МКОУ оош №26






Открытый урок по окружающему миру
в 4 классе 

Тема урока: ?Лес и человек?

Тип урока: объяснение нового материала с элементами       
                      закрепления пройденного.








Провела: Чувасова Наталья Александровна





Челябинская область
г. Коркино
2024г.


Тема урока:  ?Лес и человек?
Цель и задачи урока: Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.
Развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.

Тип урока: объяснение нового материала с элементами закрепления пройденного.

Оборудование: Рисунки детей; кластеры, коллективная работа, компьютер, проектор, карточки для индивидуальных заданий, записи песен.














Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей  урока.

-Улыбнитесь мне, улыбнитесь гостям, которые к нам пришли и начнем урок окружающего мира.
 
Звучит песня ?Лесной марш? сл. П.Синявского, муз. Ю. Чичкова.

- Почему мы начали наш урок этой песней? Потому что это
песня о лесе. Лес нам дарит чудеса, и мы должны его беречь.
В этой песне говорится о тайге, дети шагают под кедрами и
соснами. И о березках, которые надо сберечь.
— А кто должен оберегать лес? (Это должны делать люди.)
- Как вы думаете, над какой темой мы будем работать?
Какие цели мы поставим перед собой?
— Тема нашего занятия - ?Лес и человек? (записать на доске и в тетрадях).
Мы узнаем о роли леса в жизни человека и природы. Познакомимся с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.
Будем развивать познавательный интерес, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения в лесу.

II. Повторение знаний и умений изученного материала
Фронтальный опрос
- Перед тем, как перейти к изучению новой темы, хотелось бы повторить ранее изученный материал. Вы работали в группах по созданию коллективного рисунка по природным зонам, давайте посмотрим, что у вас получилось. На каждое выступление даем по 2-3 минуты.

Проводится конкурс рисунков: ?Как я представляю себе тундру, тайгу и смешанный  лес?. Рисунки кратко комментируются.
—Оцените работу своих товарищей.

— А теперь послушаем сообщения о растениях и животных леса, которые вы подготовили?
Вы внимательно слушаете и готовитесь отвечать на вопросы.
Заслушивание сообщений, подготовленных дома.
— Чье сообщение показалось вам наиболее интересным и почему?
-Что узнали для себя нового, интересного?

Блицтурнир ?Я знаю лес?
— Какой лес мы называем тайгой? (Хвойный.)
— Назови дерево: ?Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые?. (Сосна.)
— Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки.)
— Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка.)
— Какое дерево является символом России? (Береза.)
— Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга.)
— Плодами, какого дерева являются желуди? (Плоды дуба.)
— У какого животного пять черных полос на спине? (Бурундук.)
— Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (Липа.)
— Узнай животное по описанию: ?Любит темные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, ?бакенбарды? и кисточки на ушах?? (Рысь.)

Индивидуальная работа по карточкам
Подпиши, каким деревьям принадлежат эти семена:




Ответ: дуб, клен остролистный, липа, клен американский, ель, виз.
Чьи это шишки:

Ответ: ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна. Работу с семенами и шишками можно провести на образцах.

ІІІ. Работа над новой темой.
— Послушайте стихотворение С. Никулиной ?Русский лес?:
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться —
И видно все до дна.
Течет вода-Водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану -
Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.

 -Что можете сказать?
— О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом.)
Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека. Прочитайте его еще раз про себя и подумайте, чем является лес для человека.
Самостоятельное чтение.
— Так чем же является лес для человека?
 место отдыха
 аптека
источник чистой воды и пищи
источник топлива.
источник древесины
дом для растений, животных, грибов.

ІV. Работа по учебнику
- Посмотрите, сколько значений у леса. Как вы думаете, это все? Нет, это еще не все! Прочитав в учебнике статьи,  вы ответите на этот вопрос и другие. Сейчас будет работа в группе. Прежде чем начнем работать, давайте повторим правила работы в группе.


Работа в группе
1 группа: Роль леса в природе и жизни людей.
2 группа: Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов (Вырубка лесов).
3 группа: Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов (Животные под охраной человека).
4 группа: Приокско-Террасный заповедник.
5 группа: Правила поведения в лесу.
6 группа: Памятка ?Как разводить костер?

Самостоятельная работа с текстами.
Выступления детей.
__Вы внимательно слушаете и оцениваете ответ своих товарищей.

— 1группа. Какие роли выполняет лес? 
( Лес — это дом, защитник, источник, аптека, место отдыха.)

А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? По чьей вине возникают экологические проблемы леса? 

Выступление детей из 2  группы.

Звучит песня ?Просьба? сл. Р.Рождественского, муз. А.Пахмутовой.

Выступление детей из 3 группы.

-О каких проблемах леса мы узнали?

Проблемы леса:
вырубка
незаконная охота (браконьерство)

V. Физкультминутка
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули — 
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем — 
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем — 
Крылья сложили назад.





VI. Продолжение изучения новой темы
4 группа расскажет о Приокско-Террасном заповеднике 
- Какие заповедные места в нашей области знаете? (Ильменский заповедник,   Восточно-Уральский заповедник, музей - заповедник Аркаим, национальный парк Таганай, национальный парк Зюраткуль.)

— Еще мы должны выяснить, что зависит от каждого из нас. Послушаем выступление детей 5 группы.

6 группа подготовила памятку для отдыхающих и туристов ?Как разводить костер?.

Давайте сравним ее с памяткой в учебнике.

VII. Закрепление.
— Как вы думаете, почему некоторые люди не выполняют правил поведения в лесу? (Ответы детей.)
Дома вам нужно будет нарисовать знаки, которые отразят опасные для леса действия человека.
— О чем должны помнить люди, приходя в лес? Лес — наше богатство. Лес — ?легкие нашей планеты?. Каждый человек должен думать о том, что он оставит своим детям.

VIII. Подведение итогов
А теперь ответьте на вопрос
          узнал
Я       могу
          знаю     

X. Домашнее задание 
Стр. 106—113.
Тетрадь. 
Прочитать рассказы из книги ?Великан на поляне?.

IX. Выставление оценок
Оцените свою работу и мою.

- Урок окончен.
- Если понравился этот урок вам, то улыбнитесь мне, друг другу и гостям. Используемая литература:
1. О.И. Дмитриева. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир” для 4 класса, 
2. Учебник А.А Плешакова “Мир вокруг нас” 4ласс.1 часть.