Сбродов Евгений Леонидович,
учитель технологии                                      
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
города Новосибирска 
?Средняя общеобразовательная школа № 105 
имени Героя России Ивана Шелохвостова?


Личностно-ориентированный подход на уроках технологии 
в условиях реализации ФГОС

Актуальность выбора темы методической работы ?Личностно-ориентированный подход на уроках технологии в условиях реализации ФГОС? обусловлена необходимостью поиска и создания организационно-педагогических условий для совершенствования собственной профессиональной компетентности учителя технологии, что способствует преобразованию традиционного содержания школьной системы образования и  воспитания в рамках государственных приоритетов модернизации образования. При этом одним из ключевых направлений учебного процесса является освоение личностно-ориентированных подходов в процессе проектирования и реализации урока в соответствии с требованиями ФГОС. 
Одним из главных направлений деятельности сегодняшней школы является личностно-ориентированный подход, который провозглашает уважение достоинства личности ребенка, соблюдение его прав и свобод, содействие индивидуальному развитию ребёнка. Избранная тема позволяет представить и обобщить собственный опыт использования личностно-ориентированного подхода на уроках технологии, при котором каждый школьник может максимально реализовать свой личностный и интеллектуальный потенциал. Учитель, использующий личностно-ориентированный подход в обучении, уделяет внимание целостной личности ребёнка, заботясь о развитии его интеллекта, эмоционально-волевой сферы, чувства гражданской ответственности, духовной составляющей личности, эстетических и творческих способностей.
Личностно-ориентированное обучение, воспитание и развитие ориентировано на всех детей с учетом их индивидуальных физиологических, психологических, интеллектуальных и возрастных особенностей и образовательных потребностей; использования программного материала разного уровня сложности, доступного ученику; дифференцирования учащихся по знаниям, способностям, потребностям.
Среди основных требований к личностно-ориентированному уроку И. С. Якиманская выделяет его цель, формулируя ее как ?создание условий для познавательной активности учеников?. Создавая такие условия, учитель учитывает возрастные и индивидуально-психологические особенности своих учеников, уровень их интеллектуальной подготовки, собственный профессиональный опыт и креативные способности. Для достижения поставленной цели учитель самостоятельно продумывает и отбирает средства, методы и приёмы, необходимые для эффективной организации учебной деятельности школьников. 
Содержание обучения на уроках технологии при реализации личностно-ориентированного подхода строится следующим образом.
В целях развития свободной активной личности необходимо использовать деятельностный компонент обучения. Это предполагает практическую направленность знаний, их активное применение и формирование практико-ориентированных компетенций, как, например, в проектной деятельности.
Применение дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам предполагает отбор учебного материала, который ставит учащихся в ситуацию выбора, побуждает к большей самостоятельности и активности.
Организуя на уроках технологии дифференцированную самостоятельную работу учащихся в индивидуальном темпе, я использую принципы дифференцированного и индивидуального подхода. Индивидуализация при этом осуществляется через использование вариативных заданий, зависящих от индивидуальных особенностей учащихся.
Следует активно использовать проблемный метод в обучении, он побуждает учеников к размышлениям, самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам и обобщениям. Деятельность учителя при организации проблемного обучения состоит в том, чтобы систематически создавая проблемные ситуации, давать ученикам пояснения наиболее сложных понятий и основных фактах и организовывать их учебно-познавательную деятельность.
Профессиональная деятельность предполагает комплексное и вариативное использование сформированных в процессе обучения компетенций. Любая профессиональная задача является междисциплинарной, интегральной и требует системного анализа, построения целостной модели ее решения.
Проектируя содержание обучения на уроках технологии при реализации личностно-ориентированного подхода, активно применяются информационно-коммуникационные технологии, побуждающие к активному взаимодействию учителя и ученика на уроке и во внеурочное время. Обращение к информационно-коммуникационным технологиям открывает учащимся доступ к обширным базам данных и источникам информации, что повышает эффективность самостоятельной работы учеников, дает большие возможности для совместного творчества учащихся и педагога, позволяет реализовывать новые формы и методы обучения.
На уроках технологии я использую различные способы организации учебной деятельности, отвечающие принципам личностно-ориентированного подхода: тестовые задания; работа в малых группах (это улучшает психологический климат, даёт возможность активизировать всех учащихся); письменный опрос; решение кроссвордов; метод проектов; работа с учебником; взаимопроверка; использование видео- и аудиоматериалов с последующим обсуждением.
В своей работе я исхожу из положений о том, что личностно-ориентированный подход позволяет развивать также творческую самостоятельность учащихся школы.  В этом случае учителю необходимо учитывать следующие факторы:
способности и склонности к определенному виду; 
познавательная деятельность учащихся, носит преимущественно активный, преобразовательный характер; 
максимальное использование и стимулирование индивидуальной творческой деятельности учащихся, интегрированной с его самообразованием [5, с. 91].
Для выявления уровней сформированностей творческих способностей учащихся 5–9-х классов в формирующем эксперименте было проведено практическое занятие. Учащиеся контрольных классов выполняли задания по заранее составленной технологической карте и по готовому образцу. Наши исследования показали, что в контрольных классах 6% учащихся проявили самостоятельность, 10% проявляли лишь частичную самостоятельность, а 84% вообще не проявили самостоятельности, а действовали согласно инструкциям без должной активности и внимании. В то же время всего лишь 8% учащихся в экспериментальных классах не проявили самостоятельности, 20% проявили частичную самостоятельность, а 72% учащихся, активно действуя на основе собственных интересов, находили нестандартные решения, синтезировали ранее полученные теоретические знания для достижения намеченной цели.
Таким образом, традиционная методика формирования умений и навыков на уроках технологии, где учащимся контрольных классов был дан полный инструктаж по выполнению практического задания по готовым технологическим картам и образцам, не побуждала к самостоятельным поискам выполняемых ими действий, ограничивала возможность творчества и применения ранее полученных знаний.
Учащиеся экспериментальных 5–9-х классов в процессе выполнения практических заданий с использованием принципов личностно-ориентированного подхода проявили полную самостоятельность и в разработке технологической карты, и в оценивании изделия. Такие практические занятия активизировали воображение и фантазию участников эксперимента, способствовали развитию творческих способностей учащихся.
Использование личностно-ориентированного подхода в условиях реализации ФГОС означает, что каждый школьник может максимально реализовать свой личностный и интеллектуальный потенциал, выбрав из многих заданий то, что подходит ему лично. Этому способствуют задания различной степени сложности, контроль знаний учащихся в различных формах, самооценка выполненных работ.
Применение личностно-ориентированной технологии в воспитании личности позволяет сформировать личность нового типа – творческую, социально-активную, самостоятельную и мотивированную к трудовой деятельности. Такую личность можно воспитать, если в полной мере раскрыть её яркие природные задатки и склонности, помочь определиться с потребностями и целями в жизни. Именно учителю технологии, использующему личностно-ориентированный подход, представляется широкое поле для деятельности по развитию внутреннего потенциала личности.



Список использованной литературы

1. Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 3е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2006. – 608 с. 
2. Ахияров К. Ш. Технологическая подготовка школьников. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2007. – 236 с. 
3. Основные понятия технологического образования: Учебно-методическое пособие для студентов / Авт.-сост.: В. Г. Соловьянюк. 2е изд., доп. Бирск: Бирск. Гос. соц.пед. акад., 2007. – 115 с. 
4. Пичугина Г. В. Компетентностный подход в технологическом образовании // Школа и производство. 2006. № 1. – С. 10–15. 
5. Тагариев Р. З. Технологическое образование сельских школьников: Монография. М.: РАЕ, 2002. – 320 с. 
6. Тагариев Р. З., Гильванов Р. Р. Технологическое образование школьников. Уфа: Гилем, 2007. – 188 с. 
7. Технология организации и реализации самостоятельной работы студентов: Рабочая тетрадь / Сост. Е. Д. Жукова. Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. – 32 с.
8. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.
  Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.
  Тагариев Р. З. Технологическое образование сельских школьников: Монография. М.: РАЕ, 2002. – С. 91.












6