опасные для леса действия человека. — О чем должны помнить люди, приходя в лес? Лес — наше богатство. Лес — ?легкие нашей планеты?. Каждый человек должен думать о том, что он оставит своим детям. VIII. Подведение итогов А теперь ответьте на вопрос узнал Я могу знаю X. Домашнее задание Стр. 106—113. Тетрадь. Прочитать рассказы из книги ?Великан на поляне?. IX. Выставление оценок Оцените свою работу и мою. - Урок окончен. - Если понравился этот урок вам, то улыбнитесь мне, друг другу и гостям. Используемая литература: 1. О.И. Дмитриева. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир” для 4 класса, 2. Учебник А.А Плешакова “Мир вокруг нас” 4ласс.1 часть.
Лес и человек