Литературно-музыкальная композиция
?Посвящение С.В. Рахманинову?

  Слайд 1
звучит фонограмма ?Вокализ?
?Странное то было лето, все в нем перепуталось. В исходе мая листва берез оставалась по-весеннему слабой и нежной, изжелта-зеленой, как цыплячий пух. Черемуха расцвела лишь в первых числах июня, а сирень еще позже. Такое не помнили ивановские старожилы.  Впрочем, он  и  вообще  ничего толком не помнили:  когда  ландышам  цвесть, а  когда ночным фиалкам,  когда  пушиться одуванчикам  и  когда проклюнется первый гриб.
… когда Верочка Скалон выбежала утром в сад, обманув бдительный надзор гувернантки Миссочки, она ахнула и прижала руки к корсажу, пораженная дивным великолепием сиреневого буйства., …пьянящий дух сирени был так влекущ и сладок, что Верочка решила: будь что будет, не даст она испортить себе радость!  И она кинулась в сирень, как в реку, мгновенно вымокнув с головы до пят, - тяжелые кисти и листья были пропитаны минувшим ливнем. 
Романс ?Здесь хорошо? (слова Галины Галиной, 1902 г.)
Грубый шорох в кустах заставил Верочку испуганно замереть. Шум повторился - шорох и треск, кто-то шел напролом сквоз сирень, сотрясая ветви, давя мелкие сухие сучочки в изножии кустов. …Верочка осторожно раздвину ветви и в шаге от себя увидела Сережу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподымал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо.  Когда же отымал голову, лоб, нос, щеки и подбородок были влажными, а к бровям и тонкой ниточке усов клеились лепестки и трубочки цветов. Но это и Верочка умела делать - купать лицо в росистой сирени, а вот другая придумка Сережи, Сергея Васильевича - так церемонно полагалось ей называть семнадцатилетнего кузена, -  была куда интереснее.  Он выбирал некрупную кисть и осторожно брал в рот, будто собирался съесть, затем так же осторожно вытягивал ее изо рта и что-то проглатывал. Верочка последовала ему примеру, и рот наполнился горьковатой холодной влагой. 
Сиреневое вино понравилось Верочке, и она стала лучшего мнения о длинноволосом кузене. Впрочем, какой он кузен - так, седьмая вода на киселе, но взрослые почему-то цепляются за отдаленные родственные связи, причем в подобных туманных случаях старшие всегда оказываются дядюшками и тетушками, а сверстники - кузенами и кузинами. 
…Рахманинов стоял, задумчиво перебирая кисти сирени.  Он хотел понять, почему его так тронула и странно взволновала эта встреча. Но что ему эта Верочка Скалон, влюбленная по уши в друга детства Сережу Толбузина и чуть не каждый день избирающая нового фаворита?  Он, Рахманинов, -  странствующий музыкант, его дело упражняться на рояле до одурения, который ден корпеть над четырехручным переложением "Спящей красавицы" несравненного   Петра   Ильича и урывать   часишко-другой  для собственного сочинительства. Да, он обуян дерзостным намерением в недалеком будущем вынести на суд публики свой первый фортепианный концерт. Пора робких ноктюрнов и разных мелких пьесок миновала, он способен сказать свое слово в музыке. О прочем нечего и думать. Но как все-таки хорошо, что было это утро, тяжелые благоухающие кисти, холод капель за пазухой и девичье лицо, наивное и патетическое... 
"Как жаль, что в Сережу так трудно влюбиться", -  думала Верочка, засыпая. Он некрасивый. Не урод, конечно, у него породистая худоба, добрые, глубокие глаза, великоватый, зато красиво очерченный рот. Но этот большой и бессмысленный нос на худеньком лице, эти непонятные патлы до плеч!.. И все же, пусть Сережа дурен собой, в нем что-то есть... значительное, самобытное. Странно, что до сегодняшнего дня я почти ничего не знала о нем при всей его разговорчивости. Поистин язык дан ему, чтобы скрывать свои мысли.  Может быть, его болтовня -  самозащита? Он не хочет, чтоб люди заглянули к нему внутрь, и отгораживается частоколом слов. Интересно все-таки, что он сочиняет?  "...Жаль, что он бедненький, -  это слово по-особому звучало для Верочки. - Ужасно быть бедненьким..."
Слайд 2
В память Ивановки и того странного лета, когда запоздал   и мощно забродило сиреневое вино, Рахманинов  
написал свой  самый  нежный   и взволнованный романс "Сирень". Там есть удивительная, щемящая, как взрыд, нота. То промельк Верочкиной души, откупленный любовью у вечности.
Романс ?Сирень? (слова Екатерины Бекетовой, 1902 г.)
  Слайд 3. 
Сергей Рахманинов родился в Старорусском уезде Новгородской губернии 20 марта 1873 г. в дворянской семье с давними музыкальными традициями. 
Его дед Аркадий Александрович Рахманинов был известен как автор салонных романсов. 
Первые уроки музыки будущий композитор получил у матери уже в четырехлетнем возрасте. 
  Слайд 4. 
В 9 лет мальчика отдали учиться в Петербургскую консерваторию. В 1885 переехал в Москву и стал студентом Московской консерватории, где занимался у?педагогов Н.С.?Зверева, А.И.?Зилоти, А.С.?Аренского, С.И. Танеева
  Слайд 5.
?Выбрав удобный момент, когда Александр Ильич покуривал после обеда в сиреневой аллее, Верочка спросила его, хороший и  музыкант  Сережа Рахманинов.
 - Гениальный!  -- выкатив ярко-зеленые, золотым отливом глаза,
гаркнул Зилоти.
- Нет, правда?.. - Верочка решила, что он, по обыкновению, шутит.
-  Такого пианиста еще не было на Руси!  - с восторженной яростью
прорычал Зилоти.   --   Разве   что   Антон   Рубинштейн, -   добавил из
добросовестности.
  -Так что же, он лучше вас? - наивно спросила Верочка.
-  Будет, - как бы закончил ее фразу Зилоти. - И очень скоро. Вы посмотрите на его руки, когда он играет. Все пианисты бьют по клавишам, а он погружает в них пальцы, будто слоновая кость мягка и податлива.  Он окунает руки в клавиатуру.
     Но Верочка еще не была убеждена.
  - Александр Ильич, миленький, только не обижайтесь,  ну вот вы... как
пианист, какой по счету?
- Второй, - не раздумывая, ответил Зилоти.
- А первый кто?
 - Ну, первых много.  Лист, братья  Рубинштейны... Рахманинов  будет
первым.
- А какую музыку он сочиняет?
- Пока это секрет.  Знаю только, что фортепианный Концерт. Но могу вам
сказать: что бы Сережа Рахманинов ни делал в музыке, это будет высший класс. Поверьте старому человеку. Он великий музыкант!?
  Слайд 6.
В 1891 Рахманинов окончил консерваторию с?большой золотой медалью  как пианист, а в 1892 ( как композитор.  Дипломной работой Рахманинова стала одноактная опера ?Алеко? по поэме А.С.?Пушкина ?Цыганы?.
Слайд 7-8.
С 1890-х годов начинается самостоятельная жизнь С.В.?Рахманинова. Он?зарабатывает себе на жизнь уроками фортепиано и теорией музыки. 30?января?1892?года, он дает свой первый  концерт, в котором выступает как пианист и как автор ряда произведений. Сезон 1982 - 93?гг. стал началом артистического пути Рахманинова. Он выступает в концертах в Москве, Харькове и других городах.
Судьба Рахманинова  складывалась непросто.  Он  узнал  и  громкий, ранний  успех,  и  жестокое   поражение,   когда,   бессознательно   угождая петербургской   неприязни  к   "школе   Чайковского",  тучный,  флегматичный Глазунов,  выступая  в  качестве  дирижера,  рассеянно  провалил его  Первую симфонию. Тяжелейший нервный и творческий  кризис постиг  Рахманинова, ему казалось, что он навсегда утратил способность сочинять музыку.
Слайд 9.
Из  этой  прострации он  выбирался  долго  и  трудно.  Его  жизнь  была неустроенна, он ютился в ?меблирашках?, терял время на частные уроки, метался, порой причаливал к таким пристаням, где ему вовсе нечего было делать. 
Слайд 10.
Но  в самую  трудную  для  него пору из глубокой тени выступила женская фигура,  столь  знакомая  своими  очертаниями  и  вместе,  будто  не виданная никогда, и Рахманинов  понял, что спасен.  Наташа  Сатина, девочка с пухлыми губами, Верочкина наперсница, ставшая красивой, стройной женщиной, с волевым и  терпеливым  ртом,  сильная  плотью  и  духом  и  более  всего беззаветной преданностью тому, кого выбрала еще детским  сердцем, перетерпев всех и вся, выстрадав свое счастье, навсегда  заняла пост любви  возле  Рахманинова. 
Романс ?Не пой красавица при мне? (слова А.С. Пушкина, 1892-1896 г.г., посвящен Н. Сатиной).
Слайд 11.
Романсы Сергея Васильевича Рахманинова называют его душевной исповедью. Композитором создано немало творений в этом жанре – около восьми десятков, каждое из которых отличается удивительной искренностью. Такое внимание Рахманинова к вокальным сочинениям вполне объяснимо – он часто говорил о том, что любит поэзию и всегда возводил ее на второе почетное место после музыки.     
?Меня очень вдохновляет поэзия. После музыки я больше всего люблю поэзию. … У меня всегда  под рукой стихи. Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много музыки. Они — как сёстры-близнецы.?
Тяга к сочинительству проявилась у Сергея Рахманинова еще в детские годы, правда, поначалу он предпочитал импровизировать, не утруждая себя фиксацией нот на бумаге. А вот записывать свои творения будущий великий композитор начал только с 1887 года, и сразу же попробовал свои силы в разных жанрах, в том числе и вокальных. Однако о сочинениях для голоса тех лет нет никакой информации, возможно, потому что Рахманинов не считал их важными и не пытался сохранить.
Отсчет своих вокальных творений композитор решил начать с 1890 года, когда были написаны его сочинения для голоса ?У врат обители святой? на слова М. Лермонтова и ?Я тебе ничего не скажу? на слова А. Фета, обозначенные им как № 1 и № 2. С тех самых пор романс стал одним их любимых жанров Рахманинова
Романс ?У врат обители святой? (слова М.Ю. Лермонтова, 1890 г.)
Еще в ранние годы Рахманинов часто обращался к жанру русской лирической песни, что во много можно объяснить любовью к наследию Чайковского. Особенно остро это слышится в романсах ?Полюбила я на печаль свою? и ?Ух ты нива моя?. Композитор отбирает такие поэтические тексты, где повествуется о страданиях от любви и нестерпимых душевных терзаниях. 
Романс ?Ты помнишь ли вечер? (слова А. Толстого, 1893 г.)
Сергей Васильевич считал жанр романса идеальным для воплощения лирических переживаний. Именно поэтому в его вокальных опусах и преобладает лирическая сфера, а вот юмористические, бытовые и трагические образы в них встречаются очень редко.
Романс ?Как мне больно? (слова Галины Галиной, 1902 г.)
Лирические переживания родственны и для восточной поэзии, которая тоже была не чужда Рахманинову. Экзотические? композиции составляют отдельную ветвь в его вокальном творчестве – знаменитом романсе ?Не пой красавица при мне?, который он посвятил своей будущей жене Наталье Сатиной, а также зарисовках ?Она как полдень хороша?, ?В моей душе?, ?Ночью в саду у меня? и другие. 
Романс ?Она как полдень хороша?  (слова Николая Минского, 1894-1896 г.г.)
В 1896 году на свет появился еще один цикл из 12 романсов. Поскольку в этот период Рахманинов еще находился в поисках своего стиля, данный опус очень разнороден по образам. Неравноценны стихи, которые использовал Сергей Васильевич. Среди их авторов есть и признанные мэтры поэтического текста, такие как А. Толстой, Ф. Тютчев, А. Фет и другие, а также малоизвестные в те времена поэты Н. Минский и К. Бальмонт. Самым популярным романсом из этого цикла во времена Рахманинова были ?Весенние воды?.
Романс ?Весенние воды? (слова Федора Тютчева, 1896 г.)
Рахманинов был композитором удивительного дарования. К какому бы жанру он ни прикоснулся, под его рукой он приобретал необыкновенное духовное и художественное совершенство. А из романса великому музыканту удалось сделать, казалось бы, невозможное – жанр с поистине безграничными возможностями. И что самое интересное – Рахманинова не интересовали художественные достоинства текста, для него важны были только образы и смысл, которые авторы закладывали в него. Правда, трактовал композитор их всегда по-своему, создавая совершенно иной поэтические образ, завораживающий своим звучанием.
Романс ?Я жду тебя? (слова Марии Давидовой, 1894-1896 г.г.)
Слайд 12.
Февральская революция 1917?года была радостным событием для Рахманинова. Вскоре, однако, чувство радости сменилось тревогой, которая все нарастала в связи с?развертывающимися событиями.    И уже Октябрьская революция была встречена композитором с нескрываемым чувством постоянной тревоги. По его мнению, в связи с ломкой всего строя, артистическая деятельность в?России могла прекратить свое существование на многие годы. Поэтому, в декабре 1917?года, выехав на гастроли в Швецию, вместе с семьей, С.В.?Рахманинов уже больше не?возвращался в?Россию.
В течение нескольких месяцев Рахманинов концертировал в Скандинавии, обосновавшись с семьей в Дании. В ноябре?1918?года Рахманиновы переехали в Америку и?поселились в Нью-Йорке.
Расставание с Родиной стало трагическим фактом биографии Рахманинова и на 8 лет прервало его композиторскую деятельность. Давая концерты в Америке и?в?Европе, Рахманинов достиг прочного артистического и материального благополучия, но не?обрел душевного покоя. В течение многих лет он оказывал помощь сотоварищам по профессии, проводил благотворительные концерты.  
Слайд 13.
?Я — русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка… У меня нет своей страны. Мне пришлось покинуть страну, где я родился, где я боролся и перенёс все огорчения юности и где я, наконец, добился успеха. Уехав из страны, я потерял Родину, потеряв Родину, я перестал писать?.
В 1926 году С.В.?Рахманинов вернулся к?композиторской деятельности. Усиленная, работа Сергея Васильевича начинала отражаться на?его здоровье, но, несмотря на это он не прекращал своей концертной деятельности.
Будучи в эмиграции, Рахманинов не написал ни одного романса.
Слайд 14.
В 1941?году, переживая за судьбу своей Родины, С.В.?Рахманинов проводит концерт, весь сбор которого передает русскому генеральному консулу. 
Последний концертный сезон, несмотря на плохое самочувствие,                        Рахманинов начинает 12?октября?1942?года. 
Первого февраля 1943 года, двадцать пять лет спустя после приезда в Америку, Рахманиновы приняли американское гражданство.
17?февраля?1943?года состоялся его последний концерт, после которого, из-за болезни, Рахманинов вынужден был прервать турне.
Слайд 15.
 ?Она была с ним тем черным февральским днем 1943 года, когда, отыграв последний концерт, сбор от которого,  как и сбор от остальных концертов, передавался в фонд   Красной  Армии,  защитникам  Сталинграда,  Рахманинов  с  разъеденным метастазами позвоночником  не  смог  сам  уйти  со  сцены и  его  унесли  на носилках, предварительно опустив занавес. И седая, но по-прежнему стройная и сильная  Наталья  Александровна  услышала,  как прошептал  Рахманинов,  чуть приподняв свои прекрасные громадные  руки: "Милые мои руки, бедные мои руки, прощайте!.."
Романс ?Христос Воскрес? (слова Д. Мережковского, 1906 г.)
 Слайд 16.
Сергей Васильевич умер 28?марта?1943?г. в час ночи, не дожив нескольких дней до?своего семидесятилетия. Последние переживания композитора были связаны с?известиями о ходе боев советской армии с войсками фашистской Германии. 
Утраченная Родина жила в?его сердце как самая большая, дающая творческие силы любовь.
Слайд 17.
Звучит ?Вокализ? (фонограмма)



Прозвучали романсы С.В. Рахманинова:

1.?Здесь хорошо?, слова Галины Галиной 
2.?Сирень?, слова Екатерины Бекетовой 
3.?Не пой красавица при мне?, слова А.С. Пушкина 
4.?У врат обители святой?, слова М.Ю. Лермонтова 
5. ?Ты помнишь ли вечер?, слова А.К. Толстого 
6.?Как мне больно?, слова Галины Галиной 
7.?Она как полдень хороша?, слова Николая Минского 
8.?Весенние воды?, слова Федора Тютчева 
9.?Я жду тебя?, слова Марии Давидовой 
10.?Христос Воскрес?, слова Д. Мережковского 


В программе принимают участие: 

учащиеся МАОУ ?Гимназия №1? г. Перми: Агранович М., Богатко М., Болотова Вл., Букина Ан., Зорина А., Иванюшина П.,   Ковалева Л., Культикова Ек., Макурина Св., Нечаева Ел., Пастухова А., Попану М.,Рунг С., Трапезникова А., Тырышкина Ек., Федосеева В., Чазова Ек., Шемина Т., Шустикова М., Блинов Н., Ходоров Е., Сухорослов И. 

солисты Пермского академического театра оперы и балета 
им. П.И. Чайковского: Елена Галеева, Дарья Терещенко, 
Айсулу Хасанова, Алексей Герасимов, Олег Иванов

Концертмейстеры: Елена Алексеева, Эмилия Долгановская 

Менеджер театра - Зубарева Ольга Алексеевна

Техническое сопровождение – Катаев Виталий


Автор идеи: Ветлугина Ирина Борисовна

Сценарий: Ветлугина Ирина Борисовна, 
                   Стасенко Надежда Сергеевна










8