* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;}

Малые фольклорные формы – это основное средство патриотического воспитания старших дошкольников.

Селезнева Наталья Александровна

воспитатель

Волгоградская обл, г. Волжский

МДОУ д/с № 109 «Колокольчик»

В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Патриотизм является одним из самых глубоких чувств, заложенных в человеке и закрепленных тысячелетиями. Согласно Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, патриотизм – это такое чувство, которое предполагает любовь к Родине, готовность верой и правдой служить ей, выполняя свой гражданский долг. Однако патриотизм – это многогранное понятие, в которое входит еще и эмоциональная привязанность к родному языку, традициям и обычаям, к родным местам. Возникает это чувство под влиянием лучших образцов народного искусства и художественной литературы, под влиянием окружающей среды, практической деятельности человека.

Чувство патриотизма развивается постепенно. Оно начинается от эмоциональной привязанности к друзьям, улице, району, городу, а заканчивается осознанием своей причастности к Отчизне. Это очень долгий и тернистый путь, который начинается еще в детском саду. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В то же время следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Выполнение программы по патриотическому воспитанию требует реализации нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.

Одной из основных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) является: «объединение развития и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в детском саду в условия введения ФГОС ДО. По мнению С. Е. Матушкина, патриотическое воспитание представляет собой неотъемлемую часть воспитательного процесса, оно неразрывно связано с гражданским, нравственным, трудовым воспитанием, но обладает относительной самостоятельностью.

Проблема патриотизма и его формирования была актуальна уже с древних времён. Тем не менее, стройной, единой системы, отражающей всю полноту данной проблемы, не существует. Главной задачей, приоритетом по формированию патриотизма на этапе старшего дошкольного возраста можно считать «обретение родины». Но не следует забывать и о том, что педагог, не будучи патриотом сам, не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине.

Процесс патриотического воспитания необходимо начинать в старшем дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности дошкольника, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире.

Для воспитания чувства патриотизма важно давать детям старшего дошкольного возраста начальные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Старший дошкольный возраст, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, в силу еще не утраченной открытости души, наиболее важен для формирования патриотических чувств. Для общества патриотическое воспитание дошкольников – это фундамент как раз того поликультурного пространства, создание которого предусматривается программой правительства.

В разные периоды исследованием проблемы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста занимались такие известные педагоги и исследователи, как К. Д. Ушинский («Человек как предмет воспитания»), С. А. Козлова, М. Ю. Новицкая («Родной дом»), Е. В.Соловьёва, Л. И. Царенко («Наследие»), О. Л. Князева («Как жили люди на Руси», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»), Н. В. Алёшина («Патриотическое воспитание дошкольников»), Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова («Мы живём в России») и другие. Именно идея патриотизма всегда являлась тем фундаментом, на котором во все времена консолидировались все слои российского общества.

Зеньковский В. В. писал: «никто не может считаться сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа: мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить свое развитие». Ушинский К. Д. считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический материал веками накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных народных промыслах, в фольклорных произведениях, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста.

Малые фольклорные формы – это основное средство патриотического воспитания старших дошкольников. Добринец Л. А. считает, что приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Средства народной культуры в данном направлении воспитания имеют огромное значение. Воспитание фольклором должно начинаться в семье, с самого рождения и поддерживаться в дальнейшем в дошкольном образовательном учреждении.

Эффективным средством патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста является использование малых фольклорных форм. Прослушивание колыбельных песен, пестушек, потешек и иных произведений детского фольклора позволяет заложить фундамент для развития у детей патриотических чувств и развития духовности.

Исследованием проблемы использования малых фольклорных форм в работе со старшими дошкольниками, а также их влияния на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста занимались такие ученые, как Н. Ф. Андреева, Н. А. Белоусов, В. В. Буткевич, В. Г. Дмитриева, В. П. Ватман, Л. А. Добринец, А. Д. Живейко, М. Б. Зацепина, В. О. Ключеский, О. Л. Князев, С. А. Козлова, Т. С. Комарова, М. Б. Кусмарцев, К. М. Тронь, К. Д. Ушинский и др.

Процесс воспитания патриотизма старших дошкольников только лишь усилиями дошкольной образовательной организации не может быть успешным, так как основы воспитания закладываются в семье, а родители являются самыми близкими для ребенка носителями традиций и культуры. Понимание ребенком своей близости с окружающим и Родиной начинается с осознания им любви к своей семье.

Возникает противоречие между необходимостью воспитания патриотизма у старших дошкольников в дошкольной образовательной организации и отсутствием обобщенной информации об использовании средств фольклора в этом процессе. Таким образом, проблема изучения и патриотического воспитания старших дошкольников посредством использования малых фольклорных форм становится в последнее время все более актуальной.

Список использованных источников

1. Российская Федерация. Законы Российская Федерация. Приказы. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155. – Текст : электронный // Правовой портал ГАРАНТ.РУ. – URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ .

6. Брокгауз, Фридрих Арнольд (1772-1823.). Энциклопедический словарь : В 86 т. / Изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. - Репр. изд. - СПб. : ПОЛРАДИС, 1993. - 25 см. Бос-Бунчук. Т. 8. - 1998. - VI c., С. 473-938 с., [14] с. ил., цв. ил., карт.; – ISBN 5-900741-01-X – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000868018(дата обращения 19.12.2023).

13. Добринец, Л.А. Региональная программа нравственнопатриотического воспитания старших дошкольников Я и мой поселок» / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» – URL: http://festival.1september.ru/articles/506161/.

19. Зеньковский В. В. Православная педагогика : онтологические и историко-теоретические основы педагогики православной цивилизации / игумен Георгий (Шестун). - Изд. 4-е, испр. и доп. - Москва : ПРО-ПРЕСС, 2010. - 671 с.; 21 см.; ISBN 978-5-89510-010-3 (в пер.) – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004576083.

56. Ушинский, К. Д. Воспитание человека: статьи, произведения для детей / К. Д. Ушинский; сост. и авт. вступ. ст. С. Ф. Егоров. – Москва: Карапуз, 2000. –255 с. – Библиогр.: с. 254-255. – ISBN 5-8403-0040-3. – Текст: непосредственный.