Логопедическое занятие для детей 6-7 лет Звуки [М], [М’] и буква М. Цели: коррекционно-образовательные: - учить детей характеризовать звук М; - учить согласовать местоимения с существительными; - учить обобщать и называть одним словом предметы; коррекционно-развивающие: - развивать у детей фонематический слух и восприятие; - развивать мелкую и артикуляционную моторику; - расширять и уточнять словарь; - развивать мимическую мускулатуру; коррекционно-воспитательные: - развивать у детей наблюдательность; - воспитывать самоконтроль за речью. 1. Организационный момент. - Назовите мне первый звук в словах: утка, удочка, утюг. А в словах: ослик, облако, осень. Что общего у этих двух звуков? А какой ещё гласный вы уже знаете (А)? Придумайте слова на А. 2. Ход занятия. 1.Знакомство со звуками [М], [М’]. - Отгадайте загадку: Голодная – мычит, Сытая жует, Всем детям молоко даёт. (Корова) - Как мычит корова? – МММ. Показ и объяснение перед зеркалом артикуляции звука [М]: - Когда произносим звук [М]: губки сомкнуты без напряжения; воздух выходит через нос; горлышко ?работает?. Показ символа звука (цветная вклейка). Объяснение: - Звук М нельзя петь, т. к. губы создают преграду воздуху. Этот звук согласный, твёрдый, звонкий (горлышко ?работает?), поэтому мы обозначаем его синим кружочком с колокольчиком. Показ и объяснение перед зеркалом артикуляции звука [М’], объяснение мягкости, обозначение зеленым кружочком. 2.Дидактическое упражнение ?Хлопни в ладошки?. - Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук [М]: м, а, н, у, м, м, и, о, р, с, м; а теперь слоги: ам, ар, ор, ом, ма, ка, со, му; а теперь слова: мак, Оля, муха, дом, суп, мука. - Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук [М’]: мь, в, а, у, мь, н, и, мь, р, д, м; а теперь слоги: амь, ур, он, ов, мя, ка, со, мю; а теперь слова: мяч, стул, Миша, мел, смех, гора. 3. Упражнение ?Окошко для звука?. У каждого ребёнка карточка со звуковым домиком с тремя окошками (начало, середина и конец слова) и синий кружок с колокольчиком. Разбор слов: муха, сом, самолёт. 4. Игра ?Жадина?. Каждому ребёнку показывается предметная картинка, про которую он должен сказать: ?Это моя… Это моё… Это мой… Это мои…(назвать предмет, правильно согласовывая местоимения с существительными). 5. Дидактическое упражнение ?Назови первый звук в слове?: - Отгадайте загадки и назовите первый звук в отгадке: Хозяин леса неуклюжий, Наступает всем на уши. (медведь) Живет в норке, грызет корки, Короткие ножки, боится кошки. (мышь) Шкура толстая егоГреет в холод всё равно,На тюленя он похож,Но зовётся зверь тот … (морж) - Как назвать одним словом медведя, мышь и моржа? (животные) 5. Физкультминутка (повторяют за учителем слова и движения): Мишка – толстый, косолапый – В зоопарке машет лапой. То он сядет, то привстанет, Головой кивать нам станет. Целый день гостей смешит. Ну а ночью сладко спит. 6. Знакомство с буквой М. - Буква эМ с двумя горбами, Как верблюд – смотрите сами! О. Гофман - На что похожа буква М? Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные сжать в кулачок. Выкладывание буквы из счётных палочек. 7. Работа в тетради (печатание буквы, обводки, раскраски дорисовки). 8. Анализ слогов АМ, МА, ОМ, МО. На интерактивной доске слоги. - Составьте схемы слогов из кружков: согласный – синий кружок с колокольчиком, гласный звук – красный кружок. - Составьте из разрезной азбуки слоги АМ, МА, ОМ, МО. Прочитайте. 3. Итог занятия. - Давайте, вспомним все, о чём мы сегодня говорили. О каком звуке? (М) - Какой он? (Согласный, звонкий) - На что похожа буква М? (Вспоминают) - Про кого мы отгадывали сегодня загадки? (перечисляют) А как называются одним словом все эти существа? (животные) - Молодцы! Значит мы говорили о?…(животных). - Занятие окончено, вы – молодцы!
Логопедическое занятие звуки [М],[М']. Буква М