Логоритмика и занятия вокалом как средства развития детей с ОВЗ
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность.
Физиологи и психологи доказали тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Даже на новорожденного ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки.
Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому детям с ОВЗ необходимо проводить занятия логоритмикой, а из моей практики – занятия именно музыкальной логоритмикой – через пропевание. Развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для школьников форме: ритмических упражнениях и музыкальных играх.
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения. Таким образом, логоритмика включает в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, овладение двигательными навыками, совершенствование его речи, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. В моей практической деятельности дети не только выполняют такие задания в кабинете, но и с удовольствием показывают их на сцене. Иногда мы вставляем их в различные тематические спектакли, например, Новый год: инсценированная песня-подарок для Деда Мороза, на 8 марта для любимым учителей и мам.
Занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками, способствуют уточнению артикуляции, развитию фонематических процессов, расширению лексического запаса, совершенствованию общей и мелкой моторики; формируется музыкальный слух, развиваются эмоциональная сфера и творческие способности, появляется уверенность в себе.
На логоритмических занятиях детей знакомят с окружающим миром, различными музыкальными инструментами, учат правильно дышать, ходить, отстукивать ритм, правильно артикулировать звуки. Также дети разучивают стихи, пропевая каждый слог под аккомпанемент, в сочетании с движениями, а также в танцевальных ритмах.
Логоритмика развивает внимание и память: тренирует способность запоминать предметы и картинки, инструкции-просьбы, последовательность действий во время различных игр, развивает детский слух: формирует слуховой восприятие и слуховую память с помощью музыкальных игрушек (колокольчиков, погремушек, барабана), узнавание звуков окружающей среды (кошачье мяуканье, скрип дверей, щебетанье птичек). Поскольку я учитель музыки, то основное внимание в работе с детьми с ОВЗ я уделяла именно музыкальному развитию, постановке голоса, вокального аппарата и через эти навыки ребенок намного легче справлялся с речевыми сложностями. Ребенку намного проще в игровой форме, непринужденно пропевая мелодию, незаметно для самого себя справиться со своими задачами.
Логоритмика – относительно молодой, но уже успевший стать популярным комплекс занятий по развитию речи детей. Логоритмические занятия дарят радость, положительное общение, повышение самооценки и жизненного тонуса малыша, а на положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно, способствуют интеллектуальному, физическому и психическому развитию ребенка.
Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе «озвученных» стихов, то есть, коротких стихотворений, положенных на музыку.. Эти игры учат малышей координировать движения со словом, пением, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Постепенно мы вводим в процесс обучение детей на музыкально - шумовых инструментах, что является средством для решения последующих задач: развития внимания и памяти, координации движений, мелкой моторики и т. д.
Все упражнения проводятся по принципу «повтори за учителем» или «эхо». Особой любовью пользуются у детей упражнения , придуманные «на ходу». Поскольку домашние задания не задаются, мы любим выбрать 2 или 4 строчки по возможностям запоминания и начинаем придумывать мелодию через проговаривание и простукивание ритма. И постепенно рождается песенка, мы даже объявляем автора на наших спектаклях.
Игровые занятия построены с учетом основных педагогических принципов – последовательности, постепенного усложнения и повторяемости материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков. Занятия проводятся на регулярной основе, что дает стабильный возрастающий результат и желание детей заниматься тыорчеством.
Логопедическая ритмика включает в себя: упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечную активность и концентрацию внимания;
речевые упражнения без музыкального сопровождения и с сопровождением; упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; вокальные упражнения для постановки и развития голоса; пальчиковые, коммуникативные игры; упражнения на развитие мелкой моторики.
Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение.
Так как наша речь организована ритмически, ребенка с патологией необходимо научить ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз. Но даже у здорового ребенка необходимо воспитать чувство ритма, а затем соединить речь с ритмическими движениями. Особенно это важно для детей, имеющих заикание. Проблема в речи перестает быть проблемой через медленное плавное пропевание слогов. Это удивительный опыт, который удивляет и самих детей. Упражнения на ускорение приводят к постепенному освоению и закреплению навыков .
Такие певческие упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи, что очень важно для детей, страдающих заиканием или нарушениями темпа речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи.
Цель пения : развивать дыхание, голос, формировать т чувство ритма и темпа, улучшать дикцию и координировать слух и голос.
Дополнительная игра на музыкальных инструментах позволяет развивать мелкую моторику мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), формировать чувство
Артикуляционные вокальные упражнения позволяют развивать подвижность языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений.
Прежде, чем произнести звук, нужно научиться различать его на слух. Работа по формированию фонематического восприятия строится на развитии слухового внимания. Упражнения на развитие слухового внимания направлены на различение слов, близких по звуковому составу, на различение слогов, выделение различных слоговых сочетаний, отдельных звуков.
Таким образом, использование системы специальных вокальных упражнений, различных игр с детьми на занятиях «Музыкальная логоритмика» позволит добиться положительных результатов в развитии речи и музыкальности, координированности движений со словом, сформирует положительный эмоциональный настрой, научит общению со сверстниками.