Комплексное занятие по формированию элементарных математических представлений в совместной игровой деятельности для детей средней группы.
«Лунтик приглашает в познавательное путешествие»
Воспитатель: Дубова Т.И.
Содержание занятия.
Iэтап: Способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности.
* Рассматривание карты - путеводителя.
* Организационный момент: утреннее приветствие «Соберемся все мы в круг»
IIэтап: Способствуем планированию детьми их деятельности.
III этап: Способствуем реализации детского замысла.
* Задание «Накорми зайчат».
* Загадка по ель.
* Физкультминутка «Мы к густому лесу вышли».
* Игра «Посадим ёлочки в ряд».
* Стихотворение про медведя.
* Задание «Закончи предложение».
* Задание «Построим дорожку из геометрических фигур».
* Сюрпризный момент.
* Совместная практическая работа детей с красками «Привет Лунтику».
IV этап: Способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности.
* Анализ занятия.
* Просмотр мультфильма про Лунтика.
Программные задачи:
Воспитательные: *Воспитывать целеустремлённость, желание выполнять работу
аккуратно, доводить начатое дело до конца.
*Воспитывать умение слушать своих товарищей.
Образовательные: * Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять расположение предметов в пространстве;
* Закреплять знание цифр от1 до 5;
* Учить соотносить цифру с количеством предметов;
* Совершенствовать умение сравнивать предметы по высоте, раскладывая их в возрастающей и убывающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самая высокая, пониже, ещё ниже, самая низкая.
* Закреплять представление о частях суток.
* Уточнить знание детей о геометрических фигурах.
Развивающие: *Развивать внимание , память, образное мышление, познавательную активность, связную речь.
* Расширять словарный запас.
* Развивать мелкую моторику.
Предварительная работа: Использование игр на развитие математических способностей, загадки про цифры, использование игр упражнений, позитивно влияющих на эмоциональное самочувствие детей, викторины, разучивание стихотворений, экспериментирование с краской.
Материалы и оборудование: Карта с изображением зайца, леса, медведя, полянки и сундучка (рядом с картинками - цифры 1, 2,3,4,5), 5 плоскостных фигур зайчат и 5 морковок, по 5 ёлочек разного размера на каждого ребёнка, набор картонных геометрических фигур, игрушки (заяц, медведь), берёзка с листочками из атласа, искусственные веточки деревьев, пенёк, ёлка, мольберт, ноутбок, диск с мультфильмом про Лунтика, аудиозапись музыки.
Ход ННОД:
Звучит фонограмма детской песни. Дети заходят в группу, воспитатель заходит с картой, свёрнутою в трубочку.
Воспитатель: Как вы думаете, что это?( Ответы детей)
Воспитатель: Давайте сейчас проверим, кто из вас оказался прав?
Воспитатель разворачивает карту.
Воспитатель: Да это карта. Как проверить , куда нас карта приведёт(Отправиться в путешествие).Посмотрим может эта карта приведет нас к сокровищам? Вы согласны? Замечательно!- Но я знаю, что это путешествие нелёгкое , справятся только добрые и дружные ребята. Вот мы сейчас проверим, какие вы ребята? Готовы?
Тактильная игра: " Соберёмся все мы в круг"
- Соберемся все мы в круг
Я твой друг и ты мой друг!
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Нам преграды не страшны,
Вместе мы дружны ( руки вверх, взявшись за руки)
Воспитатель: Вижу , что вы добрые и дружные . Давайте рассмотрим план. Откуда мы отправимся в путь?( Ответы детей)
Воспитатель: Правильно с цифры 1. Посмотрите на цифры и найдите цифру 1. Рядом с цифрой 1 сидит заяц. Пойдемте его искать . А вот и заяц. Он говорит , что разрешает нам пройти дальше, если мы ему поможем накормить зайчат морковкой так, чтобы всем досталось поровну.
Задание : " Накорми зайчат".
Воспитатель: - Поможем? Вот и замечательно. Давайте посчитаем : сколько зайчат?
( Четыре).
Воспитатель: Найдите цифру 4. Угостим зайчат морковкой: Каждому зайке дадим по одной морковке. Сколько морковок( четыре) . Молодцы! А вот ещё прискакал один зайчик. Сколько их стало?( Пять).
Воспитатель: Кого больше? На сколько? - что нужно сделать , чтобы морковок и зайчат стало поровну? (Убрать одного зайку или добавить одну морковку).
Воспитатель: - Не будем обжать зайку и ему дадим морковку. Сколько стало морковок? (Пять).
Воспитатель: Молодцы! Вы справились с этим заданием.
Воспитатель: Пора двигаться дальше . Ребята куда теперь нам нужно идти?
(к цифре 2).
Воспитатель: Что растет возле цифры 2(Лес).
Воспитатель: Чтобы нам пройти через лес, нужно отгадать загадку и поиграть. Слушайте внимательно загадку: Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год? ( ель)
Воспитатель: Идём к лесу.
Физкультминутка " Мы к густому лесу шли"
Мы к густому лесу вышли,
Поднимая ножки выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки!
Очень долго мы шагаем ,
Но не сколько не устали.
Воспитатель: Давайте пройдем к столу. Перед вами ёлочки. Все ли ёлочки одинаковые по высоте? (Нет).
Воспитатель: Воспитатель предлагает каждому ребенку разложить ёлочки в ряд, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой.
Игра " Посадим ёлочки в ряд".
Воспитатель: Какие вы сообразительные. Двигаемся дальше? Ребята , куда теперь нам нужно идти? ( к цифре 3). Кого мы видим возле цифры 3 (Показывает карту).
( Медведя).
Воспитатель: Медведь перепутал все части суток. Он говорит, что светло бывает ночью, а темно днём. Это правильно? Давайте поможем ему разобраться.
Задание " Закончи предложение"
Спим ( ночью), а делаем зарядку( утром). Завтракаем ( утром), а ужинаем
(вечером).Луна видна ( ночью), а солнце ( днем). Обедаем ( днем).
Воспитатель: Мишка всё понял, вы ему помогли. Сашенька и Ульяночка, прочитайте, пожалуйста , стихотворение - шутку про мишку, в подарок ему.
Мы сказали строго папе:
- Сын Ваш, Мишка, косолапит,
И давно пора понять,
Нужно что- то предпринять!
И услышали от папы:
- В деда сын мой косолапый.
Да и прадед мой Потап
Отродясь был косолап,
Не волнуйтесь, ребятишки,
Косолапы все мы - мишки!
Воспитатель: Мишка говорит вам спасибо, ему понравилось стихотворение- шутка. Отправляемся дальше в путь ( показывает карту), ( к цифре 4).Что мы видим?
(Полянку). Полянка не совсем простая. Чтобы через неё пройти, нам нужно проложить волшебную дорожку, а дорожка состоит из геометрических фигур.
Задание " Построим дорожку из геометрических фигур."
Воспитатель: Давайте сначала положим большой синий квадрат. Теперь маленький красный круг. Теперь найдем жёлтою фигуру, у которой три угла. Дальше идёт большая зелёная фигура, которая не имеет углов. А сейчас положите маленький круг не синего цвета. Следующая фигура будет - маленький синий круг. И завершим мы нашу дорожку большим оранжевым прямоугольником. -Молодцы, ребята! Вот мы ещё с одним заданием справились! Давайте посмотрим , куда привела нас волшебная дорожка( ребята идут по дорожке из геометрических фигур и на экране появляется Лунтик).
Воспитатель: Ребята , нас приветствует Лунтик и передает вам привет со своим другом Лунным Шариком.
Воспитатель: - Посмотрите вот он- Лунный Шарик, а рядом с ним- сундучок. Давайте посмотрим нашу карту, видите в конце пути что изображено ( сундучок). Мы сейчас в него заглянем. Сколько здесь подарков от Лунтика: книжки- раскраски, фломастеры, сборник приключений Лунтика. Спасибо Лунтик.( Дети благодарят Лунтика).
Воспитатель: Мы обязательно посмотрим мультфильмы про Лунтика позже, а сейчас , ребята, предлагаю сделать подарок Лунтику. Сделаем? ( Да).
Воспитатель: Но для начала нужно пальчики размять.
Пальчиковая гимнастика: " Дай нам солнышко , тепла".
Мы ладошки протянули,
И на солнышко взглянули,( протягивают ладошки вперед и ритмично поворачивают их вверх -вниз ).
Дай нам солнышко тепла,
Чтобы силушка была, ( делают движение пальцами, словно маня к себе).
Наши пальчики - малютки.
Не хотят ждать ни минутки ( ритмично сгибают и разгибают пальцы).
Тук- тук, молоточками ( наклоняются и поочередно ритмично стучат кулачками по коленям).
Хлоп- хлоп, лопаточками( ритмично хлопают по коленям).
Прыг- прыг, словно зайки,
Скачут на лужайке( стучат полусогнутыми пальцами по коленям).
Практическая работа детей с красками." Привет Лунтику!"
Воспитатель: - Ребята, давайте вспомним через какие испытания нам пришлось пройти, чтобы дойти до Лунтика .( Ответы детей). Какое задание вам понравилось выполнять больше всего? ( Ответы детей). А мне очень понравилось в лесу, когда вы сажали ёлочки. Ребята, вы все- большие молодцы! Наше путешествие закончилось. Спасибо Вам, ребята, что и меня взяли в путешествие.