Литературная игра по сказкам Пушкина
«Путешествие в страну Лукоморье»
Здравствуйте, дорогие семьи 2а класса! Сегодня у нас необычное собрание.
Оно будет проходить в виде игры-путешествия, где каждая семья со своим ребенком — это мини-команда. У каждой команды свой маршрутный лист для ответов на вопросы. По викторинам каждой из станций вы набираете баллы своей семьи — за каждый правильный ответ команда получает 2 балла, за неправильный ответ — 0 баллов, за неполный ответ — 1 балл.
Команда, которая наберет больше баллов за игру, станет победителем в номинации «Самая читающая семья». Победителей может быть несколько. Итак, в путь по невиданным дорожкам.
От вас потребуются знание сказки, внимание и желание правильно отвечать на вопросы. Внимательно слушайте задания, поднимайте руки для ответа. Итак, можно начинать. А начнем со стихотворения (Задание родителям — продолжать по памяти две строчки: каждому, кто продолжит — 2 балла):
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух, там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил;
екламаУ моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый,
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету.
— Вы помните, какая сказка начинается этим стихотворением? Какие еще сказки А.С. Пушкина вам известны?
— Я вижу, что вам знакомы многие сказки. Ну что ж, в путь по неведомым дорожкам!
Работа над темой
Дорожка 1. Название.
Давайте восстановим полное название сказки, изучение которой мы заканчиваем.
Родители и дети пишут название.
(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.)
Правильный ответ, подсчет голосов.
Дорожка 2. Вопрос — ответ.
1. Какой величины родился ребенок у царицы? (Сына дал им Бог с аршин...)
2. О чем подумал царевич, когда они с матерью оказались на воле?
Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.
3. Какими словами встречала царевна-Лебедь князя Гвидона у моря?
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный,
Опечалился чему?
4. В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца? (В комара, муху, шмеля.)
5. Какую песенку пела белочка при всем честном народе?
Во саду ли, в огороде...
6. Царь глядит — и узнает...
В нем взыграло ретивое!...
Что такое ретивое? (Сердце.)
Дорожка 3. Портреты и герои.
1) Узнать героев по портрету: автора композитора оперы «Сказка о царе Салтане».
2) Художника, который написал картину «Царевна- Лебедь».
3) Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сам-то величава,
Выступает, словно пава..
4) Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор...
5) Я буду называть героев, а вы будете делать один хлопок, если этот герой из «Сказки о царе Салтане...»
— Золотой петушок, золотая рыбка, Робин Гуд, корабельщики, серый волк, лебедь белая, дядька Черномор, Белоснежка, королевич Елисей, князь Гвидон, Белка, старик и старуха, Ткачиха и Повариха, Поп, Балда, Коршун.
Дорожка 4. Театральная.
Дети и родители инсценируют начало сказки, представляют инсценировки выбранных отрывков (театр экспромта).
Дорожка 5. Иллюстративная.
Рассмотрите иллюстрации и прочитайте (напишите ответ), к какому фрагменту относится иллюстрация.
Дорожка 6. Литературные знания.
— В чем главный смысл сказки? (Добро и любовь побеждают зависть и зло.)
Дорожка 7. Верю — не верю. Родители и дети ставят плюс или минус над правильным ответом.
1. Царице и ее сыну перед тем, как посадить в бочку прочитали закон. (-) (Указ.)
2. Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (+)
3. Над лебедью носился в море орел. (-) (Коршун.)
4. Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем. (+)
5. Остров, на котором жил Гвидон, назывался Бояном. (-) (Буян.)
6. Гвидон сам построил город на острове. (-) (Лебедь сделала ему подарок.)
7. О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи. (-) (От корабельщиков.)
8. Гвидон трижды летал к Салтану. (+)
9. Лебедь стала женой князя Гвидона. (+)
10. Каждая из трех отрицательных героинь (Ткачиха, Повариха, Бабариха) осталась без одного глаза. (-) (Гвидон пожалел свою бабушку.)
Дорожка 8. Продолжи фразу.
А) Сын на ножки поднялся,
В дно руками уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» — молвил он,
... (Вышиб дно и вышел вон)
Б) Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
... (На раздутых парусах)
В) Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые.
(Ядра чистый изумруд;
Слуги белку стерегут)
Подведение итогов.
Вот и подошла к концу наша прогулка. Наверное, мы не только вспомнили сказку Пушкина, но и открыли для себя что-то новое. Многие из вас, я надеюсь, после нашего веселого собрания перечитают бессмертные сказки любимого поэта. Нам с вами нужно подсчитать баллы правильных ответов у каждой семейной команды. Какая семья набрала наибольшее количество баллов — становится победителем нашего собрания.
Подводится итог семейного первенства. Победители получают грамоты «Лучшая читательская семья».