Проект средней группы:
исследовательски - творческий
Продолжительность проекта: одна неделя
Тема проекта:
«Животные нашего леса зимой»
Руководитель проекта:
Воспитатель Малашенко Л.А.
Выдвинута проблема - как дикие животные живут зимой?
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Цель проекта:
Формирование у детей знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных.
Задачи:
Расширять представления детей о жизни диких животных зимой.
Развивать эстетическое восприятие образа животных и умение передавать увиденное в рисунках, поделках.
Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе
Этапы:
1 этап подготовительный
Изучение методической литературы
Организация предметно-развивающей среды
Подбор художественной и энциклопедической литературы, иллюстраций и картин, дидактических игр, оборудования, костюмов, музыкальных произведений, музыкальных игр, интернет-ресурсов по теме проекта.
2этап исследовательско-творческий
(Через разнообразные виды деятельности): познавательно- исследовательская, двигательная, музыкальная, изобразительная, элементарная трудовая деятельность, восприятие художественной литературы, а также взаимодействие с семьёй.
Познавательно-исследовательская деятельность включала в себя: дидактические игры «Кто где живёт?», «Прятки», «Угадай по описанию», «Кто лишний?, «Помоги белочки сделать на зиму запасы» и др.
Цель данных игр: закрепить знания о местах обитания, о способах приспособления к зимнему периоду.
Беседы «Кто живет в зимнем лесу», «Как дикие животные готовились к зиме». Цель этих бесед: расширять представления о жизни диких животных в лесу, об их приспособлении к зиме.
Опыты на тему «Почему звери сменили цвет своей шубки?»
Опыт 1. Почему заяц зимой белый?
«Летом – серый, зимой – белый», — эту загадку знают все дети и взрослые. А почему же зайчик к зиме белеет? Ответ на этот вопрос ребенок может найти сам. Предложили ему рассмотреть силуэт зайчика на белом и зелёном фоне бумаги. Спросили у ребёнка, смогут ли волк или лиса увидеть белого зайчика на белом снегу? Зачем же тогда зайка меняет свою шубку к зиме? (да, в серой шубке его бы сразу увидели волк и лиса, а белая шубка его охраняет).
Опыт 2.
« Почему белка меняет шубку зимой»?
Опыт проводится аналогично предыдущему, но используется два силуэта белки: серебристого и оранжевого цвета. Они демонстрируются ребенку на серебристом и оранжевом фоне. Когда легче увидеть и отгадать, кто это? Зачем же белка меняет шубку? Ребёнок сам догадается на основе этого опыта.
Опыт 3. « Какая шубка теплее?»
В холодную погоду взяли на прогулку с ребенком две пары рукавиц – одну легкую пару, осеннюю, а другую – зимнюю, пушистую, толстую. Пусть сначала наденет легкие рукавички, а потом теплые. В каких теплее? Объяснили, что животным на зиму тоже нужна теплая одёжка. Но рукавичек, шапочек, пальто у них нет. Откуда же у них берется зимняя шубка? Оказывается, что звери осенью линяют и меняют шубку на более толстую и теплую!
Экскурсия в лес. Обратить внимание на красоту осеннего леса, особенности внешнего вида растений, деревьев, повторить правила поведения в лесу. Труд в природе: собирать веточки, шишки, листочки для будущей поделки.
Двигательная деятельность: подвижные игры «У медведя во бору», «Охотник и зайцы», «Бездомный заяц», «Медведь и пчёлы», «Волк во рву». (развитие физических качеств, обогащение двигательного опыта, формирование потребности в двигательной активности).
Музыкальная деятельность
Прослушивание с детьми музыкальных произведений «Медведь», «Лисичка поранила лапу», разучивание песенок «Лиса по лесу ходила», «Ехали медведи на велосипеде», «Зайчик», музыкальные игры «Зайка», «Плетень», «С барабаном ходит ёжик», «Звери и звероловы».
(развитие музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку).
Изобразительная деятельность. Рисование красками по замыслу животных леса. Цель данного занятия: закрепить умение отражать в рисунках диких животных.
Коллективная аппликация
« Кто живёт в лесу». Цель: формировать умение отражать в работе животных, используя имеющиеся технические навыки в аппликации. Учить обводить шаблоны и вырезать диких животных, нарезать мелко цветные шерстяные нитки и покрывать основу «шерсткой». (Готовых зверей поселить в лесу.) В процессе работы дети учились договариваться и взаимодействовать друг с другом.
Конструирование из природного материала «Ёжик». В гости к детям приходит Лесовичок, обращается с просьбой к детям сделать друга для лесного ёжика. Дети с удовольствием выполняют просьбу. На готовую заготовку прилепляют сосновые шишки. Получился весёлый ёжик. Теперь их на лесной полянке двое. При выполнении работы развивались не только конструктивные способности, но и чувство сопереживания, желание помочь другому.
Восприятие художественной литературы
Рассматривание с детьми иллюстрации по рассказам Пришвина, Чарушина, читали художественные произведения В.Бианки «Готовятся к зиме», А.Блока «Зайчик», М.Пришвина «Ёж», К.Д.Ушинского «Жалобы зайки». Учить детей самостоятельно сочинять и загадывать загадки о диких животных; через художественную литературу и рассматривание иллюстраций давать новые знания о жизни животных в природе.
Участие в проекте родителей.
Рисование вместе с детьми иллюстраций к альбому загадок, оформление титульного листа альбома, изготовление атрибутов к подвижным играм, разучивание стихотворений с детьми, участвующих в постановке сказки «Как звери к зиме готовятся».
3 этап заключительный
Альбом «Загадки и отгадки».
Сюжетная композиция «Осенью в лесу». (из природного материала, собранного детьми на экскурсии: изготовление разных диких животных, оформление лесной полянке мхом, деревьями, ягодами, листочками, сделать берлогу для медведя).
Показ родителям сказки «Как звери к зиме готовятся»
Каждый персонаж сказки рассказывает о себе, о своих осенних делах, о том, как он к зиме подготовился. Цель: закрепление полученных знаний о мире природы в интересной и увлекательной форме, учиться применять полученные знания в жизни.