1.Пояснительная записка Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, но и обладать такими личностными качествами, позволившие бы им реализовать себя в профессиональном и социальном плане. ? ? ? ?Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на основную школу, где в 8-х и 9-х классах должна осуществляться предпрофильная подготовка. Существенное отличие современного понимания профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными. 1.1. Тематическое направление Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение 1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование её выбора (актуальность) Мастер-класс на тему: ?Молодые профессионалы. Моя будущая профессия? Современный этап развития общества характеризуется высоким динамизмом, качественными сдвигами во всех областях жизни. Социальный прогресс, возрастание роли науки и техники, рост культуры требует усиления творческой активности личности, организованности, дисциплины, повышения требовательности к себе и своей деятельности. Ориентация в окружающем мире, способность применить свои способности с учетом своих интересов и нужд общества является главным фактором успешности человека, его самореализации и успешности жизни. Все это возможно, если помочь ребенку определить для себя ценностные ориентиры, научить выделять цели и способы их достижений, развивать внутренний контроль, саморегулирование деятельности и поведения. Именно стремление к самореализации является мотивом успешного человека. Человек получает большое моральное удовлетворение от своего движения вперед и развития. Мы педагоги, работающие с подрастающими поколениями, должны осуществлять функцию личностной ориентации: ответить учащимся на наиболее острые, сложные вопросы нашей общественной жизни, помочь обучающимся продемонстрировать в социуме свои способности, знания, умения и навыки. 1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия Методическая разработка воспитательного мероприятия направлена на 15- летних учащихся 9 классов МБОУ ?Гимназия? г.Моршанск. 1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность) Методическая разработка имеет важное значение и важную роль в системе работы классного руководителя. Данная разработка тесно связана с профессиональным самоопределением. Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба, свое место в жизни. Как правило, молодые люди не знают своей индивидуальности, особенностей своей психики, нервной системы, темперамента, волевой сферы. Предпрофильная работа классного руководителя способствует более гибкому подходу в получении знаний и умений учащимися, их профессиональному самоопределению. Особенно велика роль классных часов в подготовке и выборе будущего учащихся, их самоопределении в профессиональном выборе, ориентация на человека, и прежде всего на ребенка, подростка, как на высшую ценность, уникальную человеческую личность. Ведущую роль в формировании и становлении личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, защите интересов, как показывает практика различных типов учреждений образования, дает именно классный руководитель. 1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия Цель: помочь учащимся сделать осознанный выбор профессии; сформировать психологическую готовности к совершению осознанного?профессионального?выбора, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности; повышение компетентности учащихся в области планирования карьеры. Задачи: - научить постановке дальних и ближних профессиональных целей, помочь определить свою готовность к достижению профессиональных целей, осознать трудности в достижении профессиональных целей и найти пути их преодоления; - помочь сопоставить свои возможности с требованиями выбираемых профессий; - формировать у учащихся школы мотивационной основы для получения начального и среднего профессионального образования и выбора ими рабочих профессий; -? повышать информированность учащихся об основных профессиях, по которым наблюдается или планируется существенный дефицит кадров. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора Форма проведения воспитательного мероприятия – ?Мастер-класс?. Беседа и диспут с моделированием проблемных ситуаций, ответами на сложные вопросы и решением тренинговых заданий. Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать. Л.Н. Толстой 1.Игра ?Аукцион? (знакомство с делением профессий на несколько типов ?человек-человек? и т.д.) 2.Устный журнал ?Новое время - новые возможности? (учащиеся готовят ?страницы журнала?, подбирая материал о редких и новых не известных широкому кругу людей, профессиях. 3.Долгосрочный проект: ?Кем мне стать?? (Конечная цель - расширить представление ребят о различных профессиях, формировать позитивное отношение к труду, пробуждать интерес детей к поиску информации о профессиях). 4.Создание видеоролика о себе, как профессионале: ?Я - молодой профессионал? (парикмахер, ведущий, тренер, артист и т.д.). 5.Деловая игра: ?Оптимисты и скептики? (Цель игры: осознание привлекательных и непривлекательных сторон любой профессии, возможности ошибок и их последствий). 6.Создание проблемной ситуации (работа журналиста – написать репортаж с места аварии, работа врача-оказание первой помощи пострадавшим в аварии). В результате учащиеся приобретают определенные качества личности, такие как: •?гибкая адаптация в меняющихся жизненных ситуациях. Учащиеся, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике для решения проблем; •?умение самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления; •?умение грамотно работать с информацией; •?коммуникабельность, умение работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации, и умение выходить из них; •?умение самостоятельно трудиться над развитием собственной профориентации, нравственности, интеллекта, культурного уровня. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.) Для успешного проведения внеклассного мероприятия немаловажное значение имеет предварительная работа по подбору необходимой методической литературы. Одним из основных источников получения информации является интернет-ресурсы. Проводится предварительное профориентационное анкетирование. Подготавливаются дидактические карточки с заданиями. Требуется: Компьютер, мультимедийная установка, колонки, дидактические карточки. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей Работа по данной методике дает возможность развивать креативный подход в профессиональном самоопределении, и более осознанно подходить к выбору профессии. Кроме того, данная методическая разработка дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предлагать пути решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника. 2. Основная часть 2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия 1.1 Учитель выбирает тему и предлагает ее заранее, чтобы учащиеся могли подготовиться. Учащиеся обсуждают и принимают решение по данной теме 1.2 Учитель выделяет подтемы Учащиеся делятся на группы и работают над подтемами 2. Подготовка материалов к воспитательному мероприятию 2.1 Учитель заранее готовит материал для воспитательного мероприятия, задания и вопросы, тренинги и деловые игры 2.2 Учащиеся в группах самостоятельно находят нужный материал 3. Ход воспитательного мероприятия 3.1 Учитель активно принимает участие в обсуждении темы, консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность 3.2 Учащиеся сначала в группах, зачем на класс озвучивают результаты своей работы, обсуждают, дискутируют 4. Оформление результатов воспитательного мероприятия, создание продукта - презентации 4.1 Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность, помогает в создании продукта внеклассного мероприятия – совместного проекта 4.2 Учащиеся в начале в своих группах, а затем во взаимодействии со всем классом приступают к созданию продукта воспитательного мероприятия – презентации 5. Рефлексия 5.1 Учитель оценивает свою деятельность как педагога и наставника, учитывает оценивание учителя учащимися 5.2 Учащиеся оценивают свою деятельность, учитывают замечания других учащихся Ход мастер-класса Здравствуйте, уважаемые коллеги! Для того чтобы настроиться на тему нашего мастер-класса, давайте вспомним профессии, которые начинаются на буквы слова ?профессия?. Я думаю, что вы уже догадались, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем мастер-классе. Позвольте представить вашему вниманию наш опыт по ознакомлению детей с профессиями. В мире существует более 10 тыс. профессий, а включая специальности, специализации, квалификации - свыше 40 тысяч. Действительно, целое море возможностей и вариантов. А ведь одним из важнейших решений в жизни человека является выбор профессии. Поэтому очень важно как можно раньше помочь детям определиться с их склонностями и способностями. Тест на определение склонности к профессиям. Используя три геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Результаты: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях. 5 треугольников. Очень ответственные люди. Хорошие организаторские способности. До мелочей продумывает свою деятельность. 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе. 3 треугольника. Тип учёного. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой. 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует всё новое и необычное. 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением. Конечно, этот тест не отражает всё многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути. Классификация профессий по Климову Человек – живая природа Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог и т.д. Человек – техника Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания. Человек - человек Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель Человек – знаковая система Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы—вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед. Человек – художественный образ Представителей этих профессий занимают явления, факты художественного отображения действительности. Примеры: художник-декоратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист. Мы провели анкетирование обучающихся 9А и 9В классов классификации типов профессий по Е.А.Климову. Вы уже знаете свои результаты. Перед вами карта профессий. Посмотрите, какие профессии вам подходят. Факторы выбора будущей профессии ФАКТОР МОГУ: состояние здоровья; способности; уровень знаний; психологические особенности личности. ФАКТОР ХОЧУ: наши желания; интересы; склонности. ФАКТОР НАДО: Потребности рынка труда в кадрах. Перед вами круги ?Могу. Хочу. Надо?. Попробуйте проанализировать свои интересы, способности, желания и заполните их. Чаще всего при выборе профессии человек прислушивается к своему ?Хочу?. Поэтому сейчас мы попробуем разобраться с ?Могу? и ?Надо?. Упражнение ?Необитаемый остров?. Представьте, что вы пассажира корабля, который потерпел крушение. В результате вы оказались на необитаемом острове. Помощи ждать не откуда, был шторм, ваш корабль сильно сбился с пути. Ваша задача – определить, в каких специальностях вы будете нуждаться. Ведущий записывает предложения. Это фактор ?Надо? Теперь каждому необходимо выбрать профессию и обосновать свой выбор. Если претендентов несколько, то каждому необходимо доказать, что выбрать надо его. Дискуссия ?+ и – профессии? Каждая профессия имеет свои плюсы и минусы. Проанализируйте некоторые профессию ?военный?. В колонку "Оптимисты" запишите положительные моменты, а в колонку "Скептики" — отрицательные. Изменилось ли ваше представление об этих профессиях после обсуждения? Почему? Мозговой штурм – от чего зависит выбор профессии? От информированности о профессиях, оценки их достоинств и недостатков От мнения близких, особенно родителей. От индивидуальных психологических особенностей личности, например от темперамента, от того является ли человек экстравертом – склонен больше к общению с людьми или интровертом, которому общение дается труднее. От состояния здоровья. От способностей, склонностей и интересов. От уровня образования. От ситуации на рынке труда. От престижности профессии. От оплаты труда. От условий труда. Профориентационная игра ?Спасатели? Эта специальность становится все популярнее. Это и не удивительно, ведь представители данной почетной профессии помогают людям справиться с той или иной сложной ситуацией. Материалы: бинты, бумага, карандаши, детская игровая аптечка в которой игрушечные медицинские инструменты. Ситуация: Несколько человек пострадали в небольшой аварии на шоссе, до ближайшего населенного пункта далеко, спасателям необходимо оказать первую помощь (при ушибах царапинах и растяжениях). ?Журналисты? Данная игра способствует развитию умения работать в группе, развивает воображение, способствует установлению положительных отношений в группе, знакомит с особенностями профессии. Материалы: Бумага, ручки, микрофон (игрушечный). Ситуация: Несколько человек пострадали в небольшой аварии на шоссе, но спасатели во время оказали первую помощь. Необходимо составить репортаж об этой ситуации. Типичные ошибки при выборе профессии. 1. Выбор профессии ?за компанию?. Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья. Такой выбор профессии редко бывает удачным (точнее, случайно может стать удачным), потому что, только ?примерив? профессию к себе, именно к своим способностям и интересам, можно повысить вероятность успешного выражения самого себя в труде, вероятность удачного выбора. 2. Выбор престижной профессии. В данный момент престижными считаются профессии экономиста, юриста, менеджера, брокера, дилера и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность). 3. Отождествление учебного предмета с профессией. Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание журналистика. Однако профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в различные сферы деятельности и взаимоотношения людей. 4. Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится. К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности. Личная симпатия (или антипатия) к человеку одной профессии никак не может свидетельствовать о личной пригодности (или непригодности) другого человека к данной профессии. 5. Несоответствие здоровья и условий труда по избранной профессии. Любая профессия в разной степени нагружает органы и функции человеческого организма и поэтому почти каждая профессия имеет свои противопоказания, которые известны лишь врачу-профпатологу и профконсультанту. Принимая решение о выборе профессии, не забудь проконсультироваться с врачом, если даже ты, казалось бы, здоров. 6. Выбор профессии под давлением родителей. Родителям не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. Можно помогать, но не заставлять. 7. Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии. Незнание динамики развития профессии в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии. 8. Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах. Это дело не такое простое, как порой, кажется. Кроме того, многие ребята боятся узнать о себе, возможно, и неприятную истину; для этого надо иметь мужество, большое стремление к правде и достаточно практический ум, который поможет предупредить от ошибок незнания. Помочь в самопознании могут и товарищи, и книги о самовоспитании, и близко знающие вас взрослые, и, безусловно, специалисты по профконсультации. Знание типичных ошибок при выборе профессии оградит вас от лишних или неверных шагов, сэкономит время, поможет обрести наиболее подходящую для вас профессию. Демонстрация осознанного выбора Ролик Леши. Ролик Дианы Выступление Лизы и Лизы Как вы относитесь к народной мудрости: ?Где родился – там и пригодился?? Выбирая профессию, задумываетесь ли вы о возможности жить и работать, развивать свою малую родину? Рефлексия и заключение Наше занятие подходит к концу. Изменилось ли ваше отношение к выбору профессии? Сейчас каждый из вас определит, на каком этапе пути к выбору профессии вы находитесь и в зависимости от этого выбираете карточку соответствующего цвета: Зеленый – определился с выбором Желтый – сомневающийся Красный – не определился Пусть ваш выбор будет правильным! Хочется вспомнить слова Томаса Карлейля: ?Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы?. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте, или, что у него золотые руки. Уважаемые коллеги, мы продемонстрировали вам некоторые игры, которые возможно использовать в проведении различных мероприятий по ознакомлению детей с профессиями. Мы надеемся, что наш опыт пригодится Вам в Вашей работе и подтолкнет к созданию чего-то нового и интересного. Надо Хочу Могу
Мастер-класс на тему: «Молодые профессионалы. Моя будущая профессия»