Мастер – класс:
Мультисенсорное пособие «Нумикон» как средство развития детей дошкольного возраста.
Павлова Татьяна Васильевна, воспитатель МБДОУ«Новоторъяльский детский сад «Улыбка»
Цель:
Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством использования инновационных игровых технологий в дошкольном обучении.
Задачи:
Познакомить с развивающей игрой «Нумикон» и ее применением в разных формах работы в детском саду.
Обучить педагогов методам применения игровой инновационной технологии.
Вызвать у участников мастер -
класса желание внедрить в практику работы развивающую игру «Нумикон».
Добрый день, уважаемые участники мастер-класса, я рада видеть всех вас на этой встрече. Мы все знаем, что всё обучение в дошкольном возрасте строится на основном виде деятельности – игре. Игровая технология очень обширна и дает воспитателям широкое поле для деятельности. Именно здесь проявляется наш педагогический талант находить и применять игры для развития детей.
Уже не первый год я работаю над темой ФЭМП, использовала различные методики подачи этой темы. Обращалась к сказкам, дидактическим и логическим играм.
Моей педагогической находкой стало дидактическое пособие «Нумикон», которая максимально удовлетворяет требованию мультисенсорного обучения «Слышу – вижу – делаю».
Нумикон - это программа и набор наглядного материала, созданного в Англии в 1996-1998 годах для тех детей, которым сложно изучать математику.
Нумикон используется совместно с другими обучающими материалами и призван помочь в освоении основной образовательной программы.
Занятия с пособием Нумикон подключают множество каналов чувственного восприятия ребенка - слух, зрение, осязание, движение и речь.
Возможности использования Нумикона очень разнообразны, что позволят встраивать его в разные части занятия.
Наверное, всех интересует вопрос: что же развивает пособие Нумикон? Чтобы, ответить на этот вопрос, я вам предлагаю принять участие в квест-игре.
Давайте попробуем вместе проиграть отдельные приемы использования Нумикона и сделаем вывод, какие же математические представления развивает то или иное задание.
1 стол - Развитие мелкой моторики (с 1,5 лет).
(приглашаем несколько человек)
Предлагаю Вам подойти к первому столу, внимательно рассмотреть задания и игры, которые представлены и поиграть в них. - Итак, какие дидактические игры вы видите перед собой?
Примерные ответы:
1.Закапывать формы в крупу, доставать и говорить, что досталось.
2. Сложить в мешок и просить по одной доставать.
3.Использовать в играх с машинами - грузить, перевозить.
4.Используют в сюжетных играх, например, жарят их на сковородке или делают из них бутерброды.
5.Нумикон - конструктор, из которого можно строить дорожки, башенки, выкладывать картинки на белой доске.
-А теперь прошу ответить на вопрос,
что же мы развиваем с помощью
Нумикона
в этих играх?
н
а каком этапе развития ребенка могут применяться эти игры?
Совершенно верно, это развивает мелкую моторику рук. По сути это подготовительный этап использования паттернов. Так как дети не считают и не определяют цвет, а лишь пытаются из частей сложить целое.
А теперь мы переходим на 2 уровень квест-игры.
2стол - Развитие сенсорных эталонов (с 2-х лет).
( выбираем 4 участников).
1. «закрой окошки».
Ребёнок закрывает окошки паттернов пуговичками того же цвета.
2.Выложи красную и синюю дорожки разной длины.
3.Построй высокую и низкую елочку.
4. Выложи дорожку определенного цвета.
-Что мы развиваем с помощью данных заданий?
- На каком этапе развития ребенка могут применяться эти игры?
Через различные сенсорные игры ребенок закрепляет знания об основных цветах, узнает, что детали имеют различный цвет и размер, что в каждой форме есть разное количество дырочек. Однако на этом этапе ребенку еще не предлагается пересчитывать количество дырок в каждой детали.
Переходим на 3 уровень квест-игры.
3 стол – Пространственно-временные понятия (с 3-х лет).
(выбираем 3 участников).
- Что Вы видите на столе? (на столе выложены пазлы, часы).
- Какой паттерн лежит внутри круга?
- Какой паттерн лежит снаружи круга?
- Где он лежит: сверху, снизу или сбоку?
- Таким образом, при выполнении этих заданий мы изучаем и отрабатываем…
Ответ участников: пространственно-временные понятия.
- Некоторые из этих заданий можно применять с 3-х лет. А в старшем дошкольном возрасте можно усложнять задания.
Переходим на 4 уровень квест-игры.
4 стол – Развитие логического мышления (с 3-х лет).
Карточка №1: Копирование логического ряда (типа: аб, абб или абв)
Карточка №2:Продолжение логического ряда(типа: аб, абб или абв).
Карточка №3: Придумывание логического ряда.
Таким образом, при помощи этих игр мы развиваем логического мышление.
Переходим на 5 уровень квест-игры.
5 стол – Введение понятия числа и количества (с 4-х лет).
1. «Красивые бусы». (Собери бусы из 2-х желтых и 3-х красных паттернов).
2. «Перепутанные паттерны». (Разложить их по порядку, начиная с самой маленькой).
3. « Что пропущено?» Формы раскладываются по порядку. Потом ребенок отворачивается и вынимается из ряда одна из форм, оставив пустое место. Ребёнок находит недостающую форму.
4.« Называем форму». (Раскладывать формы по порядку от 1 до 10, выкладывать под формами карточки с цифрами).
5. Дидактические игры: «Рыбалка», «Чудесный короб».
Уважаемые коллеги, как вы думаете, какие понятия формируются при выполнении этих дидактических игр?
Ответ: Введение понятия числа и количества
Совершенно верно: На этом этапе идет работа с цифрой, где у ребенка формируется понятие о числе и узнавание цифр.
Переходим на 6 уровень квест-игры.
6 стол – Состав числа. Знакомство с арифметическими действиями (с 5-6 лет)
«Домик».
При объяснении состава числа мы складывали одни формы из других и таким образом наглядно показывали, как одно число составляется при помощи двух меньших чисел.
Приводить
пример
ы
на сложение
и вычитание
, выкладывая перед собой
.
При знакомстве с арифметическими действиями, Нумикон используется как дополнительный наглядный материал.
Вопрос участникам: - Что же мы развиваем с помощью Нумикона в этих играх?
Ответ: - Изучаем состав числа. Знакомимся с арифметическими действиями.
-Уважаемые коллеги, обратите внимание на экран: проиграв в квест-игру, у нас получился вот такой кластер.
Таким образом, Нумикон – это уникальная игра, при использовании которой у детей углубляются математические представления и наш практический опыт свидетельствует, что Нумикон может стать удачным дополнением и ресурсом для работы, не заменяя, а успешно и эффективно дополняя достаточно известные и традиционно существующие методы и материалы при работе с детьми не только имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), но и с детьми, которые испытывают трудности при формировании математических представлений.
3. Рефлексия:
И в завершении мастер-класса, мне хочется услышать ответ на вопрос:
- В чем преимущество данной игры перед другими развивающими играми?
Я надеюсь, вас заинтересовала предложенная игра, и вы пожелаете вместе с детьми поиграть в неё. Мне было приятно с вами сегодня сотрудничать. Спасибо вам за участие в мастер - классе.
Желаю вам творческих успехов!