МБДОУ «ЦРР – детский сад № 6»

Мастер- класс для родителей

«Развитие фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями»

Составили и провели учителя-логопеды

Заева С.Н., Иванова Т.В., Одегова Ю.В.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Большое значение в формировании правильной речи ребенка имеет фонематический слух.

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую оболочку слов.

Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых не возможны полноценное чтение и письмо.

Чтобы ребенок слышал в свою речь, исправлял себя, научился писать без ошибок и овладел навыками звукового анализа слов важно играть с ним в игры, которые способствуют развитию фонематического восприятия.

Услышишь звук – хлопни в ладоши.

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.

Внимательный слушатель.

Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).

Найди нужное слово.

По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

Зоркий глаз.

Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.

Сложи звук.

Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.

Скажи наоборот.

Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

Какой одинаковый звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Подумай, не торопись.

Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

-Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

-Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний - а.

-Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.      

            

 Исправь Незнайкины ошибки

Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушай внимательно и исправляй ошибки.

-Коса прыгнула через забор.

-Колова даёт вкусное молоко.

-Рошадь жуёт сочную траву.

-Коска ловит мышку.

-Собаха сторожит дом.

-Мама валит касу.

Чистоговорки

Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог.
Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).
За-зу-за - уходи домой, ко... (за).
Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).
Де-де-те - сядем в темно... (те).
Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).
Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе). 

Подбери правильно рифму

Отругала мама зайку,

Он надел под свитер гайку. (майку).

Много снега во дворе,

       Едут танки по горе. (санки)

Пес Барбос совсем не глуп,

Он не хочет рыбный дуб (суп).

Проплывает под мостом серый,

скользкий, длинный  дом (сом).

       Здесь в лесу есть злые звери,

       запирайте на ночь... (двери).

 Как-то вечером две мышки

унесли у Пети... (книжки)

  Тише, Танечка, не плачь,

не утонет в речке.

Портфель я выронил из рук,

такой большой на ветке... (жук).

Шел по лесу шустрый мишка,

на него свалилась... (шишка).

Ветер, ветер, ты могуч,

ты гоняешь стаи... (туч)

Развитие фонематического слуха у дошкольников отражает не только способность ребенка правильно произносить слова и не путать слоги, но и свидетельствует о готовности ребенка к письму. Мы уверены, что данные логопедические упражнения помогут развитию у ребёнка не только речевых, но и других необходимых для школьного обучения процессов: внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления, познавательной активности. Проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.