Мастер-класс
* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;}

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шумячская средняя школа им. В.Ф. Алешина»

Мастер-класс

« Работа с текстом как основа формирования функциональной грамотности учащихся начальных классов на уроках литературного чтения»

Подготовила:

учитель начальных классов

Богатырева Ирина Александровна

п. Шумячи

2022

Мастер-класс

« Работа с текстом как основа формирования функциональной грамотности учащихся начальных классов на уроках литературного чтения»

Автор: Богатырева Ирина Александровна

Организация: МБОУ «Шумячская СШ им. В.Ф. Алешина»

Населенный пункт: Смоленская область, п. Шумячи

1 слайд.

Мастер-класс

« Работа с текстом как основа формирования функциональной грамотности учащихся начальных классов на уроках литературного чтения»

2 слайд.

Цель: познакомить слушателей с приёмами работы на уроках литературного чтения, способствующих развитию грамотности чтения; привитию интереса к чтению.

 Задачи:

познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;

раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы;

показать практическую значимость использования данных приёмов работ в практике, убедить педагогов в целесообразности их использования в практической деятельности на уроках.

3 слайд.

Ожидаемые результаты: участники мастер-класса получат знания о приёмах и стратегиях, используемых на уроках литературного чтения в начальной школе; педагоги смогут использовать приобретенные знания в своей практике.

Методы и приёмы, используемые в ходе мастер-класса: диалоговое обучение (работа в группах), оценивание для обучения, метод рефлексии.

 

Оборудование: электронная презентация; цветы разного цвета; карточки с пословицами; сигнальные карточки «Светофор»; листы ватмана; маркеры; листы для работы с текстом; текст со сказкой; листы для рефлексии.

Ход мастер – класса:

1.Организационный момент.

-Добрый день уважаемые слушатели! Я очень рада сегодня видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное, принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны проведённой работой. Я желаю нам успехов.

-Из всех проявлений человеческого творчества самое удивительное и достойное внимания — это книги. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

4 слайд.

Деление на группы «Цветочная поляна».

5 слайд.

.Мотивация к мастер-классу.

Приём «Верите ли вы …»

- Верите ли вы, что по окончанию мастер – класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

- Верите ли вы, что устанете работать на мастер – классе?

- Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

 

3.Основная часть.

-Сегодня мы поговорим о приёмах, используемых нами на уроках литературного чтения, которые являются помощниками в формировании навыка чтения у младших школьников.

-На начало урока желательно использовать дыхательные гимнастики, что сейчас мы с вами и сделаем.

6 слайд.

Например, дыхательная гимнастика «Задуй свечу».

Цель: формирование навыка владения голосом и подготовка к чтению.

-Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

7, 8 слайды

Работа над текстом.

-Сейчас вам предлагается поработать в группах.

Правила работы в группе:

не говорить всем сразу;

всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);

перед работой нужно договориться, кто что будет делать;

не спорить зря, а доказывать, объяснять;

стараться понять друг друга;

возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично.

Цель: знакомство с текстом, провести его анализ; формирование навыков осознанного чтения; привитие интереса к чтению.

9 слайд

Задание 1: прочитать сказку «Мальчик-Огонёк» и доказать, что это сказка.

(на листах)

Прочитайте сказку «Мальчик-Огонёк». Докажите, что это сказка и ответьте на вопросы.

Мальчик-Огонёк

Жил на свете Огонёк. Хотелось ему стать мальчиком.

Фея превратила его в мальчугана. Но предупредила:

- Если попадёшь в воду – погаснешь.

Как-то вышел Огонёк на берег реки. А там мальчишка тонет. Что делать? Вспомнил Огонёк слова волшебницы, вспомнил… и бросился в воду.

Вытащил на берег мальчишку, но сам погас. Лежат на песке чёрные угольки.

Тут солнце направило сильный луч на мальчика-Огонька и зажгло его. Стал Огонёк большим Огнём с добрым сердцем.

 

- Прочитайте то место в сказке, которое заставило вас волноваться.

- Как описан этот момент? Кто задаёт вопрос «Что делать?»

- Прочитайте выразительно предложение с многоточием. Почему это предложение так построено?

- Почему мальчик бросился в воду?

10 слайд

Задание 2: обозначьте цифрами правильный порядок развития событий в сказке.

__ Запрет

__ Появление героя

__ Испытание

__ Спасение, помощь

11 слайд

Задание 3: составить небольшие сказки по заглавию «Стеклянный человечек», «Пластилиновый человечек», (зачитать пример текста, составленный учащимися на уроке литературы)

(Представление работ)

12 слайд

-Предлагаю провести самооценивание своей работы по стратегии «Большой палец».

Критерии оценивания:

- Большой палец вверх, если вы уверены в том, что достигли поставленных целей и того, что от них ожидалось;

- Большой палец в сторону, если вы чувствуете, что достигли частичного успеха в достижении целей, но необходима еще работа;

- Большой палец вниз, если вы думаете, что никак или мало продвинулись к достижению цели.

Примеры текстов, написанные учащимися 2-4 классов.

Стеклянный человечек.

Жило-было прозрачное стёклышко. Очень хотелось ему стать мальчиком. Услышала фея его просьбу и превратила в стеклянного мальчика, но предупредила:

- Тебе нужно опасаться прыжков и падений.

Как-то бежал стеклянный человечек по улице и услышал детский крик. Видит: малыш залез на подоконник и хочет спрыгнуть на землю. Вскочил стеклянный человечек на подоконник и остановил малыша. А сам не удержался и упал. Но не разбился. Его спас куст с мягкими широкими листьями.

Теперь они с малышом друзья.

Пластилиновый человечек.

Жил-был пластилиновый шарик. Попросил он волшебницу:

- Преврати меня в мальчика доброго и весёлого.

Волшебница сказала:

- Пусть будет по-твоему. Но тебе нельзя появляться на солнышке. Оно тебя расплавит.

Однажды гулял пластилиновый мальчик по тенистому лесу. Вдруг видит: девочка заблудилась и плачет. Вокруг лес, чаща, а на небе палящее солнце. Что делать? Вспомнил он запрет, вспомнил… И отвёл девочку домой. Но сам расплавился, потому что на дороге негде было укрыться от солнца.

Увидела девочка, что мальчик превратился в мягкий комочек, и слепила его снова.

13 слайд

Вывод: план сказки (её порядок) помогает правильно построить сказку, подготовиться к её пересказу и полному анализу.

14 слайд

Приём работы с пословицамиЛогически – поисковое задание.

Работа в группах.

Цель: развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью.

-Пословицы и поговорки - это краткие изречения, в которых помещается суть опыта и мудрости народа.
Пословицы обязательно подскажут, как найти правильный путь для решения проблемы.

-Работа над пословицами, по меткому выражению К.Д. Ушинского, «вводит детей … в лучший народный язык». И если она проводится систематически, то дети постепенно сами начинают вводить в свою речь пословицы и поговорки.

15 слайд

Задание: все пословицы разделены на части. Участникам необходимо их собрать и объяснить смысл наиболее понравившихся.

Задание для 1 группы

Не на пользу книги читать, коли только вершки в них хватать.

Свет не без добрых людей.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Храбрый узнается на войне, мудрый – в гневе, друг – в нужде.

Родная земля – золотая колыбель.

Задание для 2 группы

Хлеб питает тело, а книга питает разум.

Добрый пример лучше ста слов.

Дружба не терпит никакого обмана и рвётся там, где начинается ложь.

Ум дает силу, сила дает храбрость.

Любовь к Родине у семейного очага зарождается.

16 слайд

-Предлагаю провести самооценивание своей работы, по стратегии «Светофор».

Критерии оценивания:

-карточка с зеленым кружком, если уверены в ответе;

-карточка с желтым кружком, если ответ был частичный или если слегка не уверены в точности своего ответа;

-карточка с красным кружком, если не знали, и не было ответа.

17 слайд

Вывод: и сказки, и пословицы разных стран дают людям одинаковые уроки о том, что нужно быть добрым, трудолюбивым, щедрым, находчивым, что плохо быть ленивым, злым, трусливым. Практически к каждой русской пословице можно подобрать аналог в фольклоре других народов, значит, в культурах всех народов есть что-то общее, и это общее ярко проявляется в таком жанре устного народного творчества, как пословица.

18 слайды

Приёмы работы для развития навыка быстрого чтения.

1. Приём – «Чтение с остановками».

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

2. Приём «Синквейн».

В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.

3. Приём «Работа с вопросником».

Применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

4. Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».

Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

5. Приём «Мозговой штурм»

позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

6. Приём «Уголки».

Можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

7. Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе

закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

8. Приём «Создание викторины».

После изучения темы или нескольких тем дети

самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы(участвуют все желающие).

9. Приём «Логическая цепочка».

После прочтения текста учащимся предлагается

построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.

10. Приём «Тонкие и толстые вопросы».

Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.

Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов

1) Толстые вопросы

Дайте несколько объяснений, почему...?

Почему Вы считаете (думаете) …?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

2) Тонкие вопросы

Кто…? Что…?

Когда…? Может…?

Будет…? Мог ли …?

Верно ли …? Было ли …?

Как звали …?

Согласны ли Вы…?

Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

11.«Древо мудрости»: сначала быстро, но внимательно дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ. Прежде, чем срывать с дерева листочки-вопросы, дети еще раз прочитывают заданный текст. В конце определяются лучшие знатоки.

Данная технология предусматривает проведение тематического урока в форме игры.

19 слайд

Рефлексия.

-А теперь, давайте, обобщим наши с вами знания. На этапе обобщения знаний используем приём синквейн. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

-На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

-На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих

тему синквейна.

-На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,

относящиеся к теме синквейна.

-На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное учеником предложение в контексте темы.

-Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

Работа в группах.

Составьте синквейн со словом «Чтение».

20 слайд

Чтение!

Детское, радостное.

Увлекает, занимает, окрыляет.

Дарит прекрасный мир общения.

Счастье!

21 слайд

Итог мастер-класса.

Рассмотренные приёмы работы на уроках литературного чтения позволяют вовлечь обучающихся в процесс развития читательского интереса, культуры чтения и, как следствие, читательской грамотности.

При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

В заключение хочу отметить, что эффективность данной работы, прежде всего, зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса.

22 слайд 

Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами»

( И.Г. Песталоцци).

P.S.

Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать информацию и понимать её. Получалось как в русской пословице «Читает – летает, да ничего не понимает». Наращивание темпов чтения, проверка техники чтения на скорость, по утверждению психологов и врачей-дефектологов, способно привести к неврозам . Исходя из этого , появляется необходимость сместить акцент с наращивания темпа чтения к формированию осознанного чтения.

Сейчас на некоторых цифровых платформах появились карточки с заданиями на формирование читательской грамотности. Например, эти задания я взяла в Яндексчебнике.

1.Упражнения для развития смыслового чтения. Работа с информацией

Прочитай текст о том, как писали в Древнем Египте.

⁠1. В Древнем Египте люди придумали для письма особые значки — иеро́глифы. 2. Иероглифы — это значки, похожие на птиц, зверей, предметы. 3. Египтяне высекали иероглифы на камнях. 4. А ещё они писали на папи́русе — особом материале, склеенном из стеблей тростника.

В каком предложении объясняется, как выглядели египетские иероглифы? Выбери нужный номер.

O 1 O 2 O 3 O 4

2.Работа с информацией. Смысловое чтение.

Прочитай текст и ответь на вопрос.

В Древней Руси люди писали так: они процарапывали или продавливали буквы специальными острыми палочками на коре берёзы — берёсте. Такие письма и записки на берёсте называются берестяны́ми гра́мотами. Учёные нашли очень много берестяных грамот в городе Но́вгороде. Они пролежали в земле много веков и хорошо сохранились. Среди них есть несколько записок и рисунков мальчика по имени Онфи́м. Он жил в Новгороде семьсот лет назад и ходил в школу, где учился писать. А когда ему становилось скучно, он рисовал на берёсте рисунки.

Как называются записки на берёсте, которые нашли учёные в Новгороде? Выбери верный ответ.

O берёзовые письма

O грамотные письма

O берестяные грамоты

O берёзовые грамоты

3.Работа с информацией. Смысловое чтение.

Прочитайте текст

Еще труднее, чем выучиться читать, было овладеть письмом. Неумелые пальчики выводили сначала совершенно непонятные, уродливые письмена. Немало слёз пролил он, пока научился более или менее сносно писать.

Можно ли определить, каким способом учился писать этот мальчик? Прочитай ответы ребят и выбери тот, который ты считаешь верным.

O Вова: Это же легко: мальчик учился писать ручкой в тетради! У многих сначала каракули получаются.

O Ира: Этот мальчик вряд ли ходил в современную школу, он наверняка учился писать клинышки.

O Кирилл: Из этого отрывка нельзя понять, как писал мальчик. Он мог писать и на берёсте, и в тетради, и на папирусе.

O Костя: Это было давно, мальчик писал на берёсте. Это очень трудно.

4.Работа с текстом. Общая грамотность.

Твой младший брат написал сочинение « Как я провёл зимние каникулы » . Когда ты прочитал его, то обнаружил, что брат не знает, как обозначаются « комнаты » в разных учреждениях.

В зимние каникулы мы с бабушкой ездили в город Одесса. В поезде в комнате (1) с нами ехал военный. В Одессе в гостинице мы поселились в комнату (2) 45. Бабушка меня водила в музей. Там в комнате (3) древних животных я видел скелет динозавра. Из всех развлечений мне понравилась прогулка на теплоходе. Там у нас была комната (4) на верхней палубе. Из Одессы я привёз много фотографий и хочу сделать фотовыставку в нашей комнате (5) в школе.

Помоги брату заменить выделенные слова на предложенные.

А. кабинет Б. купе В. каюта Г. зал Д. номер

Запиши соответствующие буквы

O 1

O 2

O 3

O 4

O 5