Фрагмент урока по русскому языку в 8 классе
По теме: понятие об уточняющих членах предложения.
Цели:
1. Отработать умение находить уточняющие члены в предложении.
2. Развитие речи, внимания.
3. Воспитание уважения и доброго отношения к ближнему.
Такое прекрасное чувство.
Людей, никогда не любивших, нельзя назвать сформировавшейся личностью. Человек нуждается в любви с рождения, даже с зарождения жизни. В течение всего жизненного пути мы учимся любить. Иногда любим неуверенно и осторожно, почти по- детски, иногда молниеносно, с бурей эмоций. Л.Н. Толстой писал, что любовь - это желание добра другому. Она не должна быть эгоистичной, жадной, любовь должна быть другой, то есть бескорыстной. Настоящая любовь ценит понимание, искренность, верность, особенно уважение.
Некоторые считают, что без любви на Земле было бы лучше. А как же любовь к матери? Она постоянна, неизменна, то есть вечна. Никакое потрясение, даже горе, не может убить материнскую любовь, перед которой всё человечество преклоняется уже много столетий. Вспомнив образ Святой Девы Марии с младенцем на руках, вы увидите настоящую любовь. Это чувство живет в нас, делает нас добрее. Очень часто, особенно в трудную минуту, мы обращаемся к милой и нежной маме, ищем у нее утешения и одобрения.
Любовь матери, как весна в природе, пробуждает к жизни. Она
вечна, нерушима. Ничто, даже..., не может заменить нам живой,
переменчивой природы. Значит, пора спохватиться, по- новому, . ,
относиться к ней. Ведь мы её частица, хотя и отгородились от неё стенами городов. Мы всё чаше прислушиваемся к далёким сигналам,
особенно. .., но не слышим их около себя. Они непрерывно звучат у
нас на земле. Очень часто , , мы стараемся не слышать
позывные птиц и зверей. А ведь они гоже любят Землю, природу и человечество. Вслушайтесь в голоса живого! Откройте сердце для любви, разве может быть что - то прекраснее?
Работа с I частью текста:
- Найти уточняющие члены предложения, определить какими членами они являются, ( Ответы заносятся в схему).
СХЕМА
УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Уточняют
конкретизируют
ограничивают
обстоятельства определения дополнения гл. члены
места приложения
времени
образа действия
союзы: то есть, слова: особенно, даже, предлоги: кроме,
или главным образом помимо, вместо,
в частности, например исключая, наряду с
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Учитель предлагает прослушать текст и дать тексту название.
Слушают текст
Учитель выслушивает и одобряет ответы. Предлагает выбрать более удачное название текста. Читает то название текста, которое дал автор.
Предлагают свои названия текста и объясняют свой выбор.
Учитель объясняет задание к 1 части текста. Учащиеся должны Найти уточняющие члены предложения, определить какими членами они являются.
Учитель оказывает помощь наводящими вопросами слабым ученикам или тем, кто не понял задание.
Работают самостоятельно. Учащиеся читают предложения определяют уточняющие члены предложения и определяют, какими членами предложения они являются.
Учитель предлагает проверить правильность выполнения задания. контролирует ответы учащихся, задаёт по необходимости наводящие вопросы.
Желающие читают выразительно предложение и читает уточняющие члены предложения, говорит, каким членом предложения уточ. является.
Наглядный слуховой метод
Метод конструирования.
Языковой анализ
Коммуникативно-развивающее мышление.
ХОД УРОКА:
Эпиграф:
Самое верное средство завоевать любовь других –
Подарить им свою любовь.
Она должна идти из глубины, то есть из сердца».
Ж. – Ж. Руссо
1) - Как вы понимаете это высказывание?
- Что такое любовь?
Любовь- 1. Чувство самоотверженной и глубокой
Привязанности, сердечного влечения.
2. Склонность, пристрастие к чему-либо.
(С. Ожегов «Толковый словарь»)
- К кому мы испытываем данное чувство?
Подберите эпитеты к слову любовь (Чарующая, мимолетная, незабвенная, слепая, беззаветная)
2) Проверка домашнего задания:
1 вариант: выписать из произведений писателей предложения о любви, содержащие обособленные определения и обстоятельства.
2 вариант: составить предложения о любви, осложненные обособленными определениями и обстоятельствами.
Вывод: Любовь бывает разной, но без этого чувства человек прожить не может.
Еще раз вернемся к эпиграфу, второе предложение осложнено обособленным членом.
-Как вы думаете, с какой целью он используется? ( для уточнения).
-Какое слово уточняет?
Вывод: слово, которое уточняем, называется уточняемым, а то, которое уточняем – уточняющим.
Уточняющие члены предложения
Уточняют конкретизируют ограничивают объем понятия
Каким членом предложения является наш уточняющий член предложения? (обстоятельством места)
Для того
,
чтобы узнать, какими еще членами предложения могут быть уточняющие, обратимся к
тексту:
Такое прекрасное чувство.
Людей, никогда не любивших, нельзя назвать сформировавшейся личностью. Человек нуждается в любви с рождения, даже с зарождения жизни. В течение всего жизненного пути мы учимся любить. Иногда любимнеуверенно и осторожно, почти по- детски, иногда молниеносно, с бурей эмоций. Л.Н. Толстой писал, что любовь - это желание добра другому. Она не должна быть эгоистичной, жадной, любовь должна быть другой, то есть бескорыстной. Настоящая любовь ценит понимание, искренность, верность, особенно уважение.
Некоторыесчитают, что без любви на Земле было бы лучше. А как же любовь кматери?Она постоянна, неизменна, то есть вечна. Никакое потрясение, даже горе, не может убитьматеринскую любовь, передкоторойвсё человечество преклоняется уже много столетий. Вспомнив образ СвятойДевы Марии с младенцем на руках, вы увидите настоящую любовь. Это чувство живет внас, делает нас добрее. Очень часто, особенно в трудную минуту, мы обращаемся к милой и нежной маме, ищем у нее утешения и одобрения.
Любовь матери, как веснавприроде, пробуждает к жизни. Она
вечна, нерушима. Ничто, даже..., не может заменить намживой,
переменчивой природы. Значит, пораспохватиться, по- новому, . ,
относиться к ней. Ведь мы её частица, хотя и отгородились от неё стенами городов. Мы всё чаше прислушиваемся к далёким сигналам,
особенно. .., но не слышим их около себя. Они непрерывно звучат у
нас на земле. Очень часто , , мы стараемся не слышать
позывные птиц и зверей. А ведь они гоже любят Землю, природу и человечество. Вслушайтесь в голосаживого! Откройте сердце для любви, разве может быть что - то прекраснее?
Задание:
- Докажите, что это текст.. ( Предложения связаны по смыслу, имеет
заглавие, объединен одной темой).
- Определите стиль текста (рассуждение),
Тип текста (художественный),
- Какие языковые средства использованы в тексте* (эпитеты, сравнения).
Работа с I частью:
- Найти уточняющие члены предложения, определить какими членами они являются, ( Ответы заносятся в схему).
СХЕМА
УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Уточняют
конкретизируют
ограничивают понятия
обстоятельства определения дополнения гл. члены
места приложения
времени
образа действия
союзы: то есть, слова: особенно, даже, предлоги: кроме,
или главным образом помимо, вместо,
в частности, например исключая, наряду с
Самостоятельная работа:
Задание II:
Списать вторую часть текста, найти уточняющие, подчеркнуть как члены предложения.
Задание III:
Списать третью часть текста, вставить уточняющие члены, подчеркнутькак члены предложения.
Словадля справок: даже любимая вещь, бережнее, особенно
неизвестным, каждый день.
IV. Итог идомашнее задание:
- Повторим ещё раз то, что мы узнали об уточняющихчленах предложения. Откроем учебник на странице 152 и прочтемправило
ДОМА: I--вариант: стр.:54 Упр.345
II-вариант:Ответить на вопрос текста, использовав уточняющие члены предложения.