Литературная игра по сказкам Пушкина

«Путешествие в страну Лукоморье»

Здравствуйте, дорогие семьи 2а класса! Сегодня у нас необычное собрание.

Оно будет проходить в виде игры-путешествия, где каждая семья со своим ребенком — это мини-команда. У каждой команды свой маршрутный лист для ответов на вопросы. По викторинам каждой из станций вы набираете баллы своей семьи — за каждый правильный ответ команда получает 2 балла, за неправильный ответ — 0 баллов, за неполный ответ — 1 балл.

Команда, которая наберет больше баллов за игру, станет победителем в номинации «Самая читающая семья». Победителей может быть несколько. Итак, в путь по невиданным дорожкам.

От вас потребуются знание сказки, внимание и желание правильно отвечать на вопросы. Внимательно слушайте задания, поднимайте руки для ответа. Итак, можно начинать. А начнем со стихотворения (Задание родителям — продолжать по памяти две строчки: каждому, кто продолжит — 2 балла):

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

 

Идет направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

 

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

 

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

 

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

 

Колдун несет богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

 

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух, там Русью пахнет!

 

И там я был, и мед я пил;

екламаУ моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый,

Свои мне сказки говорил.

 

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету.

— Вы помните, какая сказка начинается этим стихотворением? Какие еще сказки А.С. Пушкина вам известны?

— Я вижу, что вам знакомы многие сказки. Ну что ж, в путь по неведомым дорожкам!

Работа над темой

Дорожка 1. Название.

Давайте восстановим полное название сказки, изучение которой мы заканчиваем.

Родители и дети пишут название.

(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.)

Правильный ответ, подсчет голосов.

Дорожка 2. Вопрос — ответ.

1. Какой величины родился ребенок у царицы? (Сына дал им Бог с аршин...)

2. О чем подумал царевич, когда они с матерью оказались на воле?

Сын подумал: добрый ужин

Был бы нам, однако, нужен.

3. Какими словами встречала царевна-Лебедь князя Гвидона у моря?

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный,

Опечалился чему?

4. В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца? (В комара, муху, шмеля.)

5. Какую песенку пела белочка при всем честном народе?

Во саду ли, в огороде...

6. Царь глядит — и узнает...

В нем взыграло ретивое!...

Что такое ретивое? (Сердце.)

Дорожка 3. Портреты и герои.

1) Узнать героев по портрету: автора композитора оперы «Сказка о царе Салтане».

2) Художника, который написал картину «Царевна- Лебедь».

3) Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сам-то величава,

Выступает, словно пава..

 

4) Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор...

5) Я буду называть героев, а вы будете делать один хлопок, если этот герой из «Сказки о царе Салтане...»

— Золотой петушок, золотая рыбка, Робин Гуд, корабельщики, серый волк, лебедь белая, дядька Черномор, Белоснежка, королевич Елисей, князь Гвидон, Белка, старик и старуха, Ткачиха и Повариха, Поп, Балда, Коршун.

Дорожка 4. Театральная.

Дети и родители инсценируют начало сказки, представляют инсценировки выбранных отрывков (театр экспромта).

Дорожка 5. Иллюстративная.

Рассмотрите иллюстрации и прочитайте (напишите ответ), к какому фрагменту относится иллюстрация.

Дорожка 6. Литературные знания.

— В чем главный смысл сказки? (Добро и любовь побеждают зависть и зло.)

Дорожка 7. Верю — не верю. Родители и дети ставят плюс или минус над правильным ответом.

1. Царице и ее сыну перед тем, как посадить в бочку прочитали закон. (-) (Указ.)

2. Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (+)

3. Над лебедью носился в море орел. (-) (Коршун.)

4. Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем. (+)

5. Остров, на котором жил Гвидон, назывался Бояном. (-) (Буян.)

6. Гвидон сам построил город на острове. (-) (Лебедь сделала ему подарок.)

7. О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи. (-) (От корабельщиков.)

8. Гвидон трижды летал к Салтану. (+)

9. Лебедь стала женой князя Гвидона. (+)

10. Каждая из трех отрицательных героинь (Ткачиха, Повариха, Бабариха) осталась без одного глаза. (-) (Гвидон пожалел свою бабушку.)

Дорожка 8. Продолжи фразу.

А) Сын на ножки поднялся,

В дно руками уперся,

 

Понатужился немножко:

«Как бы здесь на двор окошко

Нам проделать?» — молвил он,

... (Вышиб дно и вышел вон)

 

Б) Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

... (На раздутых парусах)

 

В) Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые.

(Ядра чистый изумруд;

Слуги белку стерегут)

Подведение итогов.

Вот и подошла к концу наша прогулка. Наверное, мы не только вспомнили сказку Пушкина, но и открыли для себя что-то новое. Многие из вас, я надеюсь, после нашего веселого собрания перечитают бессмертные сказки любимого поэта. Нам с вами нужно подсчитать баллы правильных ответов у каждой семейной команды. Какая семья набрала наибольшее количество баллов — становится победителем нашего собрания.

Подводится итог семейного первенства. Победители получают грамоты «Лучшая читательская семья».