Занятие по логопедии в 1 классе

Тема занятия: Звуки [м - м,]. Буква М м.

Цель занятия: закрепить навыки различия и четкого произношения звуков

[м, м,] изолированно, в слогах, фразах, в предложении.

Образовательные задачи занятия:

закрепить знания о механизмах организации данного звука изолированного, в слогах, в словах, в предложении;

познакомить с графическим изображением звуков [м -

м

,

], буквой М

м

;

сформировать понятие звук, слог, слово, предложение.

Коррекционные задачи занятия:

совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата;

Воспитательные задачи занятия:

воспитывать интерес к занятиям, воспитание трудолюбия, настойчивости.

Оборудование: предметные картинки, тетради, карандаши, карточки-приложения

Ход проведения занятия.

Этапы занятия

Содержание

1. Организационный момент

Знакомство с гостями

2. Сообщение темы

Внимание на доску!!!!!!!!!!!!!! Игра «Третий лишний».

Из трех картинок убери лишнюю. Почему?

Из трех картинок дети выбирают ту, в которой нет звука [м]: медведь, машина, чашка;

- Произнесите слова медведь, машина. Какой звук слышится в начале слова?

- А вы не догадались, какая тема у нас сегодня на занятии?

- Сегодня мы с вами будем работать со звуками [м – м,], научимся находить его в словах и четко произносить

3. Артикуляционная гимнастика

Мимическая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Упражнения:

- «Лопатка», «Качели», «Лошадка».

- Остановили лошадку тр – р – р.

«Трубочка» - «Улыбка» попеременно произносим у–и, у-и

Мимика: «Хмуримся – удивляемся».

«Подмигиваем правым и левым глазом».

«Надуваем щеки и втягиваем». (Без голоса).

Дыхание

- Сели удобно, одну руку положим на диафрагму (чуть выше живота) другую на пояс. Контролируем – когда дышим, плечи не поднимаются. Молодцы!

4. Произнесение изолированного звука. Анализ артикуляции звука.

- Возьмите зеркала и произнесите звук [м] - В каком положении находятся губы? При произношении звука [м] губы сжаты и напряжены

- Произнесите звук [мь] в каком положении находятся губы? При произношении звука [мь,] губы растягиваются, но также смыкаются

-В каком положении находятся зубы? При произношении звука [м] зубы не смыкаются

- В каком положении находится язык? При произношении звука [м] язык свободно лежит

- Какая воздушная струя (поставим руку тыльной стороной)? Воздушная струя слабая и короткая идет через нос.

- Присутствует ли голос? Голос присутствует.

5. Характеристика звука

- Можем ли мы этот звук пропеть? Этот звук мы пропеть не можем.

- Значит этот звук какой? Этот звук согласный.

- Если этот звук согласный, он может быть каким? Этот звук может твердым и мягким.

- Мы говорим, что при произношении этого звука присутствует голос, значит он какой? Этот звук звонкий.

6. Связь звука и буквы

Ребята, мы с вами помним, что звуки мы слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем.

Вот и у звука «м» есть своя буква «ЭМ».

Звуки [м и м,] обозначается буквой эм..

На доске выставляется заглавная и строчная письменные буквы м, а печатную дети показывают на ленте букв

7.Работа в тетрадях

Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква …..М

Ребята, посчитайте, из скольких элементов состоит буква М? Выложите букву М из резинок на игольчатом тренажере.

Как же правильно её мы будем писать? Прорисуйте букву М в воздухе (показывает написание буквы на доске, а затем вместе с детьми в воздухе). Возьмите тетради и пропишите там строку с буквой М.

8. Развитие фонематического слуха. Нахождение твёрдого и мягкого звука М в слогах.

Игра «Поймай звук»

Попробуй звуки поймать,
Если услышишь звук “мьо подними зеленый квадрат,
А если услышь “м”, то синий.

М- МЬ-Н-М-МЬ

МА-МЯ-НИ-МИ-МЕ-НЕ-МУ-МИ

МАМА-МИР-НИНА-МУХА-МЕЛ-ПАР-МОХ

9. Закрепление звука изолированно

Давай покажем нашему звуку как, мы научились его произносить.

Произносим

м – м – м

м, – м, – м,

10.Закрепление звука в слогах посредством повторения чистоговорок

Ма-ма-ма — дома я сама.

Му-му-му — молоко кому?

Мо-мо-мо — едим мы эскимо.

Мы-мы-мы — прочитали книгу мы.

Ми-ми-ми — поем ноту ми.

Ме-ме-ме — дай-ка травки мне.

11. Динамическая пауза

А теперь все встали, динамическая пауза.

Мы руками — хлоп-хлоп-хлоп (6раз),
Мы ногами — топ-топ-топ (6раз).
Кулаками постучим (6раз),
Повернемся и молчим (рот закрыть рукой).

12. Закрепление звука в словах.

1.Нахождение твёрдого и мягкого звука М в словах (определить твёрдый или мягкий звук М в ваших фамилиях).

МАМЕДОВ, МЕРКУЛОВ ,САРАМОК, МЯСНИКОВ-запишите правильно вашу фамилию в тетрадь и отметьте карандашом мягкость или твердость звука

2.Возьмите карточки № 1. На них нарисованы картинки, в названии которых есть звук М, вы должны определить на каком месте в слове находится данный звук и закрасить нужный квадратик под картинкой.

(Картинки: ДОМ, МАК, ГНОМ, СУМКА, МЫЛО, МЫШКА, СОМ, ДЫМ, МУХА, КОМАР, МАЯК, МОРЕ.)

13. Закрепление звука в предложении

1.Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто это?., (мышка)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной... (медведь)

2.Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (Муха)

14. Подбор антонимов к словам. (Игра “Наоборот”).

Логопед: Я вам буду называть слова, а вы должны подобрать слово с обратным значением, но оно должно начинаться с буквы М.(Дети по очереди подбирают слова и называют их.)

Большой – маленький
Быстро – медленно
Старый – молодой
Твёрдый – мягкий
Ссориться – мириться
Крупный – мелкий
Сухой – мокрый

15.Найти картинки, в названии которых есть звук М.

Возьмите карточку №2, рассмотрите картинки и обведите только те, в названии которых есть звуки М или Мь.

(Картинки: ПАЛЬМА, качели, корзина, МЕЛЬНИЦА, САМОЛЁТ, ключ, МЕДВЕДЬ, шляпа, топор, КОМАР, бык, ДОМ, стул, арбуз, АВТОМАТ, ананас, МАШИНА, кошка, СУМКА, шапка, собака, МУХА.)

16.Итог занятия

С какой буквой мы сегодня познакомились? Мы познакомились с буквой М.

Что обозначает эта буква? Она обозначает звуки [м и м,].

Какие это звуки. Звук [м] согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой и колокольчиком.

Звук [м,] согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленой фишкой и колокольчиком.

16.Домашнее задание

Нарисовать свою мечту, которая спряталась за фигурами с буквой «М“

17. Оценка

Сегодня у вас было хорошее произношение. Вы правильно выполняли задания. Молодцы!!!!!!!!. Какую вы поставите себе оценку! Оцените смайликом.

Приложение 1

Найти букву «М» среди других букв.

Г, П, А, М, К, Ю, П, Л, М, Р, П, Ё, К, М, Н, М, Г, Я, К, М, П, Э, Ф, А, Г, Ю, П, М, Г, И, А, Г, П, М, К, Г, О, И, П, Ё, К, Ж, М, Э, М

Приложение 2

Найти букву «М».

Приложение 1

Закрасить квадратик, соответствующий месту звука «М»-«М`» в слове-названии картинки.

Приложение 4

Нарисовать картинки, в названии которых есть звук и буква «М».

«М» в начале слова «М» в середине слова «М» в конце слова

М____

___М___

_____М

Приложение 2

Найти картинки, в названии которых есть звук «М».

МАМЕДОВ

МЕРКУЛОВ

САРАМОК

МЯСНИКОВ