Логопедическое занятие для детей 6-7 лет

Звуки [М], [М’] и буква М.

Цели:
коррекционно-образовательные:
- учить детей характеризовать звук М;
- учить согласовать местоимения с существительными;
- учить обобщать и называть одним словом предметы;
коррекционно-развивающие:
- развивать у детей фонематический слух и восприятие;
- развивать мелкую и артикуляционную моторику;
- расширять и уточнять словарь;
- развивать мимическую мускулатуру;
коррекционно-воспитательные:
- развивать у детей наблюдательность;
- воспитывать самоконтроль за речью.

1. Организационный момент.
- Назовите мне первый звук в словах: утка, удочка, утюг. А в словах: ослик, облако, осень. Что общего у этих двух звуков? А какой ещё гласный вы уже знаете (А)? Придумайте слова на А.

2. Ход занятия.
1.Знакомство со звуками [М], [М’].
- Отгадайте загадку: Голодная – мычит,
                                    Сытая жует,
                                    Всем детям молоко даёт. (Корова)
- Как мычит корова? – МММ.
Показ и объяснение перед зеркалом артикуляции звука [М]:
- Когда произносим звук [М]:
губки сомкнуты без напряжения;
воздух выходит через нос;
горлышко ?работает?.
Показ символа звука (цветная вклейка). Объяснение:
- Звук М нельзя петь, т. к. губы создают преграду воздуху. Этот звук согласный, твёрдый, звонкий (горлышко ?работает?), поэтому мы обозначаем его синим кружочком с колокольчиком.

Показ и объяснение перед зеркалом артикуляции звука [М’], объяснение мягкости, обозначение зеленым кружочком.

2.Дидактическое упражнение ?Хлопни в ладошки?.
- Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук [М]: м, а, н, у, м, м, и, о, р, с, м; а теперь слоги: ам, ар, ор, ом, ма, ка, со, му; а теперь слова: мак, Оля, муха, дом, суп, мука.

- Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук [М’]: мь, в, а, у, мь, н, и, мь, р, д, м; а теперь слоги: амь, ур, он, ов, мя, ка, со, мю; а теперь слова: мяч, стул, Миша, мел, смех, гора.


3. Упражнение ?Окошко для звука?.
У каждого ребёнка карточка со звуковым домиком с тремя окошками (начало, середина и конец слова) и синий кружок с колокольчиком. Разбор слов: муха, сом, самолёт. 

4. Игра ?Жадина?. Каждому ребёнку показывается предметная картинка, про которую он должен сказать: ?Это моя…
                                                   Это моё…
                                                   Это мой…
                                                    Это мои…(назвать предмет, правильно согласовывая местоимения с существительными).

5. Дидактическое упражнение ?Назови первый звук в слове?:
- Отгадайте загадки и назовите первый звук в отгадке:

Хозяин леса неуклюжий,
Наступает всем на уши. (медведь)

Живет в норке, грызет корки,
Короткие ножки, боится кошки. (мышь)

Шкура толстая егоГреет в холод всё равно,На тюленя он похож,Но зовётся зверь тот … (морж)

- Как назвать одним словом медведя, мышь и моржа? (животные)

5. Физкультминутка (повторяют за учителем слова и движения):
Мишка – толстый, косолапый –
В зоопарке машет лапой.
То он сядет, то привстанет, 
Головой кивать нам станет.
Целый день гостей смешит.
Ну а ночью сладко спит.


6. Знакомство с буквой М.
- Буква эМ с двумя горбами,
Как верблюд – смотрите сами!
                      О. Гофман
- На что похожа буква М? Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные сжать в кулачок.
Выкладывание буквы из счётных палочек.

7. Работа в тетради (печатание буквы, обводки, раскраски дорисовки).


8. Анализ слогов АМ, МА, ОМ, МО. На интерактивной доске слоги.
- Составьте схемы слогов из кружков: согласный – синий кружок с колокольчиком, гласный звук – красный кружок.

- Составьте из разрезной азбуки слоги АМ, МА, ОМ, МО. Прочитайте.

3. Итог занятия.
- Давайте, вспомним все, о чём мы сегодня говорили. О каком звуке? (М)
- Какой он? (Согласный, звонкий)
- На что похожа буква М? (Вспоминают)
- Про кого мы отгадывали сегодня загадки? (перечисляют) А как называются одним словом все эти существа? (животные) 
- Молодцы! Значит мы говорили о?…(животных).
- Занятие окончено, вы – молодцы!